Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Туризм


Пять белорусов-просветителей

24 мая в Союзном государстве отметили День славянской письменности и культуры

Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

1. ФРАНЦИСК СКОРИНА

Философ, просветитель, гуманист, доктор и, конечно, первопечатник! Этот «сын славного града Полоцка» учился в Краковском, Падуанском и Болонском университетах. О нем ходили легенды по всей Европе, а короли и вельможи были рады видеть его своим гостем. Франциск Скорина в далеком 1517 году дерзнул издать в одной из пражских типографий книгу, на первой странице которой значилось «Библия руска». С этого и началось восточнославянское книгопечатание.

Сегодня наследие Франциска Скорины насчитывает 520 книг, которые находятся больше чем в пятидесяти странах мира. В Беларуси в честь первопечатника учредили государственные награды - орден и медаль Франциска Скорины, которые вручают за вклад в развитие и приумножение духовного и интеллектуального потенциала, культурного наследия народа.

2. СПИРИДОН СОБОЛЬ 

XVII век. Население территорий, входящих в состав Речи Посполитой, насильственно ополячивают. Белорусский язык вытесняют из письменного употребления... В эти непростые времена в Кутеинском монастыре под Оршей увидел свет «Букварь языка словеньска» Спиридона Соболя. И сразу стал бестселлером на территории современных Беларуси, России, Украины. Тираж книги для «учения детям, начинающим чтению извыкати» составил 35 тысяч экземпляров. Невероятный прорыв для эпохи малограмотности.

Один из немногих уцелевших «Букварей» Соболя сегодня хранится в историческом музее в Москве. Судя по рукописным пометкам на полях фолианта, эта книга немало путешествовала по Европе и побывала в руках англичан и немцев.

3. КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ

«Златоуст, паче всех воссиявших на Руси» - называли его современники. Было за что: Кирилл Туровский - один из самых известных и плодовитых писателей своего времени. В ХII веке, когда он жил, почти всю литературу на Руси переводили с греческого языка. Он же написал огромное количество молитв, богослужебных текстов, проповедей и посланий, притч и стихов.

Несмотря на то что родился и прожил всю жизнь святитель Кирилл в Турове, его знали от Новгорода до Киева, от Полоцка до Москвы. А литературная значимость его текстов была настолько высока, что их издавали даже в СССР в период жесткого атеизма. Один из самых известных - притча «О слепце и хромце». Ее он написал, когда Владимиро-Суздальскую епархию занял «лжеепископ Феодорец», желавший церковного раскола. Кирилл Туровский обличил ересь и помог сохранить единство православия на Руси. 

4. ВАСИЛИЙ ТЯПИНСКИЙ

В 1570-е годы служивый конной роты из Орши на свои средства организовал типографию в имении Тяпино под Полоцком. Цель благородная - издавать книги на родном языке в противовес польскому, который насаждали власти. Доспехи без лишних сожалений сменил на печатный станок.

Что интересно, Василий Тяпинский опирался на старославянские переводы Библии Кирилла и Мефодия. Он же выступал за открытие школ, где обучение шло бы на русском языке «для лепшого розсудку», чтобы «детки смыслы свои неяко готовали, острили». Плоды его стараний сегодня можно увидеть в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и в Архангельском краеведческом музее.

5. ПЕТР МСТИСЛАВЕЦ

Ровно 460 лет назад, весной 1563 года, в Москве заработала типография Ивана Федорова. Именно там вышла первая печатная книга в Русском царстве - знаменитый «Апостол». Немногие знают, что Иван Федоров трудился не один, а с напарником - уроженцем белорусских земель Петром Мстиславцем.

Над изданием они старались почти год - отливали литеры, создавали гравюры, писали предисловие. Впрочем, восторгов от народных масс дождаться не удалось: привыкший к рукописным книгам люд осудил механическое воспроизведение священных текстов с помощью печатного станка. Федорова и Мстиславца обвинили в волшебстве.

Несмотря на поддержку самого государя, Москву печатникам пришлось покинуть. Но даже в чужих краях они не бросили свое дело - вместе продолжили выпускать книги на церковнославянском языке в Заблудове и Остроге, а затем по отдельности во Львове и Вильне. Стоимость того самого первого «Апостола» сегодня доходит до миллиона долларов на аукционах.