Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Туризм


Пять уроков искусства от Леонида Афремова

От этикеток пива до всемирно известных полотен - так можно коротко описать творческий путь мастера. Своим примером уроженец Беларуси доказал: большое искусство требует не только таланта, но и предприимчивости, умения идти в ногу со временем

1. НУЖНО МНОГО ТРУДИТЬСЯ

Неповторимый стиль художника нельзя спутать ни с  чьим другим. Яркие полотна с плотным слоем мазков масляной краски напоминают калейдоскоп. Небеса взрываются цветами, фигуры людей загадочно устремляются вдаль, а знаменитые города выглядят до неузнаваемости сказочно. Как говорил сам художник, «истинное искусство - живое и вдохновляющее, оно помогает нам избавляться от зла и уныния».

К импрессионизму он пришел далеко не сразу. После окончания училища вместо картин пришлось работать над этикетками для пива и агитационными плакатами, а в качестве халтуры лепить бюсты Ленина из гипса. Никакой творческой свободы, зато появился навык создавать произведения быстро и качественно.

2. НЕ БОЯТЬСЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

После распада СССР Афремов с женой и сыновьями переехал в Израиль. Колоритные пейзажи так сильно впечатлили художника, что он, пытаясь передать яркие краски на полотнах, отложил кисть и взял в руки мастихин. Им художники обычно убирают лишние краски, а он стал наносить. Быстро, густо, стихийно. В умелых руках обычный мастерок превратился в главный инструмент.

Долгие годы оттачивания техники привели к тому, что на создание абсолютно новой картины маслом художник мог потратить всего десять минут. А в день выдавал по десять-пятнадцать штук. В итоге к концу жизни число его работ перевалило за сотню тысяч.

3. ПРИНИМАТЬ ПОДДЕРЖКУ БЛИЗКИХ

Состояться Афремову как коммерчески успешному художнику помогли вовсе не именитые агенты, а собственные сыновья! В Израиле семью эмигрантов из СССР, мягко говоря, никто не жаловал. Хитрые галеристы брали чудесные картины Афремова по пятьдесят шекелей, а перепродавали от пятисот до пяти тысяч. Увидев это, старший сын Дмитрий проявил смекалку и начал ходить от квартала к кварталу, предлагая израильтянам работы отца.

Дело пошло - умение торговать проявилось во всей красе. Но когда о художнике-эмигранте заговорили, работать в традициях иудаизма стало трудно. На картинах проскальзывали обнаженные силуэты… Итог - ортодоксальные евреи разгромили мастерскую художника, и ему пришлось покинуть Израиль.

4. ПУТЕШЕСТВОВАТЬ В ПОИСКАХ ВДОХНОВЕНИЯ

Витебск, Ашдод, Нью-Йорк, Флорида, Пуэрто-Морелоса - Афремовы успели пожить в разных уголках света. А сам художник не без гордости говорил: «Посетил около сотни стран. Не люблю сидеть на месте, впечатления - это единственное, чего никто не сможет у нас отобрать. То, что человек увидел, уже никуда не денется».

Последним прибежищем знаменитого мастера стала Мексика. «Могу месяцами не включать новости, мне не интересен курс доллара, рубля и всего остального. Я живу в свое удовольствие в месте, которое вне времени. Спокойно, тихо, голубое море, всегда теплая погода, что еще нужно для художника?» - откровенничал Афремов.

Вспоминал ли он родной Витебск? Поклонники уверены, что не раз. Многие «угадывают» в пестроте многочисленных дождливых аллей именно белорусские улочки. Но автор предпочитал отмалчиваться на этот счет, сохраняя ореол таинственности.

5. ВРАЧЕВАТЬ ДУШИ

Мастихиновую живопись называют стилем Афремова. Он ее создал, развил и популяризировал. Что интересно, за несколько лет до смерти художник набрал себе учеников, которые сегодня объединились в студию его имени. Еще при жизни они начали создавать копии знаменитых работ под руководством мастера, продолжают и сейчас. Их можно запросто купить онлайн. Причем цены на качественные реплики последователей невысокие (около десяти тысяч рублей).

Искусство должно быть доступным, считал мастер. Он крайне редко выставлялся в галереях, а основную массу работ продавал через интернет. Да, это дало толчок для появления многочисленных подделок. Но в то же время принесло бешеную популярность. Ведь полотна именно этого художника чаще всего становятся образцами для картин-раскрасок по номерам. А некоторые психологи используют живопись импрессиониста в сеансах арт-терапии.