Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Взгляд из Москвы


Мозговой шторм

Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию предложил внести изменения в Конституцию страны, и столь радикальных обновлений она еще не знала

В 1992 году комиссию, создавшую самый важный документ страны, возглавлял Борис Ельцин. А всего к работе подключили больше тысячи экспертов. Фото: Александр Сенцов/ТАСС.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО СТУЧИТ В ДВЕРЬ

С первых президентских поправок стало ясно, что главная их цель - социальное государство, о котором много говорили, но пока ничего не делали.

Базовый закон не должен быть набором мертвых деклараций, зачастую делающих гражданина бесправным. Раньше юристы заглядывали в Конституцию в основном по поводу статьи 51, позволяющей не свидетельствовать против себя и ближних родственников. Но, как оказалось, не только она требует внимания: слишком много накопилось в законах лазеек от всяческого недобросовестного лоббизма.

Так, например, по законодательной инициативе президента теперь хотят ввести конкретную норму: минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России не может быть ниже прожиточного минимума. Он перестает быть виртуальной величиной, известной лишь бухгалтерам, статистам и авторам протоколов об административных штрафах. МРОТ оживает или, как говорят юристы, вводится в широкий оборот. И становится величиной, достаточной и обязательной для пропитания человека.


Одно из самых резонансных предложений призвано утвердить приоритет национального законодательства над международным. А также порядок формирования правительства, ограничения судьям, чиновникам и депутатам на право обладания иностранным гражданством и зарубежной недвижимостью. И еще ряд важнейших моментов, как раз и выстраивающих социальную политику страны.

СУДЬБА РЕЗИДЕНТОВ

Предполагаемые поправки обрушили лавину законотворчества. В стране образовалось много мозговых центров, порождающих и обсуждающих новые инициативы в базовый закон. Не остались в стороне ни общественные, политические активисты, ни лоббисты различных финансовых групп. На обсуждение экспертного совета прилетело уже больше пятисот инициатив, и по многим из них работа кипит. Причина здесь в том, что Конституция - закон прямого действия. Проще говоря, если в Конституции написано «нельзя министру иностранное гражданство» - то потом где-то писать «ну нельзя, но вот этому имяреку можно, потому что он был хоккеистом НХЛ», не получится. Нельзя - и все. Либо большой чиновничий портфель, либо дом за границей, выбирай. Это правило будет распространяться на премьера страны, федеральных министров, глав иных федеральных органов, депутатов ГД, членов Совфеда.

SV-06-konstRF-OBTR-70.jpg 

Поправка настолько понравилась, что стала обрастать новыми уточнениями. И вот после бурных дебатов уже стоит вопрос, ввести ли ограничения и на ближайших родственников - супругов, несовершеннолетних детей. Потому что через них чиновник может автоматически получить вид на жительство за границей, и тем самым в государстве останется чуждое влияние не в интересах россиян.

РЕПЛИКА

Павел КРАШЕНИННИКОВ, председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, о влиянии поправок на Союзное государство:

sv7-2020-krasheninnikov-40.jpg 

Фото: Андрей Минаев/kpmedia.ru

- В работе руководствуемся основными законами обеих стран. С учетом того, что по новым поправкам министры в России будут назначаться публично, работа в СГ тоже станет более открытой. Пока противоречий союзному строительству в предложенных поправках не вижу. У нас между странами заключено уже много соглашений, нужно их исполнять, и от предложенных изменений будет только польза.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

ШИРОКОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ

Что объективно стоит за работой с поправками, «СВ» рассказал профессор кафедры конституционного права МГЮУ Михаил Митюков:

ЦАРСКИЙ ПОДАРОК

- Михаил Алексеевич, социальное государство в России, где мы часто слышим о чиновной расхлябанности, о всевластии корпораций в регионах, это реально?

- У нас есть норма в статье 7, посвященная этому, но она слишком обобщена. Нынешние предложения возникли не на пустом месте: дискуссии уже давно были на конституционном совещании. Но в 1993 году идею не удалось продвинуть из экономических соображений. Сейчас эти возможности появляются или уже есть. И такие нормы - это социальное самочувствие граждан, как мы будем жить.

- Актер Владимир Машков и писатель Захар Прилепин предложили поправки о том, что территории России не могут быть отторгнуты и о поддержке наших соотечественников за рубежом. Можно ли это ввести в высокую норму?

- Замечательные положения. Они, конечно, требуют юридической шлифовки, но в целом я только за. Возможность такая есть. Правильно Президент подметил: технически нужно это реализовать, и все.

- Интересно, а как возникла история конституции в России, как она развивается?

- Развивается с учетом мировых идей. Передовые люди страны всегда мечтали об издании такого акта, который в определенной мере ограничивает самовластие. И ставит институты власти в определенные пределы, обеспечивает права и обязанности подданных, или сейчас – граждан. Об этом думали декабристы, народовольцы, либералы конца XIX века. Даже разрабатывались проекты, и немало. Первый документ, который был похож на конституцию – это «Основные государственные законы Российской империи» 1906 года, дарованные императором Николаем II. В них оказались предусмотрены Государственная Дума, Госсовет в виде Палат законодательных органов.

- Но само название «Конституция» появится только в советское время, в 1918 году.

- Тогда впервые приняли Основной закон РСФСР. Там была закреплена воля и власть тех, кто победил: диктатура пролетариата, ориентир на мировую революцию. Советские республики в 1922 году объединились в СССР. Возник вопрос об общем документе, который утвердил бы новое социалистическое государство и ранг союзных республик. Эта Конституция СССР появилась в 1924 году.

sv6-2002-mityukov-OBTR-120.jpg 

Михаил Митюков – один из создателей документа 1993 года. Фото: Вениамин Стрига

ФОРМАЛЬНЫЙ ШЕДЕВР

- У сталинской версии тоже была своя история?

 - Конституция 1924 года просуществовала до 1936 года, когда приняли «Сталинскую конституцию». Она исходила из того, что уже построены основы социализма. Были отменены ограничения в избирательных правах граждан. С точки зрения прав и свобод текст этой Конституции можно было назвать шедевром. Другое дело, что это был формальный документ. Он не препятствовал репрессивной политике. Не упоминалось там и о мировой революции, а целью стало завершение строительства социалистического общества. Конституционное развитие продолжалось в течение нескольких десятилетий. Особенность была в том, что каждый новый руководитель государства либо его окружение задумывали новую Конституцию. В 1962 году Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев создал Конституционную комиссию, в планах которой было написать новый закон. Планы не осуществлялись - в 1964 году Хрущева отстранили от власти.

МОНОПОЛИЯ НА ПОЛИТИКУ

- У Хрущева не получилось, а дальше как?

- Изменения вносились в действующую «Сталинскую конституцию» - по территориальному устройству, структуре правительства. В 1970-х возникла идея продолжить работу и в 1977 была принята так называемая «Брежневская конституция». Она исходила из того, что социалистическое общество в основном построено и сформирована новая общность – советский народ, а новое поколение уже будет жить при коммунизме. Расширили круг прав и свобод – по крайней мере, на бумаге. Повышалась роль КПСС. Если в 1936 году ВКП(б) была общественным объединением, то в 1977 году компартия стала частью государственной системы. В таком виде Основной закон просуществовал десятилетия.

- Как повлияла Перестройка на Конституцию?

- В Основные законы СССР, РСФСР вносили существенные дополнения. Была закреплена система двухуровневого парламента – Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР, учрежден институт Президента СССР, декларированы права и свободы граждан, введен политический плюрализм. А после 1991 года начался «Парад суверенитетов» советских республик.

- Россия тоже не осталась в стороне.

- Конституцию РФ приняли всенародным голосованием в 1993 году. К этому времени уже были заложены основы нового экономического и общественного строя – признали частную собственность, федерацию нового типа, где круг субъектов расширился административными единицами. Фактически она стала революционной. По старому закону о референдуме его итоги должны были утверждаться подсчетом, чего по ряду причин сделать было нельзя. Поэтому Основной закон вынесли на всенародное голосование.

ДЕЛО ДОБРОЙ ВОЛИ

- Что касается поправок, то, очевидно, они будут носить самый актуальный характер.

- Все упирается в саму природу Конституции. Это высший закон страны, в котором выражена квинтэссенция принципов, направлений развития государства. Вдобавок это база текущего законодательства. Но в то же время Конституция – не застывший организм, который исходит только из прошлого. В ней должно отражаться развитие страны. Требуется закрепить то, что уже выработано конституционной практикой. Включая парламентскую практику, Конституционного и других судов, современные политические веяния, направление развития государства. Это – главное условие: жизненные процессы, происходящие в стране, не должны оказаться за рамками закона.

- То есть, в Основном законе зафиксируют уже имеющуюся практику?

- Можно сказать и так. К примеру, Государственный Совет реально существует — его деятельность регулируется Указом Президента. Но в Конституции он не отражен – как же так? Поэтому стоит задача придать ему звучание как закрепленному институту. Кроме того, поправки предлагают закрепить некоторые дискуссионные положения. В том числе о статусе Конституционного суда как высшего органа конституционного контроля. Хотя его положение было закреплено в 1991 году на Съезде народов СССР, в документ 1993 года эта норма не вошла. А сейчас эту идею уже воспринимают в качестве поправки.

- Мы строим Союз России и Беларуси двадцать лет. Для углубления нашей интеграции нужно внедрять более современную технологию управления. Пришло ли время и это учитывать в нашем Основном законе?

- Я думаю, все возможности для развития интеграции существуют и в нынешней Конституции, ничто этому не препятствует. Есть широкий диапазон для договорно-правовых отношений. Здесь дело только доброй воли и политики.

КСТАТИ

СЕНАТ И КОНЬ ИМПЕРАТОРА

В бурных обсуждениях не обходится без курьезных моментов. Некоторые законодатели предложили для членов Совета Федерации узаконить название «сенатор» - мол, это слово и так часто употребляют в СМИ. Другие стали возражать.

- Тогда давайте сенат вводить. Никакого отношения к сенату царя Петра I наш Совет Федерации не имеет, - заявил на заседании член Комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Сергей Иванов. - Тот сенат исполнял функции суда и был совершенно другим. Давайте вспомним Калигулу (римский император, по легенде, сделавший сенатором своего коня. - Ред.) - ничего общего с ними нет. А вот некрасивая связка с США тут будет озвучена. Вся причина в том, что журналистом лень писать про Совет Федерации, вот они и сокращают до «сенатора».

С ним не согласилась Светлана Горячева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности:

- Слово «сенатор» уже введено в оборот, юристы не могут этого игнорировать. Предлагаю придерживаться практичных норм.

Внесенный Владимиром Путиным законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» депутаты уже приняли в первом чтении. Но работа не завершена: предстоит второе чтение, а потом национальный референдум. Предположительно он пройдет в апреле. Из-за важности вопроса день голосования решили объявить выходным.