Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Дмитрий Юрченко помимо "Кнопки жизни" основал еще два успешных проекта. Его совет предпринимателям: заниматься спортом. Сам он бегает марафоны. Это помогает стойко переносить все трудности. Из личного архива Дмитрия Юрченко
ИДЕЯ ДОЛЖНА ВЫСТРЕЛИТЬ
Пивной ларек или шиномонтаж ничего общего со стартапами не имеют. Стартап - от английского Startup - это не просто малый бизнес. Это дело, основанное на уникальной идее. Причем она может быть в любом секторе. Идея может выстрелить практически в любой области, даже в сельском хозяйстве.
Чтобы попасть в число успешных молодых бизнесменов России, 33-летний Дмитрий Юрченко, выходец из белорусского города Горки, шел довольно долго. В конце 1990-х он поступил в институт на бухгалтера. На каникулах поехал подзаработать аниматором в Турцию и познакомился там с парнем из московского «Инвестбанка».
- Я загорелся его историями про то, как они продают акции олигархам, делают деньги. И поехал покорять Москву, - вспоминает Дмитрий, как прибыл в столицу с 300 долларами и начал выживать, подрабатывая кем придется. А после кризиса 2008 года пошел учиться в «Сколково»:
- До сих пор помню лекцию Леонида Блаватника (мультимиллиардера, одного из основателей Группы компаний «Ренова». - Ред.), который сказал, мол, рискуйте сейчас, пока молоды, а если не получится, вернетесь в «наемники», ведь со временем здоровый авантюризм пропадет. Я и решился.
Так сбилась команда из четырех человек и родилась «Кнопка жизни». В нее Дмитрий вложил 10 тысяч долларов. «Кнопка жизни» - это система медицинской сигнализации для пожилых людей. Благодаря простому гаджету пожилой человек может подать сигнал тревоги, нажав одну кнопку. В опасных ситуациях, например, при падении, SOS-сигнал идет автоматически. Вызов поступает в колл-центр, где дежурят врачи. Инвесторы вложили в идею 3 миллиона долларов. Проект Дмитрия был признан самым успешным стартапом 2011 года. Его заметил и Фонд развития интернет-инициатив, вложив 45 миллионов долларов.
Юрченко попал в число тех 2 - 3 процентов стартаперов, чьи проекты выстрелили. Но абсолютное большинство идей застревают на этапе бизнес-плана или в голове.
*Екатерина Матвеева, основатель стартапа Amolingua (онлайн-школа обучения иностранным языкам), который вошел в топ-20 лучших стартапов мира в 2015 году по версии Global Entrepreneurship Open StartUp.
Я лингвист, освоивший предпринимательское дело. Идея открытия школы была реализацией моей мечты. В школах языки преподавались ужасно. Так, что в четыре года я возненавидела немецкий на долгие годы жизни. В МГЛУ было путем зубрежки и палки, что тоже не радовало. Примерно в тот период появилась идея «надо что-то менять», а затем я поехала учиться в Европу. Там совершенно другой подход к инициативам студентов. В Шотландии мне прикрепили ментора, кто дал мне первые практические знания по бизнесу. В Лондоне я встречалась с инвесторами, причем не с ангелами, а венчурными капиталистами, которые не скупились на унижения, издевки и сексисткие шутки. Это было крещение огнем. Но сдаваться даже и мыслей не было. Мы выиграли конкурс в Google-кампусе в Лондоне, попали в топ-100 малых бизнесов Великобритании. Потом меня пригласили в Шотландию в местный акселератор, где правительство взяло нас под крыло, помогая с экспертами и с грантами.
Начинающие предприниматели должны подавать на всевозможные конкурсы, так они получат больше обратной связи от ведущих бизнесменов и поддержку от тех, у кого можно и нужно учиться. Да, для этого нужен английский, но без него сейчас никуда.
И не надо бояться провала. Крах ценен – это уникальный опыт. Критические ситуации даже интереснее успешных. Неудача в бизнесе чаще всего бывает, когда основатели не с того конца начинают проект. Надо начинать с клиента, а они начинают раскручивать идею, не советуясь с потенциальными клиентами. И математика важна. Предсказать показатели бизнеса сложно, но надо знать, что не выйдешь в полный минус при неблагоприятных обстоятельствах. Вовремя реагировать на вызовы – иначе момент будет упущен.