Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
В их основе единая концепция, разработанная Российским историческим обществом. Об отличиях между новыми и старыми школьными пособиями корреспонденту «СВ» рассказал руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», автор одного из учебников - Александр Данилов.
ОТЛИЧИЯ В ФОРМЕ, А НЕ СОДЕРЖАНИИ
- Александр Анатольевич, объясните сразу: история одна, зачем три учебника?
- Потому что взгляды на историю разные.
- По-разному ее увидят и дети?
- Восприятие истории у детей все равно будет разным, это неизбежно и не зависит от количества книг. В советской школе мы все учились по единому учебнику, а на прошлое смотрим так, как будто в детстве жили в разных странах. Речь о другом. Чтобы сдать тот же ЕГЭ, ученики должны оперировать одними историческими понятиями, датами, именами. На этом уровне все три учебника абсолютно едины.
- Тогда чем различаются?
- Прежде всего масштабом и формой подачи той или иной темы, образностью изложения материала. Есть возможность сравнить. Затем все лучшее из каждой книги можно будет использовать при разработке единого учебника истории, который обязательно когда-нибудь появится, несмотря на споры в педагогическом сообществе.
ПРОВЕРЯЕМ И «УДРЕВЛЯЕМ»
- В чем принципиальная новизна вашего учебника?
- Мы иначе взглянули на целый ряд тем. Показываем Россию в системе международных координат, как часть мировой цивилизации. Взять, например, эпоху Великих географических открытий. Экспедиции русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток были частью общемирового процесса. Правда, в других странах географические открытия стимулировали развитие рыночных отношений. А в нашей стране, наоборот, дело шло к крепостному праву и удушению элементов свободного рынка. Сказалась национальная специфика.
Впервые мы обратились к теме древнейших государственных образований, существовавших на территории современной России. Тюркские каганаты, города-государства Северного Причерноморья и Кавказа. История нашей страны как бы уходит, таким образом, еще дальше в глубь веков. «Удревляется», как я говорю. В результате мы себя осознаем наследниками не только восточных славян, но и других народов нашего государства.
- Нет. Была система зависимости русских земель от Орды на государственном уровне. А не одного народа от другого. Это принципиальный аспект. И он отражен в нашем учебнике.
Вокруг престола
- В истории нашей страны полно персонажей, до сих пор вызывающих противоречивые оценки. Например, Иван Грозный, которого современники в Европе называли «ужасным».
- На Западе его и сегодня так называют, хотя на фоне многих европейских правителей той эпохи никаким «ужасным» Иван Васильевич не был.
- В вашем учебнике он хороший?
- Не хороший и не плохой. Разный. С одной стороны - реформы Избранной рады, весьма позитивные для того времени. С другой - опричный террор. Результатом его правления стал упадок и последующая смута. Царствование Ивана Грозного - тема сложная. В нашей истории таких тем много. Поэтому в конце каждого параграфа мы приводим высказывания историков - как позитивные, так и негативные - о конкретном событии или историческом персонаже. У школьника, таким образом, появляется пространство для самостоятельного размышления.
- Какая тема из современных оказалась самой трудной для пересказа?
- Ельцинский период. Мы старались показать как плюсы, так и минусы того сложного времени, перехода от одной системы к другой. И почему, в конце концов, получилось именно так, а не иначе.
- Про бандитов девяностых не забыли?
- Нет, конечно. Мы старались быть максимально объективными.
- Все течет, все меняется. Через сколько лет, на ваш взгляд, школьные учебники необходимо «обновлять»?
- На исторические события смотреть всегда лучше с какого-то расстояния. Но учебник не должен превращаться в газету. Как нельзя за точку отсчета брать каждые новые выборы. Все, что пишется в учебнике даже о временах близких, должно быть предельно корректным, лишенным готовых оценок.