САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

С чего начинается родина

Учебники и программы по истории в Беларуси не менялись семь лет

Как в Беларуси создаются учебники истории, чему они учат подрастающее поколение, рассказал кандидат педагогических наук, доцент, автор и соавтор более двадцати учебников и учебных пособий по истории Беларуси Сергей Панов.

- Авторы учебников находятся между Сциллой и Харибдой: и от научности отказываться нельзя, и упрощать изложение до бесконечности - тоже. Так что учебник всегда продукт компромисса.

- Имеет ли автор право на субъективный взгляд?

- Безусловно. Но учебник - вещь консервативная, работает на сохранение традиций. Отбираются те факты, достоверность которых подтверждена наукой.

- Какие моменты трудно учесть?

- В Советском Союзе была единая идеология. Учитель был своеобразным ретранслятором содержания учебной литературы, которая была единственным источником информации. Современный ученик может изначально не доверять учителю: «А я смотрел кино, там все иначе!» Учебник - уже не первооткрыватель новых знаний, учителя сейчас скорее - борцы с мифами.

 - История - это всегда патриотизм?

 - С одной стороны, патриотизм - чувство любви к родине, с другой - гражданский долг. Беларусь - молодое суверенное государство. Для многих юных суверенитет - данность, существовавшая всегда. Раньше нашим индентификационным кодом была национальность. Сегодня ее даже нет в паспорте, мы все - граждане Беларуси. Сейчас важно наполнить символическим содержанием национальное самосознание молодых.

 - Мы уже больше двадцати лет живем в Союзном государстве - может, пора взяться за союзный учебник истории?

 - Про учебник, наверное, говорить рано: мы еще не отрефлексировали имеющийся опыт союзного строительства. Но определенные уроки из общей истории нужно извлекать, будем готовить пособия для студентов.

Нам нужен общий учебник Союзного государства

С чего начинается родина
Валентина Леоненко, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам, кандидат исторических наук, доцент:


- Проблема школьных учебников в том, что авторы не учитывают возрастные особенности детей. Нельзя давать ребенку задания, рассчитанные на абстрактно-логическое мышление, когда оно у него еще не сформировано.

 Плохо, когда авторы учебников рассматривают их подготовку как «основу» своих кандидатских и докторских диссертаций. В этом случае ученый больше озабочен тем, чтобы произвести впечатление на коллег, чем изложить сложный научный материал в доступной форме. Потом школьник три-четыре часа вынужден делать домашнее задание, а родители - искать репетиторов. Некоторые предлагают сокращать часы на преподавание гуманитарных предметов.


Этого делать нельзя - они развивают духовный мир человека. Кроме того, между изучением истории и воспитанием патриотизма - прямая связь.

А какое будущее у страны может быть без патриотов?

И, конечно, нам нужен учебник истории Союзного государства. Он не только станет барьером на пути фальсификаторов истории, но и поможет нашему единству.


СПРАВКА «СВ»
После развала СССР каждая бывшая союзная республика, в одночасье став суверенным государством, начала писать собственную историю. Многие события стали представляться под другими ракурсами. В некоторых странах начала поднимать голову русофобия, а оценка исторических личностей подчас менялась с плюса на минус - и наоборот.

Содержание второго поколения белорусских учебников, которые школы получили в 1996 году, оказалось более выверенным и взвешенным по сравнению с первым. Они предназначались для 12-летней школы, на них выросло целое поколение учащихся. Возврат в 2008 году к 11-летнему образованию обновил и учебники. Их используют в белорусских школах и сегодня.

Было время, когда не существовало «Истории Беларуси» как отдельного предмета. Ее изучали в контексте всемирной истории и истории СССР. Сегодня это отдельная дисциплина, на которую выделяется час в неделю. На уроках «Всемирной истории» и «Истории Беларуси» некоторые темы перекликаются, но считается, что это хорошо - ученики лучше усваивают материал.
Сейчас идет работа над четвертым поколением национальных учебников.

ТРИ МИФА БЕЗ ГРИФА
С чего начинается родина

1. Адам Мицкевич - польский поэт
Считается, что величайший поэт принадлежит только Польше. На самом деле Адам родился в белорусском Новогрудке в семье, принадлежавшей к старинному литовскому роду. Писал стихи на языке, содержавшем множество белорусских элементов, и называл Беларусь своей родиной.


С чего начинается родина

2. Крестьянское восстание Кастуся Калиновского
В советское время восстание 1863-1864 годов называли крестьянским. Но его целью было возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года. А шляхтич Константин (Викентий) Калиновский, которого при жизни никто не называл мужицким именем Кастусь, боролся за идеи социального равенства, справедливости и создание демократического народного государства.

С чего начинается родина

3. Тишка Гартный - враг народа
До «хрущевской оттепели» считался одним из лидеров и идейных вдохновителей реакционного национально-демократического движения, за что получил клеймо «врага народа». Сегодня доброе имя Тишки Гартного (настоящее имя Дмитрий Жилунович), первого председателя Совнаркома БССР, известного писателя, видного революционера и общественного деятеля, восстановлено. Он занял свое почетное место среди отцов-основателей Белорусской ССР.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Беларусь призывает Литву к диалогу по актуальным вопросам
  2. Кого Путин наградил медалями «Золотая Звезда» в Кремле
  3. Владимир Путин вручил медали «Золотая Звезда» Героям России за мужество в ходе СВО
  4. Александр Лукашенко: Даже при мире в Украине давление на Беларусь не прекратится
  5. Александр Лукашенко: Беларусь не стремится к войне, но готова защищать свои интересы
  6. Александр Лукашенко: Беларусь должна актуализировать оборонные действия на фоне милитаризации Запада
  7. Вячеслав Володин: Законодательное обеспечение интеграции и ответственность перед гражданами — ключ к успеху Союзного государства
  8. Вячеслав Володин: Паритет, экономический рост и развитие туризма укрепляют Союзное государство
  9. Вячеслав Володин: Мы не должны успокаиваться, пока разрушаются памятники и забывается подвиг защитников
  10. Вячеслав Володин: Принятие бюджета Союзного государства — результат слаженной работы
  11. Игорь Сергеенко: Принятие бюджета Союзного государства на 2026 год — важный этап интеграции
  12. Игорь Сергеенко: Социальные и гуманитарные проекты укрепляют Союзное государство
  13. Игорь Сергеенко: Итоги года и интеграционные успехи Союзного государства
  14. Сергей Рачков: Международная деятельность Парламентского Собрания на 2024–2026 годы направлена на защиту интересов Союзного государства
  15. Вячеслав Володин: Бюджет Союзного государства на 2026 год предусматривает профицит и финансирование ключевых программ

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Депутаты Беларуси и России утвердили бюджет Союзного Государства на 2026 год

В День Героев Отечества состоялась очередная сессия Парламентского Собрания Союзного Государства Беларуси и России

МНЕНИЯ

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также