Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Звезды


Дворовый алтайский парень

Каждый фильм Владимира Хотиненко заставляет задуматься о смысле бытия. Грассирующее «р», заразительный смех и лукавые голубые глаза очаровывают. Режиссеру - семьдесят!

Фото: kpmedia.ru

НЕ БЕГУ ЗА КОМСОМОЛОМ

С юбилеем народного артиста поздравили главы Союзного государства. А «СВ» узнало о том, почему пришло время короткометражек, чем зацепила Беларусь и как режиссер познакомился с женой. 

- Владимир Иванович, как отметили юбилей?

- От телефона не отходил. Не раз заряжал. Выпили с близкими по рюмочке, а вообще в день рождения думаю о родителях. Это их праздник. Царствие им небесное.

- Чувствуете свой юбилейный возраст?

- Нет. Ощущение, что шляпа с этой цифрой пока никак не лезет. И это не бодрячество, дескать, есть еще порох в пороховницах. Я имею в виду реальность мироощущения, возможностей организма. Конечно, не бегу, задрав штаны, за комсомолом, но пока, слава богу, адекватен. Я придумал остроумную формулу: семьдесят дней буду вспоминать юбилей. Хочется спокойной протяженности. В пандемию сложно. А раньше по-разному отмечал. В мое 50-летие жена Танечка придумала традицию: куда-то уезжать. Это был ее подарок. Тогда мы оказались в горах Сьерра-де-Трамонтана, потом ездили в Венскую оперу на «Севильского цирюльника». 

ЖЕНА ДАЛА ДРАМАТИЧЕСКИЙ ОТКАТ

- Недавно вы отметили еще один юбилей - 25-летие знакомства с женой. И она для вас до сих пор Танечка. Что помогает сохранять свежесть чувств?

- Нежно к ней отношусь. Реально не могу представить жизнь без жены, без ее тонкого чувства юмора. Она же в детстве в Лондоне воспитывалась. Англичанка немножко. Я-то дворовый алтайский парень. Бывают жар-

кие дискуссии. Они, как правило, касаются творчества. И вздорим - я вспыльчивый, но миримся через две минуты.

- Как познакомились?

- На «Киношоке» в Анапе. Танечка представляла картину. Но все начиналось на абсолютном отторжении, на грани презрения. В хорошем смысле кинематографично. По принципу драматургического отката: когда выходишь на идеал. Татьяна Витальевна не принимала мой образ бородатого шумного человека. Я был для нее из другого мира, а она, наоборот, очаровала гармонией. Вот и решил завоевать. Голос судьбы почувствовал, когда спустя неделю поехали на следующий кинофестиваль в Таллин. Представьте: Ленинградский вокзал, я в вагоне стою у окна в легкой задумчивости и вдруг вижу развевающийся белый плащ. Девушка моей мечты! И осенило: если не изменю судьбу, больше ничего не поменяется. Вышел встретить. Помог войти в вагон. И услышал: «Господи, и вы здесь!» До сих пор в ушах звучит. Но с тех пор друг без друга никуда не ездим.

ИЗ РАЗБОЙНИКОВ В СВЯТЫЕ 

- Над какими фильмами сейчас работаете?

- Их три, но подробно рассказывать не буду, мы, кинематографисты, народ суеверный. Я живу в резонансе с сегодняшним днем, поэтому каждый проект в той или иной степени соответствует происходящему.

- Два фильма - «1612» и «Поп» - снимали в Беларуси. Почему там?

- Для меня это почти родная страна. Там много учеников и друзей. Комфортно. Ухоженные поля, нет пробок, реклама ненавязчивая. Прекрасная натурная площадка недалеко от Минска, где воссоздана настоящая деревня. Я нашел ее еще для «1612» и там же снимал «Попа». Кстати, в его съемках участвовала белорусская военно-историческая группа «Товарищи по оружию».

- Помимо исторических лент, у вас хватает фильмов с религиозным уклоном, например, «Мусульманин». Сложно браться за религиозные темы?

- Чрезвычайно. Одно дело, когда читаем про кого-то, кто был разбойником, массу людей поубивал, а потом стал святым в житиях. Это мир представлений и доверия. Или Мария Египетская. Была блудницей, а стала высохшей и обнаженной. Ну как это снимать? В мире кино есть система допуска, как в хорошем доме правила поведения. И сложно снять фильм для невоцерковленных людей так, чтобы это было по законам драматургии, интересно, захватывающе.

СТОП, СНЯТО!

НА МИНУТКУ ЗАСМОТРЮСЬ НЕ НА ШУТКУ

Мастер предлагает своим ученикам «угонять» зрителя за шестьдесят секунд.

- Чем радуют студенты?

- Работами. У нас жесткие требования: написать автобиографию в художественной форме, случай из жизни, рецензию.

- Как получилось, что стали преподавать?

- Тогдашний ректор Новиков предложил набрать мастерскую во ВГИКе, куда в свое время не поступил. Режиссеру Барнету надо было вести мастер-классы. Проходит неделя-две, а он исчез. Ему звонят из учебной части и говорят: «Студенты ждут». Он отвечает: «Все, что знал, рассказал». Может, мои рассказы закончатся и раньше, чем у Барнета, но придумал свой метод преподавания. Живой, не закостенелый. В основном мы снимаем. С первого занятия, и на съемки ко мне всегда приходят. Хорошая практика. Конечно, замечаю и минусы. У нового поколения амбиции, намерения, но чудовищная ущербность образования. Практически каждый год дообразовываем. Но радости больше. У многих учеников есть имя, успехи. Братья Котты тоже преподают во ВГИКе. Хомерики получил Гран-при на «Кинотавре». Саше Цою почти сразу дали диплом за короткометражку «Моя весна».

- Кстати, о коротком метре. Он все популярнее. Но возможно ли уложить в небольшой временной отрезок глубокую идею?

- Короткий метр соответствует ритмам времени. У меня тоже есть задание для студентов - снять одноминутный фильм. Один мой студент Антон (умер, к сожалению) снял точно в классике. Маленькая девочка делает первый скачок. И вот она уже - взрослая девчонка. Следующий прыг-прыг-прыг - и уже девушка. А в последнем моменте - старуха. Ровно за минуту все точно сыграно. Лица перетекают, и веришь, что это один и тот же человек. Но, слава богу, и большое кино существует. В прошлом году было много конкурсов анимационных фильмов. Но нашей традиции нужна идея мироустройства, а ее нет. И довольно трудно освоить проблемы сегодняшнего мира. Он сходит потихоньку с ума. И мы еще не до конца это осознали. Вот пандемия закончится, и начнем понимать, что произошло и для чего. Надо ко всему относиться с юмором. В моем любимом Достоевском подкупает, прежде всего, оно. Как-то держал книгу, смеялся. Танечка подошла: «Что такое читаешь?» Ответил: «Бесов». Сцену с Лебядкиным. Чувство юмора всегда спасает от мрака.

МАРШРУТОМ ВОЖДЯ

ТРИ НЕИЗВЕСТНЫХ ФАКТА О ЛЕНИНЕ

Картина про Ильича стала пока последней работой мастера.

- Школьники не знают, кто такой Ленин. А мне интересно было понять, какой он человек. В фильме нет совсем уж художественной фантазии. В большинстве случаев - реконструированные события. Мы с женой, когда были в Цюрихе, прошлись маршрутом Ленина. По узенькой улочке Шпигельгассе.

Ленина сыграл Евгений Миронов. Это не первый его исторический персонаж у Хотиненко: актер был Достоевским. Жену Надежду Крупскую сыграла Дарья Екамасова, а возлюбленную Инессу Арманд - Виктория Исакова.

Федор Бондарчук стал авантюрным сподвижником Александром Парвусом,

который, кстати, был родом из города Березино под Минском. А девушку революционера Софью Рудневу сыграла Паулина Андреева.

Хотиненко включил в ленту неизвестные факты о Ленине. Например, мало кто знает, что он любил народную песню про разбойника и члены делегации пели ему ее по дороге в Россию. Другой неизвестный факт: теща Ленина была большой курильщицей. Или, например, история о том, что атеисты Ленин и Крупская венчались. В советское время этот момент невозможно было снять.

ДОСЬЕ «СВ»

Владимир Хотиненко родился 20 января 1952 года в алтайском Славгороде. После школы год работал художником-конструктором Павлодарского тракторного завода. В 1978 - 1982 годах - художник-постановщик на Свердловской киностудии. В 1982-м окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Мастерскую Никиты Михалкова.

Завкафедрой режиссуры во ВГИКе, возглавляет режиссерские мастерские на Высших курсах сценаристов и режиссеров и в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино».

Женат на киноведе, преподавателе ВГИКа Татьяне Яковлевой.