Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Фото: kpmedia.ru
НЕ БЕГУ ЗА КОМСОМОЛОМ
С юбилеем народного артиста поздравили главы Союзного государства. А «СВ» узнало о том, почему пришло время короткометражек, чем зацепила Беларусь и как режиссер познакомился с женой.
- Владимир Иванович, как отметили юбилей?
- От телефона не отходил. Не раз заряжал. Выпили с близкими по рюмочке, а вообще в день рождения думаю о родителях. Это их праздник. Царствие им небесное.
- Чувствуете свой юбилейный возраст?
- Нет. Ощущение, что шляпа с этой цифрой пока никак не лезет. И это не бодрячество, дескать, есть еще порох в пороховницах. Я имею в виду реальность мироощущения, возможностей организма. Конечно, не бегу, задрав штаны, за комсомолом, но пока, слава богу, адекватен. Я придумал остроумную формулу: семьдесят дней буду вспоминать юбилей. Хочется спокойной протяженности. В пандемию сложно. А раньше по-разному отмечал. В мое 50-летие жена Танечка придумала традицию: куда-то уезжать. Это был ее подарок. Тогда мы оказались в горах Сьерра-де-Трамонтана, потом ездили в Венскую оперу на «Севильского цирюльника».
ЖЕНА ДАЛА ДРАМАТИЧЕСКИЙ ОТКАТ
- Недавно вы отметили еще один юбилей - 25-летие знакомства с женой. И она для вас до сих пор Танечка. Что помогает сохранять свежесть чувств?
- Нежно к ней отношусь. Реально не могу представить жизнь без жены, без ее тонкого чувства юмора. Она же в детстве в Лондоне воспитывалась. Англичанка немножко. Я-то дворовый алтайский парень. Бывают жар-
кие дискуссии. Они, как правило, касаются творчества. И вздорим - я вспыльчивый, но миримся через две минуты.
- Как познакомились?
- На «Киношоке» в Анапе. Танечка представляла картину. Но все начиналось на абсолютном отторжении, на грани презрения. В хорошем смысле кинематографично. По принципу драматургического отката: когда выходишь на идеал. Татьяна Витальевна не принимала мой образ бородатого шумного человека. Я был для нее из другого мира, а она, наоборот, очаровала гармонией. Вот и решил завоевать. Голос судьбы почувствовал, когда спустя неделю поехали на следующий кинофестиваль в Таллин. Представьте: Ленинградский вокзал, я в вагоне стою у окна в легкой задумчивости и вдруг вижу развевающийся белый плащ. Девушка моей мечты! И осенило: если не изменю судьбу, больше ничего не поменяется. Вышел встретить. Помог войти в вагон. И услышал: «Господи, и вы здесь!» До сих пор в ушах звучит. Но с тех пор друг без друга никуда не ездим.
ИЗ РАЗБОЙНИКОВ В СВЯТЫЕ
- Над какими фильмами сейчас работаете?
- Их три, но подробно рассказывать не буду, мы, кинематографисты, народ суеверный. Я живу в резонансе с сегодняшним днем, поэтому каждый проект в той или иной степени соответствует происходящему.
- Два фильма - «1612» и «Поп» - снимали в Беларуси. Почему там?
- Для меня это почти родная страна. Там много учеников и друзей. Комфортно. Ухоженные поля, нет пробок, реклама ненавязчивая. Прекрасная натурная площадка недалеко от Минска, где воссоздана настоящая деревня. Я нашел ее еще для «1612» и там же снимал «Попа». Кстати, в его съемках участвовала белорусская военно-историческая группа «Товарищи по оружию».
- Помимо исторических лент, у вас хватает фильмов с религиозным уклоном, например, «Мусульманин». Сложно браться за религиозные темы?
- Чрезвычайно. Одно дело, когда читаем про кого-то, кто был разбойником, массу людей поубивал, а потом стал святым в житиях. Это мир представлений и доверия. Или Мария Египетская. Была блудницей, а стала высохшей и обнаженной. Ну как это снимать? В мире кино есть система допуска, как в хорошем доме правила поведения. И сложно снять фильм для невоцерковленных людей так, чтобы это было по законам драматургии, интересно, захватывающе.
НА МИНУТКУ ЗАСМОТРЮСЬ НЕ НА ШУТКУ
Мастер предлагает своим ученикам «угонять» зрителя за шестьдесят секунд.
- Чем радуют студенты?
- Работами. У нас жесткие требования: написать автобиографию в художественной форме, случай из жизни, рецензию.
- Как получилось, что стали преподавать?
- Тогдашний ректор Новиков предложил набрать мастерскую во ВГИКе, куда в свое время не поступил. Режиссеру Барнету надо было вести мастер-классы. Проходит неделя-две, а он исчез. Ему звонят из учебной части и говорят: «Студенты ждут». Он отвечает: «Все, что знал, рассказал». Может, мои рассказы закончатся и раньше, чем у Барнета, но придумал свой метод преподавания. Живой, не закостенелый. В основном мы снимаем. С первого занятия, и на съемки ко мне всегда приходят. Хорошая практика. Конечно, замечаю и минусы. У нового поколения амбиции, намерения, но чудовищная ущербность образования. Практически каждый год дообразовываем. Но радости больше. У многих учеников есть имя, успехи. Братья Котты тоже преподают во ВГИКе. Хомерики получил Гран-при на «Кинотавре». Саше Цою почти сразу дали диплом за короткометражку «Моя весна».
- Кстати, о коротком метре. Он все популярнее. Но возможно ли уложить в небольшой временной отрезок глубокую идею?
- Короткий метр соответствует ритмам времени. У меня тоже есть задание для студентов - снять одноминутный фильм. Один мой студент Антон (умер, к сожалению) снял точно в классике. Маленькая девочка делает первый скачок. И вот она уже - взрослая девчонка. Следующий прыг-прыг-прыг - и уже девушка. А в последнем моменте - старуха. Ровно за минуту все точно сыграно. Лица перетекают, и веришь, что это один и тот же человек. Но, слава богу, и большое кино существует. В прошлом году было много конкурсов анимационных фильмов. Но нашей традиции нужна идея мироустройства, а ее нет. И довольно трудно освоить проблемы сегодняшнего мира. Он сходит потихоньку с ума. И мы еще не до конца это осознали. Вот пандемия закончится, и начнем понимать, что произошло и для чего. Надо ко всему относиться с юмором. В моем любимом Достоевском подкупает, прежде всего, оно. Как-то держал книгу, смеялся. Танечка подошла: «Что такое читаешь?» Ответил: «Бесов». Сцену с Лебядкиным. Чувство юмора всегда спасает от мрака.
ТРИ НЕИЗВЕСТНЫХ ФАКТА О ЛЕНИНЕ
Картина про Ильича стала пока последней работой мастера.
- Школьники не знают, кто такой Ленин. А мне интересно было понять, какой он человек. В фильме нет совсем уж художественной фантазии. В большинстве случаев - реконструированные события. Мы с женой, когда были в Цюрихе, прошлись маршрутом Ленина. По узенькой улочке Шпигельгассе.
Ленина сыграл Евгений Миронов. Это не первый его исторический персонаж у Хотиненко: актер был Достоевским. Жену Надежду Крупскую сыграла Дарья Екамасова, а возлюбленную Инессу Арманд - Виктория Исакова.
Федор Бондарчук стал авантюрным сподвижником Александром Парвусом,
который, кстати, был родом из города Березино под Минском. А девушку революционера Софью Рудневу сыграла Паулина Андреева.
Хотиненко включил в ленту неизвестные факты о Ленине. Например, мало кто знает, что он любил народную песню про разбойника и члены делегации пели ему ее по дороге в Россию. Другой неизвестный факт: теща Ленина была большой курильщицей. Или, например, история о том, что атеисты Ленин и Крупская венчались. В советское время этот момент невозможно было снять.
Владимир Хотиненко родился 20 января 1952 года в алтайском Славгороде. После школы год работал художником-конструктором Павлодарского тракторного завода. В 1978 - 1982 годах - художник-постановщик на Свердловской киностудии. В 1982-м окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Мастерскую Никиты Михалкова.
Завкафедрой режиссуры во ВГИКе, возглавляет режиссерские мастерские на Высших курсах сценаристов и режиссеров и в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино».
Женат на киноведе, преподавателе ВГИКа Татьяне Яковлевой.