Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
«ВАШ СЫН ЧОКНУТЫЙ»
Крылатые фразы в исполнении Леонида Куравлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» быстро ушли в народ. А ведь как актер он мог и не состояться. Дважды поступал во ВГИК, а когда попал на курс к знаменитому Борису Бибикову, то чуть не вылетел. Педагогу не нравились зажатость и скромность будущей звезды. Масла в огонь подлили и родственники.
«Вон у Куравлевых один сын, и тот чокнутый!» - вспоминал в одном из интервью Леонид реакцию близких на свое желание играть в кино.
Теперь все иначе.
- Я артист больших и малых академических театров, а фамилия моя… фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл! - говорит его герой Жорж Милославский.
Хоть в театрах Куравлев и не служил - фамилией похвастаться может не то слово как. Он снялся в двухстах с лишним картинах. И сплошь у режиссеров с громкими именами.
- Леня - золотой артист, - расчувствовался Александр Панкратов-Черный, который снимался вместе с Куравлевым в «Ширли-Мырли» и «Мы из джаза». - Его уважают именно простые люди. Даже в отрицательных персонажах он обаятелен. Замечательный человек и друг. Желаю Ленечке здоровья, здоровья и еще раз здоровья. И долгих лет.
Сейчас с ним в Доме на набережной живет дочь Екатерина (Лариса из «Самой обаятельной и привлекательной»). Она оставила карьеру актрисы и выучилась на психотерапевта. В минувшем августе Куравлев упал в обморок. Дочь вызвала скорую. Выяснилось, что к потере сознания привело пониженное давление.
85-летие Куравлев отметил с Екатериной, сыном Василием, которого назвал в честь Шукшина, и тремя внуками.
- Многие считают его немножко со странностями, - говорит художник Никас Сафронов. - Чудаковатым и не от мира сего. Может быть резким, агрессивным, как кажется многим, но за маской живет нежная и добрая душа. Сентиментальный, трогательный, переживающий за все, незащищенный человек. Ранимый, без кожи.
ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ВОР
В кинобиографии актера нет мелодрам. Почти одни комедии. И, по иронии судьбы, честному и порядочному в жизни Куравлеву славу принесли три вора. Тот самый Милославский, Копченый в сериале «Место встречи изменить нельзя», Шура Балаганов в «Золотом теленке». Каждый из аферистов обаятелен и вызывает лишь симпатию.
- Прихожу грабить Шпака, - вспоминал Куравлев. - Он берет деньги, а я по сценарию говорю: «Храните деньги в сберегательной кассе». Спрашиваю у Леонида Гайдая: «Можно, прибавлю к этой фразе еще нечто?» Он: «Что?» - «Храните деньги в сберегательной кассе, если они у вас, конечно, есть». - «Замечательно!» - ответил Гайдай.
Не запланирован был и момент с пачкой «Мальборо», которую держит в руках Милославский, когда поет о счастье, постучавшемся в двери. Гайдай оставил эпизод, потому что он был хорош, а еще это были его любимые сигареты. Пел, кстати, за Милославского Валерий Золотухин. Спустя годы песню исполнил Александр Олешко в шоу «Точь-в-точь».
- Когда привезли с киностудии Горького настоящий костюм, в котором снимался Куравлев, боялся к нему прикоснуться, - признается актер. - Понимаю, что не смог воспроизвести образ точь-в-точь. Но и не было такой задачи перед самим собой. Просто хотелось признаться в любви и Леониду Гайдаю, и Леониду Куравлеву, и всем, кто создавал фильм.
Другой яркий вор - Копченый из картины «Место встречи изменить нельзя». По сценарию Куравлев с Владимиром Высоцким, который работал под прикрытием, должны были играть в бильярд. Но выяснилось, что кий в руках ни один из них не держал. К счастью, в Одессе удалось найти мастера спорта по бильярду. Он выбрался на съемки и один сыграл всю партию. А Куравлев с Высоцким только били по шарам.
Ну а при виде Шуры Балаганова зрители и по сей день восклицают: «Господи, это же сказка!»
Интересно, что сам актер украл единственный раз в жизни. На съемках «Время, вперед!». Похитил книгу Моэма из библиотеки Керчи. Но если ее сотрудники и узнали, кто вор, были только счастливы.
ЛЮБОВЬ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ
Порядочный семьянин в наше время редкость. Но юбиляр - как раз такой.
У него была одна жена.
Его Нина ушла в 2012 году. Для Леонида Куравлева это был страшный удар. Он замкнулся, перестал сниматься и отвечать на звонки журналистов. За почти десять лет актер согласился лишь на эпизодическую роль священника Леонтия в комедии «Весь этот джем».
С будущей второй половинкой он познакомился в десятом классе. Увидел Нину на катке. Хрупкая, но уверенная в себе девочка скользила по кругу. Когда пролетела мимо, заметил нежный румянец. Снова промчалась - попытался поймать взгляд. Но девочка была так поглощена катанием, что никого не замечала. Куравлев влюбился окончательно и бесповоротно. Нина была на два года младше. И вписывалась в его представление о женском идеале. Не мучила расспросами, когда уходил в себя, а если пропадал, не ревновала.
Так полвека и прожили душа в душу.
- Она была очень красивая, - вздыхал актер. - Очень.
Нина всю жизнь отработала в школе.
Памятник жене актер заказал у Никаса Сафронова. Художник разрабатывал эскиз около года, но внезапно актер передумал. Сказал, что неудобно этим заниматься, так как даже «академики скромно лежат».
ВАСЯ, САМ СЫГРАЙ
Татьяна Лиознова переманила актера в картину «Семнадцать мгновений весны» и это чуть не разрушило его дружбу с Шукшиным.
Они стали закадычными друзьями еще во ВГИКе. Однажды отношения повисли на волоске. Василий Шукшин взял Куравлева в фильм «Печки-лавочки». Он должен был играть сельчанина Ивана Расторгуева. В тот же момент Татьяна Лиознова приступила к «Семнадцати мгновениям весны» и утвердила Куравлева на роль Айсмана. Персонаж не главный, но фильм многосерийный, а потому актер сделал выбор в пользу Лиозновой. Обе картины снимались на киностудии имени Горького. Однажды Куравлев шел на репетицию и нос к носу столкнулся с другом, которому «изменил».
- Идет Шукшин, - вспоминал актер. - Я обомлел. Сердце упало. Думаю, вот она, расплата. Тот подошел, облокотился левым плечом о стенку. Сузил глаза. Знаменитые желваки заходили. Он ненавидел меня. «Ну что ж ты мне под самый дых-то дал?» - говорит. А я ему: «Вась, подожди. А почему бы тебе, хорошему актеру, не сняться в этой роли? Вот Бондарчук сам себя снимает. Чем ты-то хуже?» Тут его лицо преобразилось. Подобрело, разгладилось. Он вдруг спросил: «Да?» Сработало. Жутко наивно. И на том мы, пожимая друг другу руки, расстались. И обнялись. Горжусь, что Шукшин на экране в этой роли, а не я.
Фильм «Живет такой парень» стал знаковым для обоих. Первый полнометражный «блин» у Шукшина оказался далеко не комом. У Куравлева шофер по прозвищу Пирамидон получился как надо. Простодушный человек из народа.
После премьеры Куравлев проснулся знаменитым, и многие думали, что и сам актер - такой же простой, как и его Пашка.
На съемках Шукшин хотел, чтобы герой заикался. Получилось так правдоподобно, что чиновник из Госкино заметил: «Обратите внимание, товарищи, как мастерски режиссер использовал природный недостаток артиста Куравлева!»