Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Звезды


«А фамилия моя... слишком известная»

Беззаботный Афоня, жулик Жорж Милославский, самозванец Шура Балаганов в исполнении Леонида Куравлева полюбились зрителям. Знаменитому актеру 85 лет!

«ВАШ СЫН ЧОКНУТЫЙ»

Крылатые фразы в исполнении Леонида Куравлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» быстро ушли в народ. А ведь как актер он мог и не состояться. Дважды поступал во ВГИК, а когда попал на курс к знаменитому Борису Бибикову, то чуть не вылетел. Педагогу не нравились зажатость и скромность будущей звезды. Масла в огонь подлили и родственники.

«Вон у Куравлевых один сын, и тот чокнутый!» - вспоминал в одном из интервью Леонид реакцию близких на свое желание играть в кино.

Теперь все иначе.

- Я артист больших и малых академических театров, а фамилия моя… фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл! - говорит его герой Жорж Милославский.

Хоть в театрах Куравлев и не служил - фамилией похвастаться может не то слово как. Он снялся в двухстах с лишним картинах. И сплошь у режиссеров с громкими именами.

- Леня - золотой артист, - расчувствовался Александр Панкратов-Черный, который снимался вместе с Куравлевым в «Ширли-Мырли» и «Мы из джаза». - Его уважают именно простые люди. Даже в отрицательных персонажах он обаятелен. Замечательный человек и друг. Желаю Ленечке здоровья, здоровья и еще раз здоровья. И долгих лет.

Сейчас с ним в Доме на набережной живет дочь Екатерина (Лариса из «Самой обаятельной и привлекательной»). Она оставила карьеру актрисы и выучилась на психотерапевта. В минувшем августе Куравлев упал в обморок. Дочь вызвала скорую. Выяснилось, что к потере сознания привело пониженное давление.

85-летие Куравлев отметил с Екатериной, сыном Василием, которого назвал в честь Шукшина, и тремя внуками.

- Многие считают его немножко со странностями, - говорит художник Никас Сафронов. - Чудаковатым и не от мира сего. Может быть резким, агрессивным, как кажется многим, но за маской живет нежная и добрая душа. Сентиментальный, трогательный, переживающий за все, незащищенный человек. Ранимый, без кожи.

ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ВОР

В кинобиографии актера нет мелодрам. Почти одни комедии. И, по иронии судьбы, честному и порядочному в жизни Куравлеву славу принесли три вора. Тот самый Милославский, Копченый в сериале «Место встречи изменить нельзя», Шура Балаганов в «Золотом теленке». Каждый из аферистов обаятелен и вызывает лишь симпатию.

- Прихожу грабить Шпака, - вспоминал Куравлев. - Он берет деньги, а я по сценарию говорю: «Храните деньги в сберегательной кассе». Спрашиваю у Леонида Гайдая: «Можно, прибавлю к этой фразе еще нечто?» Он: «Что?» - «Храните деньги в сберегательной кассе, если они у вас, конечно, есть». - «Замечательно!» - ответил Гайдай.

Не запланирован был и момент с пачкой «Мальборо», которую держит в руках Милославский, когда поет о счастье, постучавшемся в двери. Гайдай оставил эпизод, потому что он был хорош, а еще это были его любимые сигареты. Пел, кстати, за Милославского Валерий Золотухин. Спустя годы песню исполнил Александр Олешко в шоу «Точь-в-точь».

- Когда привезли с киностудии Горького настоящий костюм, в котором снимался Куравлев, боялся к нему прикоснуться, - признается актер. - Понимаю, что не смог воспроизвести образ точь-в-точь. Но и не было такой задачи перед самим собой. Просто хотелось признаться в любви и Леониду Гайдаю, и Леониду Куравлеву, и всем, кто создавал фильм.

Другой яркий вор - Копченый из картины «Место встречи изменить нельзя». По сценарию Куравлев с Владимиром Высоцким, который работал под прикрытием, должны были играть в бильярд. Но выяснилось, что кий в руках ни один из них не держал. К счастью, в Одессе удалось найти мастера спорта по бильярду. Он выбрался на съемки и один сыграл всю партию. А Куравлев с Высоцким только били по шарам.

Ну а при виде Шуры Балаганова зрители и по сей день восклицают: «Господи, это же сказка!»

Интересно, что сам актер украл единственный раз в жизни. На съемках «Время, вперед!». Похитил книгу Моэма из библиотеки Керчи. Но если ее сотрудники и узнали, кто вор, были только счастливы.

Семейный альбом

ЛЮБОВЬ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ

Порядочный семьянин в наше время редкость. Но юбиляр - как раз такой.

У него была одна жена.

Его Нина ушла в 2012 году. Для Леонида Куравлева это был страшный удар. Он замкнулся, перестал сниматься и отвечать на звонки журналистов. За почти десять лет актер согласился лишь на эпизодическую роль священника Леонтия в комедии «Весь этот джем».

С будущей второй половинкой он познакомился в десятом классе. Увидел Нину на катке. Хрупкая, но уверенная в себе девочка скользила по кругу. Когда пролетела мимо, заметил нежный румянец. Снова промчалась - попытался поймать взгляд. Но девочка была так поглощена катанием, что никого не замечала. Куравлев влюбился окончательно и бесповоротно. Нина была на два года младше. И вписывалась в его представление о женском идеале. Не мучила расспросами, когда уходил в себя, а если пропадал, не ревновала.

Так полвека и прожили душа в душу.

- Она была очень красивая, - вздыхал актер. - Очень.

Нина всю жизнь отработала в школе.

Памятник жене актер заказал у Никаса Сафронова. Художник разрабатывал эскиз около года, но внезапно актер передумал. Сказал, что неудобно этим заниматься, так как даже «академики скромно лежат».

Был случай

ВАСЯ, САМ СЫГРАЙ

Татьяна Лиознова переманила актера в картину «Семнадцать мгновений весны» и это чуть не разрушило его дружбу с Шукшиным.

Они стали закадычными друзьями еще во ВГИКе. Однажды отношения повисли на волоске. Василий Шукшин взял Куравлева в фильм «Печки-лавочки». Он должен был играть сельчанина Ивана Расторгуева. В тот же момент Татьяна Лиознова приступила к «Семнадцати мгновениям весны» и утвердила Куравлева на роль Айсмана. Персонаж не главный, но фильм многосерийный, а потому актер сделал выбор в пользу Лиозновой. Обе картины снимались на киностудии имени Горького. Однажды Куравлев шел на репетицию и нос к носу столкнулся с другом, которому «изменил».

- Идет Шукшин, - вспоминал актер. - Я обомлел. Сердце упало. Думаю, вот она, расплата. Тот подошел, облокотился левым плечом о стенку. Сузил глаза. Знаменитые желваки заходили. Он ненавидел меня. «Ну что ж ты мне под самый дых-то дал?» - говорит. А я ему: «Вась, подожди. А почему бы тебе, хорошему актеру, не сняться в этой роли? Вот Бондарчук сам себя снимает. Чем ты-то хуже?» Тут его лицо преобразилось. Подобрело, разгладилось. Он вдруг спросил: «Да?» Сработало. Жутко наивно. И на том мы, пожимая друг другу руки, расстались. И обнялись. Горжусь, что Шукшин на экране в этой роли, а не я.

Фильм «Живет такой парень» стал знаковым для обоих. Первый полнометражный «блин» у Шукшина оказался далеко не комом. У Куравлева шофер по прозвищу Пирамидон получился как надо. Простодушный человек из народа.

После премьеры Куравлев проснулся знаменитым, и многие думали, что и сам актер - такой же простой, как и его Пашка.

На съемках Шукшин хотел, чтобы герой заикался. Получилось так правдоподобно, что чиновник из Госкино заметил: «Обратите внимание, товарищи, как мастерски режиссер использовал природный недостаток артиста Куравлева!»