Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Звезды


Владимир Бортко: Для меня «Собачье сердце» - не лучший фильм

Он, как и российский президент - Владимир Владимирович. И тоже в политике. Депутат Госдумы. Первый зампредседателя Комитета по культуре. Но прославился, как режиссер. Народному артисту - 75 лет. «СВ» разузнало, до скольки умеет считать Воланд, почему Басилашвили потерял голос, и в каком споре победил Хемингуэй

ФОТО: Эмиль МАТВЕЕВ/ТАСС

ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ И ЛЕНИН

- Владимир Владимирович, как отметили 75-летие?

- Затеял истории. Одна называется «Александр и Наполеон». О российском и французском императорах. Одного без другого не бывает. Если говорят об одном, значит, и о другом. Но мало кто знает о том, что наша армия завоевала Париж. Въехала туда во главе с Александром I. Это величайшая победа. И до 17-го года праздновали этот въезд в Париж примерно так же, как сейчас отмечаем вход в Берлин.

Причем Александр I - пожалуй, самый известный император. Куда известней Петра I. Нет европейской столицы, где либо улица, либо мост не названы его именем. Например, Александрплац - в Берлине, две улицы - в Париже. И мало кто знает, что с 1801 под 1814-й годы Наполеон сватался два раза к его сестре. Получил отказ.А так, жизнь была бы другая. К сожалению, фильма не случилось.

А еще ставлю пьесу. «История, рассказанная одним греком и одним французом». Соединил «Антигоны» Софокла и француза Ануя. Премьера назначена на сентябрь.

- Ваш отец был театральным режиссером. Почему пошли в кино?

- Я рос в 80-е годы, и хотелось говорить не эзоповым языком, а правду. Более того, если в руки попадает что-то для экранизации, всегда хочется узнать, а как было на самом деле?

- Вас называют мастером экранизаций.

- Их можно делать по-разному. Существуют два способа. Они вполне могут существовать. Один - когда режиссер видит в произведении что-то, что ему нравится. Какую-то часть, поворот сюжета. Это весь Тарковский. «Солярис» Станислава Лема - одно произведение, а у него - другое. Это не плохо. Это хорошо. Тарковский сделал кинопроизведение.

Я работаю по-другому. Стараюсь рассказать то, что хотел писатель. Не всегда эти моменты на первом плане лежат. Стараюсь использовать полностью весь сюжет. И диалоги с монологами целиком оставляю. Вот, к примеру, «Собачье сердце». Помню, шел домой, лег на диванчик, начал читать. Дошел до монолога профессора. И понял, что его нужно обязательно снимать. И понял, как делать: стилизация под 20-е годы.

И в памяти всплыло путешествие, когда я был маленький, семилетний. Водили в музей, и там показывали Ленина, который говорил с трибуны. Этот фильм был снят на 16 мм кинопленку, а потом увеличили до 24-х кадров, и получилось такое немножко дерганое изображение. Вот его я и вспомнил и сделал точно также. Фильм стал культовым.

Не считаю, что это лучшее мое кино. Но, безусловно, значимое. Памятник поставили. Вряд ли еще с каким-то фильмом так поступят. Ведь фильм более-менее точно передает то, что хотел сказать писатель.

- Какое свое кино считаете лучшим?

- «Идиот». «Тарас Бульба» - один из основных фильмов, сложнейший. Есть такие картины, которые прошли мимо. И довольно давно были сделаны. «Цирк сгорел и клоуны разбежались». Был такой. Мало кто смотрел, но для меня знаковая работа.

НЕ ПО БРАЗИЛЬСКИМ ЛЕКАЛАМ

- Ваш фильм «Мастер и Маргарита» признан самой подробной экранизацией.

- Было интересно понять, о чем снимаем. И для того, чтобы в этом разобраться, начал рассказывать актерам историю о том, что где-то есть место, где живет, скажем, Сатана. Чем он отличается от всех остальных? Тем, что абсолютно нормальный человек и знает, что дважды два - четыре, любовь - это любовь, свобода - это свобода. И вдруг приходят и говорят: «Знаете, Ваше Величество, у нас тут образовалось нечто, где дважды два не каждый день - четыре, а столько, сколько надо, а любовь - явление социальное, а свобода - осознанная необходимость, и они делают нового человека». «Так уже ж сделали!» «Нет, делают своего». «Поеду, посмотрю». Приехал, посмотрел. И увидел, что все то же самое, только сильно испортил квартирный вопрос.

- Там, где Воланд, должна быть мистика. На съемках что-то необычное случалось?

- Неприятностей не было. Но после выхода фильма читал всякие глупости. Например: Басилашвили потерял голос. А он в самолете простудился, только и всего. Наверное, мистическим можно назвать один момент. Олигарх Гусинский позвал и сказал: «Давайте снимем». Шли уже актерские пробы, и тут его посадили в тюрьму. А потом уехал из России, и, где он, не знаю.

- Почему «Улицы разбитых фонарей» снимали под псевдонимом?

- Это были 90-е годы. Я уже пять лет ничего не делал и жил на сто долларов в месяц, которые давал более успешный в то время режиссер. Сын учился в университете, а мы с женой на эти средства существовали.

И вдруг появился кинофильм. До этого все делали сериалы по мексиканско-бразильским лекалам. Она приезжает в город. Ее берет кто-то хороший. Она рожает ребенка. Его крадут. Спустя двадцать лет находят, а за окном ничего не изменилось. Там - Бразилия, там - Мексика. Все в порядке.

А у нас каждую неделю что-то менялось. И тут появился сериал, где люди снимались в своей одежде. И весь он стоил столько, сколько сейчас стоит выезд на съемку. С оплатой режиссера, актера и всего остального. Я умирал с голоду и взялся за сериал. Ян Худокормов - говорящая фамилия. Афильм вдруг стал популярным.

- От длинных форм - к малым. Жизнь ускоряется, и говорят, за ними будущее. Например, инстаграм разрешает публиковать видео в сторис не больше пятнадцати секунд. Может ли в эту длину поместиться достойный и интересный сюжет?

- Может. Поезд уходит с пятого пути. Все садятся и едут. Нормальный смысл. Очень точный. Однажды Фицджеральд поспорил с Хемингуем. Договорились написать самый короткий рассказ из детских снов. Хемингуэй выиграл. Рассказ звучал так: «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Так что, при помощи таланта можно все.

Досье «СВ»

Владимир Бортко родился 7 мая 1946 года в Москве. Отец - театральный режиссер, мать - актриса. Окончил Киевский геологоразведочный техникум. Работал техником-электриком. Учился в Киевском нацуниверситете театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. Работал ассистентом режиссера на Киностудии имени Довженко. В 1975 году дебютировал как режиссер с фильмом «Канал». С 1980 года - режиссер-постановщик на «Ленфильме».

Известность пришла после комедии «Блондинка за углом». Известные картины: «Собачье сердце», «Тарас Бульба», «О любви», телесериалы «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Идиот» и «Мастер и Маргарита».

В 19-м году выдвигался в губернаторы Петербурга. Лауреат Госпремии за «Собачье сердце». Награжден двумя Орденами Почета, Орденом Дружбы. Народный артист. Заслуженный деятель искусств.

Назад в прошлое

«НЕВАЖНО, ИДТИ НАПРАВО ИЛИ НАЛЕВО»

- Пандемия изменила вас?

- Болел два дня. Температура была 37, а второй раз - 37,5. Но среди моих знакомых есть люди, которые, к сожалению, уже не с нами. Культуру и искусство во всем мире пандемия, конечно, ввергла в финансовый кризис. Кинотеатры и театры были закрыты. И нужно выйти из этой ситуации. Думаю, осенью справимся с этой историей. Главное - не складывать ручки и работать.

- Какие моменты из онлайново-удаленной жизни останутся?

-Сильно развилось онлайн-общение. Но это не значит, что будет только оно. Я и сам сижу в компьютере по пятадцать часов в день. Не ухожу оттуда практически. Но нельзя все время там быть. Человек - животное стадное. Должен общаться. Тогда развивается нормально. Особенно детей касается. Если их посадить перед экраном, ничего хорошего не будет.

- Теперь не так весело, как раньше, сидеть в интернете. Например, трудно найти бесплатный контент, будь то фильмы или книги. Не зря, выходит, вы выступали против пиратов?

- Противники закона возмущались: «Как так? Хотим смотреть!» Но всегда хотелось им ответить: «Ребята, если залезете ко мне в карман и вытащите кошелек, это плохо или хорошо?» По-моему плохо. И там же то же самое. Антипиратский закон существует во всем мире. И худо-бедно, но стало лучше.

- Если бы вам предложили прокатиться на машине времени в прошлое, что бы исправили?

- Наверное, можно было бы отправиться налево, но я пошел направо. Живу с женой 48 лет. Через два года будет 50. Я учился в институте, и она тоже. И у нас в столовой можно было пойти справа или слева. Выбрал первый путь. А там сидела жена. Что изменилось бы, если бы пошел налево? Ничего! Ведь шел бы тем же самым коридором.

- Готовы назвать ваш союз счастливым?

- «Жизнь - сказка в пересказе глупца. Она полна трескучих слов. И ничего не значит». Шекспир. Уильям.