Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Звезды


«Топи» не отпускают

В российском мистическом сериале роль заброшенного архангельского монастыря сыграла... Брестская крепость. Как это вышло, «СВ» рассказал режиссер картины Владимир Мирзоев

МИР СОЧИНЕН ЛЮДЬМИ

- В основе сериала - роман Дмитрия Глуховского. Он написал сценарий, который попал мне в руки в 2014 году и сразу зацепил, - вспоминает Владимир Мирзоев. - Героями, сюжетом, писательским мастерством. Но главное - заинтересовала тема. Бывает, вещь хорошо написана, но не твое: не пересекается с душевным интеллектуальным поиском.

Если бы я формулировал главный тематический принцип, наверное, сказал бы так: это история про то, что каждый человек живет в воображаемом мире. Мы обладаем способностью создавать свое условное пространство. Иногда субъективное. А иногда - пересекающееся с другими. Мир не фатален. Если что-то не устраивает, его можно перепридумать, договориться и поменять историю игры. Или вынести старые декорации и поставить новые. Если не устраивают актеры, мы вправе их сменить. Или отменить. Мир сочинен людьми. Он не дается нам как что-то предустановленное. Мы рождаемся в  нем, но вправе его и менять. Силой воображения и таланта.

Главного места действий - деревни Топи вообще не существует. Ее придумали.

- У нас условный север. Фигурирует Архангельская область, но в нашем фэнтезийном жанре это не буквально она, а русский Север. Я бывал в Поморье. Деревни там выглядят иначе, хотя природа похожа на другие места. Но кино ведь такое дело, очень связано с производственными нюансами.

Так вышло и тут. Ближайшая подходящая деревня оказалась в  Ярославской области. Но поселок пришлось бы достраивать. Да и непонятно, где жить съемочной группе. Вот выбор и пал на Минск. К тому же в Беларуси нашли и подходящий главный объект - монастырь, в который отправляются герои. Его сыграл Пятый форт Брестской крепости, который никогда не участвовал в боях. Его еще называют «Пьяновец».

- Он нам очень подходил, так как в реальном монастыре снимать не дали бы. Но внутри многое нужно было дорабатывать, а что-то достраивать графикой на компьютере.

Любопытно, что во время съемок форт реставрировали (в январе этого года там открылся музей), но этот момент пришелся только на руку съемочной группе. Ведь по сценарию и монастырь замер в стадии ремонта.

ГЛУХОВСКИЙ СЫГРАЛ САМ СЕБЯ

Съемки начались в марте прошлого года. Но из-за пандемии их пришлось прервать, группа вернулась в Москву. В июле, когда карантинные меры смягчили, процесс возобновился. Правда, самолеты между Беларусью и Россией уже не летали, и пришлось передвигаться только на машинах. В автомобиле проводили по двенадцать часов. Кто спал, кто текст учил. Актеры мотались туда-сюда. Побыли пару-тройку дней на площадке - и обратно. Тесты на коронавирус сдавали при каждом въезде-выезде.

- Никто не болел. Да и мы все время находились на площадке или в гостинице, социальные контакты были сильно ограничены. Уже потом, вернувшись домой, осенью и зимой мы почти все попали в лапы ковида.

В сериале много камео (эпизодических ролей известных людей. - Ред.). Так, саму себя сыграла Александра Бортич. Уроженка Беларуси, кстати. Из Светлогорска.

- Наши продюсеры работали с Сашей на прошлых проектах. Например, в «Миллиарде». Предполагалось, что она в «Топях» сыграет одну из ролей. Но не сложилось. Саша ждала ребенка. К моменту, когда съемки завершились, уже стала мамой. Однако идея, чтобы она все-таки появилась в сериале, осталась. И придумали небольшое камео.

В роли самого себя появляется и Глуховский.

- Митя был не против посмотреть, как все происходит. Прилетел к нам в один из дней. Для него как для драматурга, когда он брался за проект, кинематограф Тарковского был важной ассоциацией. Я, конечно, тоже сразу это увидел. Я не был лично знаком с легендой, но Андрей Арсеньевич для меня - один из главных режиссеров жизни. В плане подросткового созревания, в том, как складывались художественные предпочтения. И, конечно, проект «Топи» в большой степени является оммажем Тарковскому, эстетическим приношением.

Московскую жизнь отсняли в Минске, а деревенские подворья - в белорусском Смолевуде.

Деревню Топи снимали рядом с поселком Каменка - натурной площадкой «Беларусьфильма». Ее называют белорусским Смолевудом. Она в  сорока километрах от Минска и существует с 1971 года. Там есть лес, два озера, поля. Пришлось достраивать и перестраивать. Создали деревенские дома, бытовку для зеков, кладбище, школу и яму-ловушку. Крыши, деревья и поляны покрыли мхом. Готовая деревня заняла около двух гектаров.

КАМЕРА! МОТОР!

СЕМЬДЕСЯТ ИКОН И ЧЕТЫРЕ «ОПЕЛЯ»

Московскую жизнь героев, кстати, снимали тоже в Минске. Например, дом Сони, где готовятся поминки ее сестры, сыграла загородная резиденция белорусского коллекционера. Там повесили семьдесят бутафорских икон, которые написали специально для фильма.

С машинами, на которых ездят герои, пришлось повозиться. Нужны были старые, раздолбанные автомобили. Хотели найти «девятки». Но в Беларуси их не оказалось. Тогда взяли «опели». Целых четыре штуки, чтобы не возить одну и ту же машину с места на место.

Белорусским был и поезд, в котором едут герои из Москвы. Синие вагоны, антураж. На деле состав никуда не двигался, а стоял на месте. В Минском железнодорожном депо. Съемки проходили по ночам.

Заброшенную станцию, где сходят герои, снимали на платформе Крыжовка под Минском. Убрали скамейки, построили киоск и повесили страшные объявления о пропавших без вести. Мрачности месту добавил и исторический факт. В 1977 году там в светофор врезался поезд. Погибло девятнадцать человек, пострадали еще почти сто.

ЗАКРУЧЕННЫЙ СЮЖЕТ

Их пятеро. Молодые и симпатичные. Бегут в глушь, но не в Саратов, а в Поморье. Едут из Москвы на поезде. И сходят на заброшенной станции. Вокруг ни души. Только странный водитель старенького «опеля» соглашается подвезти в монастырь Спас-Прогнанье. Каждый мечтает найти там что-то свое. Совсем как герои «Сталкера» Тарковского, которые идут к заветной Комнате.

Успешный айтишник Денис (продолжатель легендарной актерской династии Иван Янковский) надеется спастись от рака. Правильная девочка Соня бежит от чрезмерно религиозного отца. Журналист-бабник Макс (Тихон Жизневский) жаждет совершить великое расследование. Менеджер по продажам Катя (Катерина Шпица) пытается справиться с трагедией в личной жизни. А чеченка Эля (Софья Володчинская) скрывается после случайного убийства.

Москвичи рассчитывают на приличный отель при монастыре, но оказываются одни у стен заброшенного храма и даже не знают, живы ли они до сих пор. Остаются в соседней деревне Топи, где творится что-то очень странное…

ФОТО: Владимир ФЕДОРЕНКО/РИА Новости