Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Звезды


Он пел в заколдованном диком лесу...

Одну из своих лучших лирических песен «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» Владимир Высоцкий написал в Беларуси. К 40-летию со дня гибели поэта «СВ» вспоминало, что связывало его с Беларусью

В невысоком мужчине и скромно одетой женщине не все сразу узнавали легендарного артиста и французскую киноактрису. Фото: Предоставлено Минским городским киноклубом Владимира Высоцкого.

ЧЕТЫРЕ ХИТА ЗА НОЧЬ

Лето 1969 года. Белорусский режиссер Виктор Туров снимает под Новогрудком свой фильм «Сыновья уходят в бой». Высоцкий написал для картины несколько песен, в том числе знаменитую «Он не вернулся из боя». В Беларусь актер приехал вместе с Мариной Влади. Влюбленные жили в простом доме в деревне Литовка в нескольких километрах от озера Свитязь. Они много гуляли, купались, ночевали под звездным небом, в общем, наслаждались простыми радостями незатейливой сельской жизни. Съездили на несколько дней в Новогрудок, остановились в местной гостинице. Это был самый разгар их отношений, официально Высоцкий и Влади поженились 13 января 1970 года.

Потрясающая природа настолько впечатлила поэта, что буквально за одну ночь он написал сразу четыре шедевра, три из них вошли в фильм Турова - «Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой» и «Песня о земле». По сути, белорусский режиссер стал первым, кто заказал Высоцкому песни для кино. После поездки в Беларусь появилась и одна из лучших его лирических песен «Здесь лапы у елей дрожат на весу…».

ТОЛКАЛ «МЕРСЕДЕС» К ГРАНИЦЕ

Многое Владимира Высоцкого связывает и с Брестчиной. По сути, здесь его корни. После смерти поэта нашелся документ, из которого следует, что в Брест-Литовске родился и жил его родной дед по отцу, да еще и полный тезка. Некоторые считают, что фамилия Высоцкий - топонимическая, по местечку Высокое - это самый западный городок Беларуси.

В Бресте вам обязательно расскажут, как Владимир Высоцкий на своем невиданном по тем временам в СССР автомобиле «Мерседес» ехал из Москвы в Европу. Уже прошел таможенное оформление, почти добрался до моста через Буг, но вдруг его машина… заглохла. На выручку кумиру пришли всей сменой - дружно вышли толкать и пограничники, и таможенники, и та сдалась, завелась.

Поездки на Запад для Высоцкого были не редкостью. И он останавливался на ночлег в Бресте. Чаще всего в номере 209 самой старой в городе гостиницы «Буг». В 1974 году поселился здесь с Мариной Влади. Влюбленные оставили вещи и отправились на прогулку. Изумленные брестчане не могли поверить, что видят знаменитостей своими глазами. Те, кто был посмелее, просили подпись на память. Говорили, что Высоцкий не вел себя, как звезда - на автографы не скупился, охотно со всеми фотографировался.

БЫЛ СЛУЧАЙ

МУЛЯ ШИФРУЕТСЯ

Участник золотого состава ВИА «Песняры» Владислав Мисевич рассказал «СВ», отчего у знаменитого артиста и Владимира Мулявина не сложился творческий тандем.

«СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ»

- В 70-х Мулявин и Высоцкий обсуждали совместный проект, но дело встало. Почему?

- Познакомил их композитор Вениамин Баснер. В 1975 - 1976-м мы плодотворно сотрудничали. Ни один концерт не обходился без его «Девушки из Бреста», «Березового сока». Параллельно он работал над балладами для фильма «Стрелы Робин Гуда». Писал их под конкретного исполнителя - Владимира Высоцкого. Но тут, как гром среди ясного неба, вердикт сверху: в картине этого смутьяна быть не должно. А вслед за артистом из фильма выбросили и песни. Баснер стал пробиваться с этим материалом на «Мелодию», но и туда Высоцкому, как выяснилось, дорога была закрыта. Родилась идея: ситуацию спасет совместный проект Высоцкого с «Песнярами».

- Для Владимира Семеновича такой дуэт мог стать «спасательным кругом», пропуском на большую эстраду?

- Мулявин несколько месяцев ходил с Баснером к Высоцкому. Помню, композитор в то время лежал в больнице. Говорили, что дело уже дошло до знакомства с нотами. Но мы на репетициях так за эти баллады и не взялись. Почему? Для нас это было бы авантюрой. Во-первых, баснеровские песни по характеру были не совсем «песняровскими». Кроме того, Владимир Мулявин готовил к сдаче худсовету авторскую композицию «Песня про долю». Сотрудничать с опальным Высоцким было рискованно. Но и обижать друзей он не хотел. Видно было, что мучился этим.

КСТАТИ

НОМЕР С РАДИОЛОЙ

Тот самый номер, где жил в Бресте Высоцкий, и сейчас выглядит почти так же, как в то время. Люкс на 34 квадратных метра не осовременивали, сохранив дух советского прошлого. Комната оформлена в стиле 70-х годов: черно-белый телевизор, радиола, на кроватях узорные покрывала. Кажется, что Высоцкий вышел на минутку и вот-вот вернется. Даже дубовый паркет сохранился, который помнит звездных постояльцев. Сейчас трудно поверить, что это номер люкс: односпальные кровати и одна тумбочка… Это подлинные вещи. Другие предметы мебели и интерьера сотрудники гостиницы собирали по всей стране. А вот стены не те: вместо унылых советских обоев в цветочек - портрет влюбленных и строки из знакомых песен. Бонусом для постояльцев - большой экран проектора, подключенного к медиапроигрывателю. Можно посмотреть фильмы с участием Владимира Высоцкого, его интервью, концерты. На фоне карты Брестской области повесили выдержки из газетных статей о знаменитом барде. Его письма, автографы на театральных программках, редкие фотографии. Стоит этот двухместный номер от 1,8 тысячи российских рублей за сутки. Это чуть дороже, чем в обычном люксе, но от желающих пожить в звездных апартаментах отбоя нет.

sv12-visitskigostitsa-160.jpg

Номер люкс занимает всего 34 квадратных метра, но желающие пожить в звездных апартаментах выстраиваются в очередь. Фото: hotelbug.by

ПРОХЛАДНЫЙ ПРИЕМ НА ТАГАНКЕ

- За советом к ансамблю не обращался?

- Урывками улавливал, что намечался такой проект. Но никакой конкретики. А в какой-то момент Мулявин стал спускать все на тормозах. Помню, мы с Леней Борткевичем мечтали хоть краем глаза посмотреть спектакль с участием Высоцкого. Нашли «форточку» после выступления на комсомольском съезде в Кремле и пошли к главному администратору Театра на Таганке Валере Янкловичу за билетами. Но он с порога развел руками: «Аншлаг! Мест нет!»

- В то время все только и обсуждали нашумевшие постановки с Высоцким. Владимир Мулявин не подсобил с билетами?

- Мы тут же бросились ему звонить. Володя разрулил вопрос за пару часов. Нашел нам билеты на два спектакля «Гамлет» и «Десять дней, которые потрясли мир». Сказал, что Высоцкий заберет нас у входа в театр, но в конце добавил: «А меня прикройте! Говорите что угодно!» И бросил трубку. В условленное время к Театру на Таганке подъехал шикарный серо-голубой «Мерседес». Высоцкий был в недоумении, где Мулявин. Мы что-то промямлили про важные дела. Стало ясно: он ждал именно Володю - наверняка хотел переговорить с ним с глазу на глаз. Высоцкий был недоволен, но нас не бросил, подошел к кассе, выписал места, провел в зал. На следующий день ситуация повторилась. Пришлось врать, краснеть, отдуваться. На что Высоцкий заметил: «Муля все шифруется?» Звучала в голосе и досада, и злоба. Через пару минут остыл. Сказал, что сегодня аншлаг, но нам места найдут.

- На этом ваше знакомство закончилось?

- После прохладного приема за кулисы к Высоцкому - в антрактах и после спектакля - не рвались. Слышал, что ноты баллад Баснера остались после развода Мулявина с его второй женой в ее квартире. Так и закончилась история несостоявшегося сотрудничества «Песняров» и Высоцкого. Когда ему удалось записать пластинку во Франции, то и в нас, по сути, надобность у него отпала. Но я до сих пор не могу забыть спектакли на Таганке. На подмостках Высоцкий был гением, стержнем любого действа. Весь спектакль можно было воспринимать через его темперамент «на разрыв аорты».