Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Спорт


Легион больше не играет

Российских и белорусских спортсменов взаимно уравняли в правах. В отличие от варягов из дальнего зарубежья, на них не распространяется порядком уже набивший оскомину пресловутый лимит

МОРАЛЬНЫЙ НОКДАУН

Казалось бы, что тут, собственно, удивительного - так и должно быть, особенно если речь идет об атлетах, которые являются жителями Союзного государства. Все очевидно, рассуждать даже не о чем. Однако так было далеко не всегда. Путь к торжеству спортивного равноправия, читай - здравого смысла, растянулся на несколько лет. Ломались копья не только в словесных баталиях, но и перекраивались карьеры спортсменов, придавленных пятой злосчастного легионерского лимита.

В авангарде борьбы за справедливость шли хоккеисты, которым досталось больше всего. Осень 2015 года кое-кто из белорусских мастеров до сих пор вспоминает как кошмарный сон, в одночасье ставший явью. В России тогда уже действовал закон, по которому все спортсмены, которые не имели права выступать за национальную сборную страны, объявлялись легионерами и, стало быть, попадали под те или иные лимитные ограничения. Однако для сябров сделали исключение. Всего за пару недель до старта сезона руководители Континентальной хоккейной лиги четко разъяснили, что положения регламента менять никто не будет и белорусы по-прежнему останутся за скобками лимита. Но все перечеркнул появившийся спустя несколько дней приказ Минспорта: «Белорусы - легионеры». Со всеми вытекающими. Моральный удар был сильнейший. Формально к ведомству не могло быть претензий - все в точности по букве закона. Свое рвение чиновники оправдывали в том числе таким доводом: почему мы в своих клубах должны тренировать соперников нашей сборной? Да, у нас есть Союзное государство, но на международной спортивной арене Беларусь и Россия соперники. Как говорится, дружба дружбой, а медали врозь.

Бывалые хоккейные люди, прошедшие на льду и Крым и Рим, над этим доводом посмеивались. «Если мы боимся сборной Беларуси, то грош нам цена», - ворчали заслуженные ветераны.

Действующие игроки, пытаясь достучаться до чиновников, приводили свои аргументы:

- Иначе как фарсом ситуацию с нашим легионерством не назовешь, - доказывал тогда нападающий «Лады» и сборной Беларуси Андрей Степанов. - А надо как в Швейцарии: тот, кто долго там отыграл, получает лицензию, которая дает право не считаться легионером. Все адекватно и рационально. Хотелось бы, чтобы и наши проблемы решались так же просто и логично. Тем более мы не чужие. Мы - свои.

- Речь ведь не только о межнациональном сотрудничестве, а о живых людях, спортсменах, карьеры которых решаются здесь и сейчас. В Северной Америке, например, интересует только уровень твоего мастерства. В паспорт не заглядывают. Наверное, поэтому НХЛ и остается самой сильной лигой на планете, - рассуждал защитник «Ак Барса» Владимир Денисов.

ПРЕЗИДЕНТЫ РАЗЖАЛИ ТИСКИ

Но эти доводы звучали в пустоту. Приказ отменять никто не собирался. На тот момент в российских клубах КХЛ выступали 22 белоруса с контрактами на 800 миллионов рублей. Пришлось резать по живому: рвать контракты с теми, кто не вписывался во вдруг нарисовавшийся лимит, выплачивая им нехилые неустойки. А хоккеистам - срочно искать новое место работы. Целый сезон для них оказался потерян.

Со временем легионерская дубина ударила уже по сборной Беларуси. Некоторые игроки стали отказываться выступать за национальную команду, чтобы, поменяв спортивное гражданство, иметь возможность и дальше играть в КХЛ.

Дошло до того, что в ситуацию был вынужден вмешаться Александр Лукашенко. Во время визита Владимира Путина в Минск в июне 2018 года он попросил российского коллегу помочь урегулировать вопрос. И дело, правда со скрипом, сдвинулось. В сентябре того же года тогдашний глава Минспорта РФ Павел Колобков подписал приказ об отмене статуса легионеров для белорусских хоккеистов. А еще через два месяца Совет директоров КХЛ утвердил соответствующие изменения в регламенте. Оковы пали.

АЛАВЕРДЫ

МЯЧ ДОГОНЯЕТ ШАЙБУ

Вольная сэкономила клубам огромные деньги.

Не случайно столь подробно мы остановились на хоккейной истории. Ведь именно хоккеисты своей борьбой позволили пробить чиновничьи барьеры и добиться взаимного равноправия и в других видах спорта.

В футболе ситуация изначально не была такой напряженной. Прежде всего потому, что белорусов в российских клубах Премьер-лиги играло не так много - меньше десятка. И все они были твердыми номерами основы, а то и капитанами команд, как, например, Тимофей Калачев в «Ростове» или Александр Мартынович в «Краснодаре». Никакой лимит им был не страшен.

Но раз тема легионеров оказалась в прицеле обсуждения президентов, то одним лишь хоккеем дело не ограничилось. В феврале 2019 года на встрече Владимира Путина и Александра Лукашенко в Сочи с участием глав профильных ведомств Павел Колобков пообещал, что «вольную» дадут и белорусским футболистам. Мол, соответствующий приказ он уже подписал, теперь слово за РФС, который должен внести изменения в регламент. Что и сделали летом того же года.

Алаверды от соседей не заставил себя ждать. Федерация футбола РБ заранее приняла решение: как только белорусские футболисты будут выведены из-под лимита в России, автоматом последует аналогичная норма в отношении игроков-россиян. Сказано - сделано. Здесь наши страны сыграли синхронно в интересах прежде всего самих футболистов.

А белорусские клубы заодно избавились от лишней статьи расходов. Ведь до этого за каждого приглашенного легионера им приходилось платить своего рода пошлину - от 80 до 400 тысяч в переводе на российские рубли. То есть выгода многогранная, включая чисто профессиональные интересы самих игроков, особенно молодых.

- У молодых белорусских футболистов появится шанс проявить себя в российских клубах. Думаю, с удовольствием откликнутся на приглашение, если оно будет. Все-таки инфраструктура, уровень первенства в России на другом уровне. И только от самих ребят зависит, как они воспользуются этим шансом, - рассуждал экс-защитник сборной Беларуси и московского «Локомотива» Сергей Гуренко.

ДЕСЯТКА ПО ОБМЕНУ

ВСЕЛЕНСКИЙ ИСХОД ПОКА ОТМЕНЯЕТСЯ

Загорать на лавке проще дома.

Правда, кое у кого из белорусских экспертов и тренеров появились опасения, что молодые белорусские таланты, пользуясь открывшейся вольницей, скопом ринутся в Россию.

Не рванули. Российские клубы деньги абы как не тратят. Игроков чаще всего берут точечно, на конкретные позиции. Чтобы парень играл и не протирал скамейку, получая зарплату.

Из заметных приобретений последнего времени - всего два белоруса: Илья Шкурин в ЦСКА и полузащитник Виталий Лисакович в «Локомотиве».

Так что опасения о каком-то вселенском исходе оказались, мягко говоря, преувеличенными. Доказательство - цифры. В минувшем сезоне в клубах РПЛ выступали десять белорусов. Из них всего двух - Александра Мартыновича и Виталия Лисаковича - можно назвать твердыми игроками основы. Остальным свое право на место под эрпээловским солнцем предстоит еще доказывать.

Российская диаспора в белорусском чемпионате также здорово подсократилась - осталось лишь пятнадцать человек, хотя всего два года назад было больше пятидесяти. Объяснить это просто: в клубах введен потолок зарплат, а россиян на маленький гонорар не заманишь. Самый известный из оставшихся - голкипер Евгений Помазан, двукратный бронзовый призер чемпионата России в составе ЦСКА и «Анжи», ныне защищающий ворота минского «Динамо». В составе БАТЭ блистает воспитанник московского «Локомотива» - полузащитник Павел Карасев.

Ничто при этом не мешает нам расширить взаимное представительство. Коварный камень лимита, о который многие спотыкались прежде, с дороги убран. Путь сябрам в Россию, а россиянам в Беларусь свободен. Остальное уже в руках самих футболистов. То же самое касается и хоккеистов. Равноправие торжествует. Пользуйтесь.

ФОТО: Антон НОВОДЕРЕЖКИН/ТАСС