Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Спорт


Последний министр спорта СССР Николай Русак: Советские атлеты допинг не принимали, а продавали за границу

Должность уроженца Минской области называлась - председатель Госкомспорта. Но время для работы ему досталось тяжелое. Роковое.

Николай Русак в 2011 году. Фото: Татьяна Дорогутина, СПОРТ-Экспресс / ИТАР-ТАСС

Корреспонденту «СВ» бывший руководитель рассказал, как наказывали в стране за запрещенные препараты, об Олимпиаде под новым флагом и о том, что когда развалился Союз, сборная оставалась единственной силой, способной постоять за честь страны.

В то время должность его называлась так – председатель Госкомспорта. Время досталось трудное. Если не сказать - роковое. Недавно могучая сверхдержава неслась под откос. Кругом, казалось, разваливалось все и вся. Держался только спорт. Даже давал прикурить нашим извечным соперникам. Именно при Русаке объединенная команда СНГ, выступавшая под олимпийским флагом, стала первой на летних Играх в Барселоне в 1992 году. Уходящий в небытие Советский Союз громко хлопнул на прощание дверью.


 «СДЕЛАЛИ» АМЕРИКАНЦЕВ КРАСИВО

Могучая сверхдержава неслась под откос. Разваливалось все и вся. Но спорт еще держался довольно крепко. И не просто держался, но и давал прикурить нашим извечным соперникам. Именно при Русаке объединенная команда СНГ, выступавшая под олимпийским флагом, стала первой на летних Играх в Барселоне в 1992 году. Уходящий в небытие СССР громко хлопнул на прощание дверью.

- Перед нами, как в прежние времена, стояла привычная в общем-то задача-максимум, - вспоминает Николай Русак. - И мы ее блестяще выполнили. Американцы, помню, здорово хорохорились перед Играми, не считали нас за достойных соперников. Сборной СССР они всегда боялись. А тут - какая-то непонятная объединенная команда, сшитая из лоскутов. Сожрем и не подавимся - в таком примерно духе, если по-простому, звучали комментарии на пресс-конференциях. А мы их «сделали». Уверенно и красиво выиграли Олимпиаду с большим отрывом по медалям от сборной США.


 - Главный вопрос – как удалось сохранить единство в команде? У футбольной сборной этого не получилось. Еще как сборная СССР, она пробилась в финал чемпионата Европы-1992. В команде были русские, белорусы, украинцы. Раздрай начался еще на собраниях коллектива перед отъездом на турнир, когда решали, под какой символикой выступать. На чемпионате она совсем развалилась, заняв последнее место в группе. Как вам удалось избежать печальной участи футболистов и сохранить единство в олимпийской сборной?

 - Просто руководители спорткомитетов уже бывших союзных республик оказались умными и дальновидными людьми. Отлично понимали, что, выступая по одиночке, они в Барселоне ничего не выиграют. Только вместе мы по-прежнему сила. И не прогадали – все бывшие союзные республики, хоть по одной золотой медали, да выиграли. Даже Таджикистан и Молдова. Лично меня особенно порадовали пловцы. Впервые в истории мы завоевали на Олимпиаде шесть золотых медалей в плавании. Наша методика подготовки пловцов была в тот момент лучшей в мире. Победы в бассейне позволили сборной СССР сразу выйти на первое место в общекомандном зачете на Олимпиаде, чего российской сборной, к сожалению, давно не удается.

- Почему?

- Мешают проблемы, прежде всего, в организационной и тренировочной работе, на чем, собственно, и держался советский спорт. Все было отлажено до мелочей. Система работала с потрясающим КПД. Брали все лучшее из отечественного и зарубежного опыта, творчески осмысливали и распространяли среди спортивных школ и сборных команд. Плюс - нечеловеческие физические нагрузки ребят на тренировках. За счет этого мы и были сильны. Сейчас, к сожалению, кроме синхронного плавания и художественной гимнастики, традиции утеряны. Поэтому в других дисциплинах нет стабильных побед на крупных турнирах. Примерно то же самое произошло и в Беларуси. Раньше в составе сборной СССР белорусские спортсмены стабильно завоевывали на Олимпиадах где-то 25 медалей, из них 7-8 золотых. А сейчас сборная республики берет единицы наград, и те с большими потугами. Все зависит, повторяю, от профессионального руководства и организации тренировочного процесса.

- Правда, сейчас на первое место зачастую ставят деньги. Мол, давайте денег – будет победа?

- Это глупость. Футбол и хоккей показывают, что деньги не влияют на результат. Ведущие российские клубы отнюдь не бедствуют, но где их достижения в европейских кубках? Их нет. В лучшем случае, кто-то проскочит в четвертьфинал раз в пять лет. Вот и ответ – что важнее. И надо, конечно, выдвигать своих тренеров, отечественных, а не искать ума на стороне, приглашая иностранцев. Возможно, со мной кто-то не согласится, но я всегда считал и считаю, что наши тренеры лучше подготовлены. Они более грамотные, чем их зарубежные коллеги. У нас десятки отличных тренеров, но им, к сожалению, пока не дают по-настоящему поработать.

46498995_331356907690404_7075950300808347648_n.jpg
Объединенная команда на церемонии открытия Олимпиады Фото: РИА Новости

- Секса в СССР, как мы помним, не было. А был ли допинг, о котором сейчас столько говорят?

- Допинг был, но в несколько ином плане. У нас свободно продавались препараты, запрещенные за рубежом. И наши спортсмены делали на них хороший бизнес, выезжая за границу. Тут накупят, там продадут. Правда, мы, если узнавали, строго их наказывали. Целенаправленно допинг мы не применяли. И вели очень жесткий контроль. У Госкомспорта СССР существовала своя антидопинговая служба. Результаты всех исследований моментально докладывались лично мне. На «запрещенке» попадались буквально единицы и только в тяжелой атлетике. Наказывали очень жестко, вплоть до пожизненной дисквалификации. Сами, без всякой ВАДА, разбирались.

- Каким вам видится будущее российского и белорусского спорта?

- В Беларуси министром спорта надо поставить специалиста, который имел бы профильное образование и знал бы спортивную кухню от «А» до «Я». В советское время был случай, когда председателем спорткомитета назначили бывшего партизана, Героя Советского Союза Виктора Ливенцева. Без образования, но с большим природным умом и жизненным опытом был человек. Себе в заместители взял известных людей из спортивной среды, и это себя оправдало. Пример Ливенцева – уникален. А вообще без специального образования делать в спорте нечего. Это будет просто брехня очередная и отчеты перед руководителями, что все хорошо. До поры, до времени.

- А в России?

- У министра Павла Колобкова, я, кстати говоря, советник, правда, на общественных началах. Давно его знаю. При каждой встрече постоянно говорю: «Павел Анатольевич, занимайся по-настоящему тренировочным процессом - совещания, семинары, повышение квалификации тренеров. Тогда будет результат. В России, к счастью, есть очень толковые специалисты. Думаю, если Колобков сумеет подобрать себе хорошую команду, то Россия сможет претендовать на первое место в мире.

ШРИХ К БИОРАФИИ

«Спасло нас с мамой чудо»

- Все мы родом из детства. Ваше детство пришлось на войну. Помните ее?

- Перед войной как раз отца призвали в армию. И наша семья поселилась в домах офицерского состава возле Брестской крепости. Спасло нас с мамой чудо. За три дня до вторжения немцев отец отвез нас в деревню к своим родителям в село Прилепцы под Минском. Наши знали, что война неизбежна, и дали команду убрать семьи военных подальше вглубь советской территории. Отвез нас, сел на автобус и поехал обратно в Брестскую крепость. Всю войну мы с мамой прожили в деревне. Три года оккупации – самые страшные. До сих пор с ужасом вспоминаю, как немцы вешали подпольщиков и партизан. Сгоняли к месту очередной казни только детей, женщин и стариков. Все мужики были кто в армии, кто в партизанах. И вот, когда висят эти трупы по месяцу на телефонных столбах – это ужас. А когда вешали – у меня до сих пор перед глазами, словами не передашь. Немцы выгнали нас из дома. Мы с дедушкой неподалеку построили землянку. Два года жили в ней, как кроты... Ели подножный корм. Весной собирали мерзлую картошку. Мололи ее. Лучше не вспоминать...



ДОСЬЕ «СВ»

Николай Русак родился 1 марта 1934 года в деревне Прилепцы Плещеницкого района Минской области. Окончил Белорусский государственный институт физической культуры и Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Работал учителем физкультуры в школе, потом был завотделом спортивной и оборонно-массовой работы Минского обкома ЛКСМБ, начальником Управления водных видов спорта Комитета по физической культуре и спорту при Совмине СССР и др. С 1989 по 1991 возглавлял Госкомспорт СССР. В 1993-1998 был советников посольства РФ в Азербайджане. С 2000 года — на пенсии. Живет в Москве.