Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Политика


Александр Лукашенко: Все вопросы решены, развязки найдены

Как выполняются программы Союзного государства? Дают ли они результат?

НАС БЬЮТ, А МЫ КРЕПЧАЕМ

Чуть больше года назад на заседании Высшего госсовета СГ приняли 28 отраслевых программ.

- Это программа наших действий - Беларуси и России - на предстоящий период, - пояснил Александр Лукашенко на совещании с правительством. - Мы тогда договаривались, что их реализация позволит существенно продвинуться вперед на пути обеспечения равных прав граждан и субъектов хозяйствования двух стран. Это основа, на которой мы строим отношения с братской Россией, - равные условия для людей и предприятий. Именно поэтому мы пошли на комплексные решения многих вопросов сотрудничества с РФ.
Прежде всего это касается интеграции в экономической сфере, создания условий для кооперации предприятий обеих стран. В программах и ведомственных планах содержится около тысячи мероприятий по их реализации, стоят конкретные сроки и ответственные лица. Около семидесяти процентов (671 из 989) уже выполнили. Результаты очевидны - нас с Запада бьют, а мы им на удивление крепчаем.

- По итогам 11 месяцев 2022 года достигнут исторически максимальный объем взаимного оборота товарами и услугами - 45 миллиардов долларов. У нас всегда была с Россией одна из главных проблем - отрицательное сальдо. Импортировали больше, чем продавали. Впервые для Беларуси в торговле складывается положительное сальдо, - премьер-министр Роман Головченко на цифрах показал, что наши страны выбрали правильный курс.

- Все вопросы решены. Развязки найдены. Живем в нормальных условиях, - подтвердил глава государства. - Даже условия для функционирования наших предприятий, компаний и для жизни людей чуть-чуть лучше, чем в прошлом году, а может даже и не чуть-чуть.

Это касается и энергоресурсов:

- Что касается нашей зависимости от России по газу, нефти, нефтепродуктам и другим вещам - лучше. Скажу откровенно: все, что мы просили от России, - Россия пошла навстречу.

ГДЕ-ТО НЕДОРАБАТЫВАЕМ

Хотя и тут нашлась ложка дегтя - часть мероприятий идет с отставанием от графиков.

- Как мне докладывают, по ряду вопросов медленно двигаются наши российские партнеры. Но я всегда говорю: не бывает кто-то один виноват, а второй - хороший. Где-то и мы недорабатываем, - рассудил президент.

И уточнил, где конкретно опаздываем:

- Заметных подвижек, прежде всего в сферах энергетики, промышленности, транспорта, Беларусь пока не ощутила. Выполнение программ по формированию объединенных рынков газа, нефти и нефтепродуктов потребовало вынесения вопроса на высший уровень. В ходе декабрьских переговоров с Президентом России необходимые развязки были найдены (как минимум на три года). Сейчас идет работа над закреплением достигнутых договоренностей в действующих документах.

Но и спешка в столь важном деле может навредить:

- Не дай бог допустим ошибку. Открутить ситуацию назад будет невозможно после того, как решения закрепя в законах двух стран, поэтому действовать надо вдумчиво и обстоятельно. Особенно сейчас, когда наши страны сообща противостоят оголтелому санкционному давлению так называемого коллективного Запада.

О НОВОМ ПАКЕТЕ ДУМАТЬ РАНО

Уже заговорили о следующем этапе по единению наших стран. Александр Лукашенко считает, что сначала нужно полностью завершить действующие программы:
- Конечно, мы продолжим углублять экономическую интеграцию с Россией, но о новом пакете интеграционных документов можно будет говорить только после выполнения предыдущего. Притом в полном объеме. Не выполнили хоть один пункт - ни о каком новом пакете речи быть не может. Об этом мы твердо условились с Президентом Российской Федерации на последней встрече в Санкт-Петербурге.
Беглая оппозиция в тесном сотрудничестве все пытается найти угрозу. Это их постоянное упражнение, очень далекое от реальности.

- Предупреждаю, речи о том, что Россия или Беларусь поступаются своим суверенитетом, не шло и на сегодняшний день не идет и идти не может. Просто нет необходимости в этом. Мы еще в том формате, в котором сотрудничаем с Россией, не выработались, - в очередной раз сказал глава РБ. - Если стороны в перспективе увидят, что чего-то не хватает и надо принимать дополнительные решения в плане интеграции и сближения экономик государств, то соответствующие вопросы будут обсуждаться.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

«ЖИЗНЬ ПОДТОЛКНУЛА К БОЛЕЕ ТЕСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

Президент Беларуси рассказал, что когда обсуждали документы, «искрило очень».

Союзные отраслевые программы - не просто решение президентов двух стран.

- Не просто мы там с Путиным собрались и «бабахнули» что-то. Нет. Должностные лица, ответственные собирались, обсуждали на Высшем госсовете. Мы утвердили эти программы. Но искрило очень, когда мы их принимали, - приоткрыл то, что прошло осталось «за кадром» глава РБ.
Были разные предложения о том, что включать в интеграционный пакет, вплоть до вопросов создания парламента и прочего. В итоге решили, что если две стороны пока не готовы решать те или иные вопросы, то их стоит оставить на время в стороне.

- Возникнет необходимость - будем решать. Так было сказано. А мы всегда настаивали: телегу впереди лошади не надо ставить. Это было принципиально. И остались вот эти 28 программ. Они социально-экономического характера. И где отражены вопросы безопасности. А время нас сейчас подтолкнуло таким образом, что те программы по безопасности, которые мы больше года назад утверждали, они уже устарели. Мы уже в двусторонних отношениях в вопросах безопасности ой как далеко зашли... То есть жизнь нас подтолкнула, и мы пошли на более тесную интеграцию. Так надо действовать. Идти от жизни. В противном случае все сломаем.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

ПЕРЕПРОВЕРЯТЬ ДРУГ ДРУГА НЕ СОБИРАЕМСЯ

Президенту внесли предложение о ратификации Договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. В нем предусматривается создание дополнительного межгосударственного Наднационального налогового комитета.
Александр Лукашенко решил разобраться в этом вопросе подробнее:

- Речь не идет о содержании, об утрате какой-то части нашего суверенитета. Как устанавливались налоги и принимались законы ранее в Беларуси, так они и будут приниматься, - сазал глава государства. - Мы независимы в принятии решений в этой значимой сфере, предполагается лишь более тесная координация деятельности с российскими коллегами. Новая структура будет сконцентрирована в первую очередь на совершенствовании налогового законодательства двух стран. Аналогичные подходы и в таможенной сфере. В рамках этих соглашений важно вырабатывать общие концептуальные подходы и правила, которыми должны руководствоваться соответствующие национальные органы Беларуси и России, а не перепроверять друг друга или ходить один за другим на проверки. Таких полномочий у этого органа не будет.
Гармонизация налогового законодательства, координация налогового и таможенного контроля на границах Союзного государства - должны быть прозрачными:

- Россияне здесь абсолютно не против, чтобы белорусские представители в любую точку приехали и посмотрели, чем дышит граница. Прослеживаемость, контроль за движением товаров - согласитесь, это важное направление в любом государстве.

ТРАДИЦИИ

«УЛЬТРАМОДНЫЕ» ЦЕННОСТИ ПУСТЬ НАВЯЗЫВАЮТ ДРУГИМ

Сильные и независимые страны под чужую дудку плясать не получится.

Александр Лукашенко после Рождества вручил премии «За духовное возрождение», «Беларускi спартыўны Алiмп». И продолжил награждать лучших на приеме от имени Президента на Старый Новый год.

- Мы всегда знали, а сегодня особенно остро осознаем, что все созданные белорусским народом материальные и нематериальные ценности - это и есть те скрепы, на которых зарождалась и развивалась национальная государственность, - объявил белорусский лидер. - Сегодня мы понимаем, что национальные культуры и традиции нельзя подогнать под единый стандарт, что мир прекрасен в своем разнообразии. Мы также отдаем себе отчет в том, что наш пример - это реальный вызов проекту глобальной унификации под ультрамодные ценности и так называемые тренды, навязанные всему миру. Понимаем, что за этой культурной экспансией - как ее еще называют, «мягкой» - следуют совсем не мягкие, весьма жесткие для независимых государств последствия: потеря государственности и суверенитета. Потеря себя как народа. Если хотим, чтобы они жили на своей земле свободно и независимо, как мы, то должны в первую очередь научить отличать родные традиции от чужеродных.