Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Политика


Владимир Путин и Александр Лукашенко - о Минских соглашениях: Это был реальный шанс предотвратить конфликт

Президенты России и Беларуси на саммите ЕАЭС в Бишкеке обсудили с коллегами экономику. И объективно, но метко оценили высказывание Ангелы Меркель и Порошенко о намеренном обмане России

УЧЕБНИК ДЛЯ ЕС

Впервые за три года лидеры стран, входящих в объединение, встретились в очном формате. До этого мешал пандемия. В центре повестки - экономика. И здесь Европейскому союзу есть чему учиться у нас. По ряду ключевых показателей ЕАЭС явно в выигрыше. На это обратил внимание президент РФ:

- Цены на энергоносители в странах Евразэс кардинально отличаются от соответствующих тарифов у наших соседей на Западе. Скажем, на газ не в какие-то проценты, а в десять и более раз. А уровень безработицы за девять месяцев 2022 года сократился в государствах очень прилично - на восемнадцать процентов. И составляет чуть более одного процента, от общей численности рабочей силы. К слову, в Евросоюзе безработица - семь процентов, то есть в семь раз больше, чем у нас. Все это, конечно, создает соответствующие условия для экономического развития в нашей зоне.

Внутри сообщества растут объемы производства продовольствия и строительства, снижается инфляция, особенно это заметно в России, на которую оказывается колоссальное санкционное давление:

- В этом году показатель будет приемлемым - 12,2 процента, в следующем - рассчитываем к пяти процентам подойти, а может быть, и ниже. Это для всех наших стран имеет значение, потому что показатели в российской экономике так или иначе влияют на экономики всех наших стран. В то же время, в странах Еврозоны самые большая инфляция за последние сорок лет, везде двузначные, а в некоторых странах заоблачные показатели - двадцать и более процентов. Кстати, что касается экономики - нам предрекали спад под двадцать процентов. Будет в этом году 2,9 процента. В следующем ожидаем 0,9.

БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА

Взаимодействие в рамках содружества подстегнет снятие еще остающихся таможенных и административных преград и переход на торговлю в национальных валютах.

- Не могу не согласиться с Александром Григорьевичем, что нам нужно эффективнее устранять барьеры, которые мешают свободной торговле между нашими странами. Национальные валюты во взаимных расчетах. Здесь тоже Александр Григорьевич прав. Начат процесс создания общей платежной инфраструктуры. Сегодня мы принимаем решение об учреждении в Евразэс нового специализированного механизма финансирования промышленности. Он позволит кредитовать и субсидировать перспективные совместные проекты, в том числе, импортозамещающих производств.

Председательство в союзе от Киргизии переходит к России. Среди намеченных приоритетов Владимир Путин назвал укрепление технологического суверенитета, наращивание объемов взаимных инвестиций внутри ЕАЭС:

- Также формирование нашими странами общей инновационной и промышленной базы в ключевых индустриальных и сельскохозяйственных отраслях. Мы в закрытом режиме обсуждали этот вопрос, хочу обратить внимание на то, что было сказано Президентом Беларуси. У нас в принципе кооперация развивается неплохо, в последнее время наметилась позитивная по некоторым ключевым важнейшим направлениям взаимодействия. Уверен, что это приобретет более широкий характер в целом в нашей организации.

«МЕРСЕДЕСЫ СЛАБЫЕ, НЕ ЗАВОДЯТСЯ»

Президент Беларуси, в отличие о глав других государств, на площадку саммита добирался пешком.

ПРИМИТИВНАЯ ШТАМПОВКА САНКЦИЙ

При сильном снегопаде и температуре минус восемь в одном костюме. Хорошо, что гостевые резиденции оказались недалеко от дворца «Ала-Арча», где проходила заседание.

- «Мерседесы» слабые. Не заводятся, - с улыбкой пояснил он встречавшему его хозяину саммита, президенту Кыргызстана Садыру Жапарову.

Белорусский лидер четко обозначил основные стратегические задачи ЕАЭС в условиях непростой внешней обстановки.

- Примитивная штамповка коллективным Западом бездумных санкций против Беларуси и России начинает затихать. Все, что можно было запретить и ограничить, пусть даже и себе во вред, наши контрпартнеры уже сделали. Теперь для них пришло время осознания и оценки последствий. Заявления чуть ли не об экономическом коллапсе в наших странах сменились трезвыми суждениями отдельных политиков о том, что санкции ударили по самим инициаторам гораздо больше.

При этом, по словам белорусского лидера, не стоит ждать, что западный накат уже завтра ослабнет:

- Мы в определенной степени в общем-то закалились. Самое главное - не допустили падения благосостояния граждан. Принятые в рамках союза решения позволили существенно снизить негативный эффект от санкций и поддержать важные отрасли экономики.

«СОВЕЩАНИЙ МНОГО - РЕШЕНИЙ МАЛО»

Но останавливаться, подчеркнул Александр Лукашенко, ни в коем случае нельзя. И по пунктам перечислил, что необходимо сделать:

В ФОКУСЕ

«СВО ИДЕТ СВОИМ ЧЕРЕДОМ, ТАМ ВСЕ СТАБИЛЬНО У НАС»

Для второй волны мобилизации причин нет, как и доверия к европейским политикам.

По итогам переговоров в Бишкеке, Владимир Путин пообщался с журналистами. Львиная часть вопросов касалась актуальной международной повестки и, разумеется, специальной военной операции. На встрече с правозащитниками президент сказал, что это будет длительный процесс, теперь пояснил что под этим подразумевалось.

РЕАЛИИ - НА ЗЕМЛЕ

- Я имел в виду длительность урегулирования. СВО идет своим чередом, там все стабильно у нас - никаких вопросов там и проблем сегодня нет. Все, что происходит в реалиях, на земле, отражается в ежедневных сводках Министерства обороны. А вот процесс урегулирования в целом, да, наверное, будет непростым и потребует определенного времени. Но так или иначе всем участникам этого процесса придется согласиться с реалиями, которые складываются на земле.

Ангела Меркель в интервью немецким СМИ вдруг призналась, что Минские соглашения, дескать, были заключены только для того, чтобы дать Украине время подготовится, по сути, к войне с Россией:

- Честно говоря, для меня это было абсолютно неожиданным. Это разочаровывает. Я всегда исходил из того, что руководство Германии ведет с нами себя искренне. То, что сейчас прозвучало, говорит только о том, что мы все правильно сделали с точки зрения начала специальной военной операции. Почему? Потому что, оказывается, все эти Минские соглашения никто не собирался исполнять, руководство Украины словами бывшего президента Порошенко тоже об этом сказало: подписывал, но не собирался исполнять. Но я все-таки рассчитывал, что другие-то участники этого процесса были искренны с нами. Оказывается, и они тоже нас обманывали. Видимо, мы поздно сориентировались, честно говоря. Может быть, и раньше все это надо было начинать. И так-то доверие почти на нуле, но после заявлений подобного рода, конечно, возникает вопрос: как договариваться-то, о чем, и можно ли с кем-то договариваться, и где гарантии?

«ТОЛЬКО МНЕ МОЖНО ВЕРИТЬ»

Прозвучал вопрос о частичной мобилизации. Может ли она возобновится?

- Говорил и повторяю: нет таких факторов сегодня, они и не просматриваются. Триста тысяч было призвано, 150 тысяч находятся в группировке. Из них только половина - чуть больше 77 - в боевых подразделениях. Остальная половина или на вторых, третьих позициях - фактически роль территориальных войск. Либо - занимаются подготовкой. А еще 150 тысяч вообще не находятся даже в группировке: эти ребята на полигонах и в учебных центрах. Какая дополнительная мобилизация? И речи нет об этом.

Актуальная тема - снабжение армии. Президенту напомнили его слова, что проблемы уже решаются или решены. Тем не менее поток сообщений о нуждах бойцов на передовой не прекращается. Кому верить - отчетам Минобороны или бойцам?

- Верить никому нельзя. Только мне можно верить. Проблемы действительно были, и судя по тому что вы говорите, наверное, остаются. Хотя меня заверяют, что меньше. Самые острые, думаю уже закрыты. Время какое-то нужно, чтобы раскручивать соответствующие отрасли производства. И министерство промышленности активно этим занимается.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БОЛТОВНЯ

Один из журналистов процитировал высказывание Жозепа Борреля, который усомнился в искренности африканцев поддерживающих Россию, которые «не знают, где находится Донбасс и кто такой Владимир Путин».

- В Африке знают, где находится Россия и помнят какую роль она сыграла в освобождении африканских стран от колониализма, - заявил лидер РФ. - Пусть некоторые политические деятели в Евросоюзе перестанут болтать языком о любви к африканским народам, а займутся оказанием прямой поддержки этим странам. В том числе не скупают на деньги, которые они печатают, продовольствие на мировых рынках, не поднимают цену, не раздувают инфляцию и не ставят народы Африки в безвыходное положение и не мешают хотя бы России осуществлять такую нужную для африканских стран работу, направленную на поддержку людей, которые в этой поддержке нуждаются.

Президента попросили расшифровать его наделавшую много шума фразу: «Если Россия не применит ядерное оружие первой, значит, и второй тоже не применит».

- В Штатах есть теория и даже практика, у них в Стратегии, это прописано, - превентивный удар. У нас - нет, - пояснил Владимир Путин. -  В нашей Стратегии, сформулирован только ответно-встречный удар. После того как система СПРН получает сигнал о ракетном нападении, с нашей стороны в воздухе оказываются сотни наших ракет, остановить их невозможно. Но это все-таки ответный удар. Что это значит? Что падение головных частей ракет противника на территорию Российской Федерации неизбежно - они все равно упадут. Правда, от противника ничего не останется, потому что перехватить сотни ракет невозможно. И вот это, конечно, серьезно сдерживающий фактор. Но если потенциальный противник считает, что возможно использование теории превентивного удара, а мы - нет, то это нас заставляет задуматься о тех угрозах, которые нам создаются такого родам идеями. Вот и все.

«А ЭТО КТО ТАКОЙ?»

Одним из топовых событий минувшей недели стал обмен россиянина Виктора Бута на американку Бриттни Грайнер. По словам президента, работа шла по линии спецслужб:

-  ФСБ вела переговоры. Контакты по линии спецслужб никогда и не прекращались. Возможны ли другие обмены? Все возможно. В данном случае компромиссы были найдены. Это была не наша инициатива. Президент Байден предложил - мы согласились. Можно ли это считать прологом к диалогу с США по другим вопросам? Это вопрос специфический, прямо скажем. Мы не ставили перед собой задачи от этих переговоров переходить к каким-то другим. Конечно, они создают определенную атмосферу, это правда. В целом - ничего сверхъестественного, они прошли в нормальном рабочем режиме. 

Спросили журналисты и про судебный приговор Илье Яшину:

- Это кто такой? - переспросил президент.

- Блогер.

- А что получил?

- Восемь с половиной лет по статье о фейках про армию. Вам не кажется, что за слова восемь с половиной лет - это какой-то зверский срок?

- Знаете, как в народе говорят: если кажется - надо креститься, ответил глава государства. - Я все-таки базовое образование получил в Ленинградском государственном университете и хочу сказать, что вмешательство в деятельность судов считаю абсолютно недопустимым, а подвергать сомнению решение суда - нецелесообразным. Адвокаты господина Яшина наверняка знают, как им надо поступить.

Недавно президент проехал по восстановленной части Крымского моста. Какие впечатления?

- Это проект особенный не для меня, для страны. Хотелось прежде всего поддержать строителей, сказать им спасибо. В очень короткие сроки они выполнили огромный объем работ. С точки зрения качества, применявшихся технологий сделано действительно на самом высшем уровне. Обещают сделать автомобильную часть где-то в марте, хотя планировали позже. А железнодорожную - одну ветку - где-то в середине лета. Уверен, что все будет сделано в срок, не сомневаюсь.

БЕЗ ОБИНЯКОВ

«МЕЛКО И МЕРЗКО»

Александр Лукашенко жестко прокомментировал высказывание бывшего канцлера ФРГ.

Президента Беларуси журналисты поймали, едва он вышел из зала, где проходило заседание саммита. Первый вопрос - о словах Меркель про Минские соглашения?

В ПОГОНЕ ЗА ТРЕНДОМ

 - Я Владимиру Владимировичу свою точку зрения уже высказал. Если бы так было, как она говорит, это отвратительно, но это не так. И то как есть на самом деле, это не просто отвратительно, это - мерзко. Меркель… Я тоже этого не ожидал. Она поступила мелко, мерзко. Хочет быть в тренде. Минские соглашения и позиция Меркель, как и других, в том числе и Порошенко, были тогда очень серьезны. Представляете, весь мир тогда говорил о том, что наконец-то сделали шаг и подписали эти соглашения. Прекратилась война, перестали гибнуть люди. Все это позитивно оценивали.

Белорусский лидер уверен, что, на самом деле, не все так просто, как сейчас это звучит в заявлениях Ангелы Меркель и Петра Порошенко:

- Разговаривать о том, что они с Порошенко, и еще этот Олланд, которого она за руку водила на моих глазах, они, якобы, провели тайную операцию, обманули всех, прежде всего Россию, Путина, и всех в мире, дали паузу, возможность украинскую армию подготовить к этой войне. Если бы это было так, это слишком просто. Вот обманули, подготовились к войне и воюют сейчас. Ну, если это так - а это не так, чего тогда выть и стенать, что идет война? Вы к ней готовились…

Также белорусский лидер поделился информацией, что в 2021-2022 годах с Донбасса должна была начаться война против России:

- Мы это точно знаем - в ближайшее время, я Путину сказал, мы обнародуем эти факты, как они должны были после 2020 года - мятежа в Беларуси, если сложится ситуация и выйдут на границу Смоленской области с войсками НАТО, захватят у нас власть, начать войну против России с Донбасса в 2021, может, в 2022 году. Россия сработала на опережение. Поэтому не надо Россию упрекать в силу лживых заявлений, что она начала войну. Меркель и Порошенко хотят показать свою значимость. Что украинская армия, смотрите, сопротивляется одной из сильнейших армий мира потому, что мы обманули тогда в Минске всех. Мелко и мерзко. Не похоже на Меркель. Неправда, что они это делали для того, чтобы обмануть. Все было серьезно.

«НА УКРАИНЕ ГОТОВИЛИСЬ К ВОЙНЕ»

Президент Беларуси уверен, что в случае реализации Минских соглашений, конфликта можно было избежать:

-  Уже бы вот к этому времени, если бы пошли тем путем, что предлагал Путин, и договор был заключен, сегодня, кроме Крыма, Украина была бы целостной. Никакой бы войны не было. Это было серьезно, поскольку я, извините, болтался между Путиным и Порошенко, передавая тому и другому информацию, пожелания, требования. Я как-то говорил, что Путин в последний раз передал Порошенко, что помогут то, что разрушено, восстановить. А разрушения были минимальные. Но они на это не пошли. Они готовились к войне. Но тогда так никто не думал, как сегодня говорят Меркель и Порошенко. Я может немножко путано сказал. Но если обманывали и готовились к войне, это отвратительно. А то, что говорит сегодня Меркель, вторя Порошенко - это мерзко. Второе - Меркель не хочет, чтобы ее сегодня на фоне событий в Украине обвиняли: «Ну, ты там, ты же ездила с Олландом, представляла Европу, и ты толкала Украину не туда, куда надо!» Она начинает оправдываться. Лучше сидела бы и не вылазила. Этим самым она перечеркнула все то, что она делала и для Германии, и для Европейского союза. А мы к ней относились серьезно. Но, как видите, ошиблись. Она оказалась такой же мелкой, как сегодняшние все лидеры Европы.

По словам, Белорусского лидера, на встречах с российским коллегой никогда не обсуждаются территориальные вопросы:

- Мы говорили о договоре, о прекращении войны. Но никогда не обсуждали Херсон, Луганск, Донецк и так далее, кто кого должен освободить. Если президент Украины сейчас будет требовать от России уйти с этих территорий, значит, переговоров не будет. Это предварительное условие, которое неприемлемо для России. На данном этапе, мне кажется, Россия вообще может не принять эти условия: уходите с Запорожья, Херсона и так далее. Нельзя такие требования выдвигать Российской Федерации. Если хотите мира - надо сесть за стол переговоров и в тишине, спокойствии обсуждать все вопросы: кто что должен освободить - или Россия, или Украина. Если этих шагов нет, читай: они не хотят этих переговоров, - подчеркнул Александр Лукашенко.

ГАЗОВЫЙ УРАВНИТЕЛЬ

Еще одна актуальная уже, непосредственно, для республики тема - цена на российский газ.

- Вопрос не в том, какие цены у нас. Если уж мы пошли на глубокую кооперацию с Россией, вопрос в том, чтобы были равные возможности.

И привел пример с тепличным хозяйством, где большой удельный вес энергоресурсов в стоимости продукции:

- Если вы получаете по 60 или 80 долларов, а мы на границе получаем 120 долларов, к примеру, газ, ну какие здесь равные условия. Я не смогу товар свой продать у вас на рынке. А если и могу, то мне надо зарплаты урезать и прочее-прочее, чтобы конкурировать в цене. Поэтому главное - равные условия. Пусть газ будет и 1600 долларов, как в Европе, не дай бог, конечно. Но равно в России и Беларуси. Для нас это важный элемент. Ну, мы договоримся, - уверен белорусский лидер.

Еще один вопрос - отказ от доллара в расчетах между странами:

- Мы не отказывались, - уточнил Александр Лукашенко. - Нас вынудили этим путем идти. И я сказал: «Ну и ничего, мы удовлетворены российским рублем». У нас огромный взаимный товарооборот. Обеспечивает российский рубль, особенно, по газу, нефти. Мы давно России предлагали: «Давайте торговать за российский рубль». «Нет, давайте за доллар». И мы вынуждены были этот доллар зарабатывать неизвестно где и потом платить за нефть, газ. Сегодня нас удовлетворяет состояние расчетов в российских рублях.