Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Политика


За кем Беларусь «наблюдает» в ШОС?

У республики поменялся статус в Шанхайской организации сотрудничества

Заседание Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте 24 июня 2016 года станет первым саммитом этой международной организации, в котором Беларусь примет участие на высшем уровне в новом статусе - наблюдателя. Он был предоставлен Минску по инициативе российского председателя организации на саммите в Уфе в прошлом году. И вот теперь появляются первые практические плоды этого дипломатического маневра - перехода от статуса партнера к статусу наблюдателя.

В преддверии саммита ШОС министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей пояснил значимость для республики нового инструмента внешнеполитического сотрудничества.

«На всех последних саммитах страны-члены ШОС последовательно выступают за более широкое привлечение государств-наблюдателей к практическому сотрудничеству в рамках организации». А значит, у белорусской стороны появляется больше площадок для контактов с крупными игроками азиатского региона и реализации своих экономических замыслов. Например, утверждения себя в качестве структурного звена амбициозного китайского проекта Нового Шелкового пути. Идея белорусской дипломатии о переходе к «интеграции интеграций» для объединения усилий ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС также становится более достижимой с новых позиций.

Белорусские дипломаты считают символичным, что решения о предоставлении республике статуса партнера по диалогу, а теперь статуса наблюдателя принимались в годы российского председательства в ШОС. Первое состоялось на саммите в Екатеринбурге в июне 2009 года, второе - в Уфе в 2015 году. «Мы взаимодействовали с Шанхайской организацией сотрудничества, но, скажем так, это не было поставлено на такую системную основу. Статус наблюдателя позволяет нам более активно участвовать в деятельности этой организации», - сказал Макей.

Статус страны-наблюдателя в международной организации - вещь вроде эфемерная, на первый взгляд, раз право решающего голоса участнику не дано. Но «наблюдательский» уровень участия в работе имеет вполне ощутимый политический смысл и экономическое выражение, тесно увязанные с престижем страны и ее геополитической значимостью.

В случае перспективного шанхайского формата на роль внешнего партнера (не говоря уже о членстве) претендуют Вьетнам, Афганистан, Иран и другие, включая таких гигантов, как Индия. Для Беларуси «наблюдательство» и престижно, и полезно. Отношения с ЕС развиваются сложно, а западные инвесторы даже после снятия санкций с республики проявляют чрезмерную осторожность, подпитываемую устойчивыми стереотипами негативных установок СМИ. Выход на азиатские финансовые рынки актуален для республики также с учетом проявлений мирового кризиса.

С обретением статуса наблюдателя Беларусь получила возможность участвовать в большем количестве мероприятий более высокого уровня, в том числе в открытых заседаниях Совета глав государств или глав правительств стран-членов ШОС. Недаром, учитывая серьезную заинтересованность Беларуси в активизации сотрудничества с Шанхайской организацией, а также высокий уровень представительства, в Ташкенте республику будет представлять Президент Александр Лукашенко. Но и до этого на рабочих уровнях статус наблюдателя уже неоднократно прокатывался Беларусью в течение года.

Уже в статусе наблюдателя в декабре 2015 года в китайском Чжэн-чжоу Беларусь впервые участвовала в заседании Совета глав правительств ШОС и имела возможность высказать свои подходы по актуальным вопросам евразийской интеграции и безопасности. В этом году в новом статусе Беларусь впервые приняла участие в совещании министров юстиции, в заседании генеральных прокуроров. И не только.

В октябре 2015 года миссия ШОС во главе с Генеральным секретарем наблюдала за выборами Президента Республики Беларусь. В истории самой организации такая миссия по мониторингу выборов в государстве, имеющем в ШОС статус наблюдателя, тоже была дебютной. В мае Беларусь принимала у себя делегацию Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС, что немаловажно, с учетом позиционирования республики в качестве стабильной площадки для решения проблем международной безопасности.