Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Политика


«Морковка демократии»

Какую программу реформ разработали в США и Евросоюзе, приостановив санкции против Беларуси? Об этом размышляет научный сотрудник факультета политологии МГУ, кандидат политических наук Вячеслав Сутырин

Как известно, ЕС приостановил на несколько месяцев санкции в отношении Беларуси и 170 ее граждан. И вот делегация Европейской службы внешних действий (EEAS) и генерального директората Европейской комиссии (ЕК) по политике соседства и переговорам о расширении (DG NEAR) приезжает в Минск с рабочим визитом 10 декабря. Делегацию возглавят Гуннар Виганд, заместитель управляющего директора по вопросам Европы и Средней Азии, и Катарина Матернова, заместитель генерального директора генерального директората по политике соседства и переговорам о расширении.

А в конце ноября в Киеве завершился Форум гражданского общества из стран «Восточного партнерства». К обсуждению традиционных тем вроде демократизации были приглашены и многочисленные белорусские общественные организации. О необходимости демократических реформ заявила и делегация Госдепартамента США, посетившая Минск в ноябре. С чего такая забота о демократизации Беларуси? Что конкретно предлагают делать и зачем?

Учителя и ученики

На Западе существует целая индустрия по так называемому «продвижению демократии». Многочисленные СМИ, общественные организации, мозговые тресты занимаются тем, что объясняют правительствам и народам разных «недоразвитых» стран, как им следует проводить политические и экономические реформы.

Есть не только идеи, но и консультанты, кризис-менеджеры, готовые управленцы, которых могут внедрить туда, куда следует. Отрасль давно превратилась в многомиллиардный международный бизнес, существующий на деньги правительств западных стран (читай, налогоплательщиков), фондов всех мастей и политических филантропов наподобие Джорджа Сороса.

На Западе существует целая индустрия по так называемому "продвижению демократии".


Когда-то у США был «идеологический противник» - СССР. Потом противник исчез, но машина «продвижения демократии» не остановилась. Официальная цель демократизации по-американски - «завоевывать умы и сердца людей», убеждая их в необходимости свободных выборов, соблюдения прав человека, приватизации, уменьшения роли государства в экономике и т.д.

Эти светлые цели можно поприветствовать, но на практике рецепты их достижения чреваты побочными эффектами (особенно когда в дело идут «крупнокалиберные» аргументы). В России демократизация вылилась в «лихие девяностые», в Восточной Европе - в экономический коллапс, на Ближнем Востоке сегодня - в разрушение государств, массовый исход населения и разгул радикалов. А украинский эксперимент по-прежнему далек от своего завершения.

Россия и Беларусь сосредоточились на укреплении вертикали власти. Отчасти именно этим вызвано накопившееся раздражение Запада - отказ Москвы и Минска от роли учеников покоробил самолюбие учителей. 

Рецепт для Лукашенко

Сегодня западные учителя вновь предлагают Беларуси отведать демократизации, назначая унизительные «испытательные сроки» (вроде приостановки западных санкций на несколько месяцев). И ведь нельзя отрицать - реформы и госаппарата, и экономики необходимы (и Беларуси, и всем государствам ЕАЭС). Вопрос, как всегда, в конкретном содержании и целях этих реформ.

С интервью по данному вопросу недавно выступил Балаш Ярабик - один из заметных экспертов по проблемам демократизации в Восточной Европе. Сегодня Ярабик работает в Вильнюсе, где возглавляет филиал неправительственной организации Pact, финансирующейся из средств правительства США (USAID). В статье он подчеркивает, что Минск переоценивает внимание Запада к Беларуси, а «титул последней диктатуры в Европе не будет забыт быстро». В ситуации усугубляющегося экономического кризиса, считает он, единственный выход для Лукашенко - это либеральные реформы и снижение государственного контроля над экономикой (то есть приватизация). В другой статье Ярабик отмечает, что на пути реформ стоят «силовики» из армии и спецслужб.

Таким образом, Беларуси вновь предлагают «проверенную временем» формулу: демократизация, приватизация, гласность. Корректировка лишь в том, что реформы должны быть постепенными, чтобы не ставить Минск перед выбором между Западом и Россией (по крайней мере до поры до времени). По сути, западные эксперты сегодня надеются, что инициатором либеральных реформ может стать сам А. Лукашенко, а вот дальше… А дальше уж как пойдет.

Взгляд в будущее

Белорусское общество, как и российское, ответило на обострение международной ситуации, сплотившись вокруг государственной власти, о чем ясно свидетельствуют результаты президентских выборов. По сути, это и есть ответ общества на «морковку» демократизации, особенно в свете украинского опыта.

Да и морковка-то эта уже съедена - для «чужих» осталась преимущественно ботва. Западные политические рецепты сегодня далеко не всегда работают даже в самих западных государствах, теряется их привлекательность и лоск. Речь идет не только о проблемах, которые у всех на устах - экономический и миграционный кризисы. Есть и более фундаментальные тенденции, которые почему-то не обсуждаются на форумах по демократизации. Например, размывание среднего класса в западных государствах, появление «новых бедных» в США и Европе, а ведь эта тенденция окажется определяющей с точки зрения сохранения демократической формы правления на Западе.

Проще говоря, сегодня нужно не ученичество, а творчество. В этой связи приобретает особую актуальность исторический опыт России и Беларуси.Интересна и современная социально-экономическая модель, созданная в Беларуси с опорой на Союзное государство. Собственно, именно эту-то модель, по сути, и предлагается ликвидировать в ходе сначала - внедрения концепции белорусского нейтралитета, а затем - ультралиберальных реформ, чтобы ввести Беларусь в когорту восточноевропейских обществ: «образцово успешных» пациентов демократизационной «терапии», лишившихся в итоге тяжелой промышленности, внешнеполитической субъектности, с размываемой идентичностью...

В этих условиях более тесная координация внешнеполитических приоритетов Москвы и Минска, укрепление евразийской интеграции, совместный выход на новые рынки и развитие высокотехнологичной промышленности призваны стать адекватным ответом на навязывание «испытательных сроков» и «санкционных» ультиматумов.

Источник Фото: Артем Коротаев/ ТАСС


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ>>
Россия-Беларусь, 2015-й: главные события и имена
Для Союзного государства, как и для всех интеграционных проектов на территории СНГ, 2015-й был годом ярких форумов, саммитов и непростых испытаний на прочность