Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Политика


Александр Лукашенко: делать так, как хочет народ

Действующего Президента Беларуси избрали на пятый срок

Главный вывод избирательной кампании в Беларуси очевиден: политический экзамен сдан, выборы в стране состоялись. Александр Лукашенко получил на ближайшие пять лет мандат доверия высокой пробы - 83,5% проголосовавших.

Окончательные итоги президентских выборов в Центр-
избиркоме должны подвести в пятницу 16 октября. Что же касается инаугурации вновь избранного Президента, то по закону она должна пройти не позднее двух месяцев с момента выборов, то есть не позднее 11 декабря.

Александр Лукашенко прямо на избирательном участке ответил на вопросы журналистов. Ответы главы Беларуси дают представление о новом этапе жизни страны.

О главной задаче

О России

Это братская и самая близкая нам страна. И в этом вы можете не сомневаться! Это я говорю при западных журналистах. Чтобы в российских СМИ больше не крутили и не вертели, что мы куда-то поворачиваемся. В России есть некие силы, (они с давних пор мне знакомы, они свою позицию не меняют), которые хотели бы испохабить наши отношения. Это у них не получалось и не получится. Мы не просто будем с вами дружеской страной. Мы родные народы и родные страны, и этой позиции мы будем придерживаться всегда. Конечно же, имея свою позицию.

Поздравления

Убедительная победа Президента Республики Беларусь на выборах свидетельствует о высоком политическом авторитете и доверии со стороны населения, а также об активной поддержке проводимого курса на дальнейшее социально-экономическое развитие страны. Государственная деятельность Александра Лукашенко будет способствовать развитию российско-белорусского стратегического партнерства, укреплению Союзного государства, наращиванию сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и других международных структур.

Из поздравительной телеграммы Президента России Владимира Путина Александру Лукашенко по случаю его переизбрания на пост Президента Республики Беларусь.

Дословно

Сергей Нарышкин, Председатель Госдумы России:

- Мы направляли большую группу наших коллег-депутатов Государственной думы в качестве наблюдателей состоявшихся выборов, которые пришли к выводу, что выборы проведены и в соответствии с национальным законодательством, и в соответствии с нормами международного права.


06_1510.png

Комментарий политолога: все только начинается

Юрий Царик, председатель Наблюдательного совета Центра стратегических и внешнеполитических исследований дает прогноз, как будет жить республика после выборов.
 
- Убедительную победу Александра Лукашенко можно трактовать и как одобрение белорусами готовности президента оглядываться на мнение народа, и как огромный аванс со стороны общества на проведение решительных реформ.

Реальность в том, что без реформ  белорусская экономика не способна обеспечивать приемлемый уровень жизни населения. Учитывая долгосрочные кризисные тенденции,  смену технологических укладов, промедление с реформами или ошибки в их проведении могут стоить Беларуси едва ли не всей ее промышленности.

Часть неизбежных реформ связана с такими непопулярными шагами, как пенсионная реформа - постепенное повышение пенсионного возраста, переход к накопительным пенсиям и так далее. Общая либерализация экономики, обеспечение равенства условий хозяйствования, ликвидация или сокращение субсидирования (особенно двойного субсидирования). Трансформация, которую предстоит пройти Беларуси, затрагивает как вопрос реформирования госсектора экономики, в том числе его приватизации, так и вопрос изменения ее отраслевой структуры, перехода к более высокотехнологичным производствам, расширения сферы услуг и так далее.

Перед белорусским руководством стояла непростая задача - провести выборы корректно и в соответствии с законодательством. С другой стороны, выполнить наиболее обоснованные из требований стран Запада и осторожно передать мяч на их сторону в плане принятия решения об отмене санкций. И, самое главное, не испортить при этом отношения со своим стратегическим союзником - Россией. Еще одна задача задач: надо было противодействовать проникновению на территорию страны радикальных элементов с территории Украины.

Итоги выборов говорят, что можно выдохнуть: справились. Власть выполнила и программу-максимум, сумев сплотить общество и создать задел легитимности для се­рьезных шагов в будущем.

Какие шаги имеются в виду?

Нормализация отношений с ЕС и США имеет для Беларуси абсолютно рациональное, прагматичное измерение. Это европейский рынок сбыта, ставший более доступным в силу девальвации национальной валюты, и получение доступа к европейским и американским инвестиционным ресурсам и технологиям для модернизации промышленности.

Нормализация отношений с ЕС крайне важна в контексте сотрудничества Беларуси с Китаем. Совместные крупные проекты, прежде всего проект индустриального парка «Великий Камень», во многом ориентированы на европейский рынок.

Помимо взаимосвязанных европейского и китайского направлений внешней политики критическое значение для Минска будет иметь дальнейшее развитие Евразийского экономического союза. Дело в том, что в 2015 году под воздействием сложных внешних обстоятельств ЕАЭС во многом оказался на грани дезинтеграции. Большой вклад в это внесли взаимные санкции России и Евросоюза, а также вступление Казахстана в ВТО во многом без оглядки на обязательства в рамках ЕАЭС. Беларусь последовательно выступает за полноценное функционирование этого объединения, без изъятий и ограничений. Представляется, что период с 2015 по 2017 год будет иметь критическое значение для полноценного запуска такого формата работы. Если в это время наши экономики не начнут функционировать как единый рынок, то будущее союза окажется под большим вопросом.

Степень открытости, которая предполагается при реализации китайско-белорусских проектов, при выстраивании конструктивных отношений со странами Запада, при полноценном функционировании ЕЭС, требует приобщения к международным стандартам работы, перемещения значительного количества работников из государственного в частный сектор, в том числе в сферу малого и среднего бизнеса.

Когда все эти изменения будут осмыслены и намечены, можно будет говорить о разумных политических трансформациях в Беларуси. Речь, конечно, не столько о роли партий и прочих «декоративных» элементах политической системы. Разговор идет о более долгосрочных явлениях, таких как формирование местных сообществ и реального само­управления, расширение роли частных СМИ, формирование рынка политического консалтинга и т.д.