Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Политика


«Минск-2» в Париже: успех или провал?

О чем договорились лидеры Германии, Франции, России и Украины

После пяти часов тяжелых переговоров в Париже явных прорывов достигнуто не было, но появилась надежда на завершение войны в обозримом будущем.

Третья по счету встреча помогла закрепить прекращение огня и подтвердить безальтернативность соглашений Минска-2 для урегулирования.

Военный фон переговоров в Елисейском дворце кардинально отличался от ночного марафона в Минске. Там ситуация была близка к полномасштабной войне, а здесь долгое перемирие на востоке Украины стало платформой для продвижения к другим этапам повестки.

Меркель и Олланд впервые обозначили своему украинскому протеже, что более не приемлют его уверток от реализации трудных пунктов Минска-2: предоставления законодательно закрепленного особого статуса территориям, амнистии для всех участников боевых действий, прямого диалога с Луганском и Донецком по выборам.

По оценке Русской службы BBC, ключевым для Киева вопросом остается возврат контроля над российско-украинской границей. Петр Порошенко объявил, что «контроль над участком границы должен быть возвращен до конца года». Причем он хочет завершить процесс передачи «до принятия изменений в конституцию». Даже у англичан этот тезис вызывает сомнение, так как вряд ли ополченцы согласятся перекрыть себе кислород перед зимой, не получив гарантий от Киева, который наращивает экономическую блокаду Донбасса.
Президент Франции подчеркнул, что для проведения выборов в Донбассе следует принять отдельный закон. Их организуют по украинскому кодексу в течение 80 дней, но после (!) утверждения закона.

Хоть финального документа в Париже не подписывали, но Ангела Меркель также подтвердила, что достигнута договоренность о принятии трех законов: о выборах в Донбассе, об особом статусе региона и об амнистии. Президента Порошенко, грозившего в Нью-Йорке продолжать войну до «освобождения всех оккупированных территорий», призвали к порядку и вынудили согласиться с неизбежным продвижением к миру.

Де-факто европейцы с подачи российской стороны вернулись к ненавистному киевским радикалам «плану Мореля», теперь уже бывшего спецпредставителя ЕС.

Новой формой, в которую «переплавили» мирную схему Пьера Мореля, теперь стали свежие «парижские соглашения», принятые в качестве точки отсчета Евросоюзом и другими спонсорами киевской власти. Неслучайно прозвучало заявление канцлера Меркель о том, что «к минским гарантиям теперь добавились парижские гарантии».

Это «укрощение строптивого Порошенко» дало повод незалежным ура-патриотам кричать о провале «Парижа-1» для Киева. Бывший пресс-секретарь Ющенко Инна Ванникова, написала, что «Запад предал Украину на переговорах «нормандской четверки».

В статье в украинском издании «День» под заголовком «Нормандский диктат» аналитик Микола Сиpук отказывается считать позитивом для Украины встречу в Париже, как это подают Меркель и Олланд. Для него «самой большой неожиданностью переговоров стало то, что участникам выборов на оккупированных территориях на Донбассе должен быть предоставлен иммунитет».

Украинский политолог Владимир Фесенко также сомневается, что озвученная в Париже модель, согласно которой до выборов граница Донбасса с РФ должна передаваться под контроль ОБСЕ, а только потом Украине, по прогнозу политолога, через Раду не пройдет.
Геополитический контекст саммита «нормандской четверки» коренным образом поменялся. Deutsche Welle считает, что «Путин на нормандском саммите выиграл по очкам». Нельзя говорить о конфликте на Украине, не обсуждая при этом войну в Сирии и миграционный кризис в Европе. При этом, подчеркивает DW, все нити в руках держит Президент России. Он-то понимает, что давление на Европу растет с каждым днем, если будет расти поток беженцев. «И украинский президент находится под прессом как внутри страны, так и извне. Меркель и Олланд еще раз дали понять, что ему следует больше делать для выполнения минского плана».