САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Это надо живым!

Молодые музыканты из России и Беларуси сыграли положенный на музыку «Реквием» Роберта Рождественского в Москве и Минске

Юные музыканты, хоть и исполняли сложные партии, были потрясены тем, как Сергей Гармаш читал свой текст
 Фото: Роман ЩЕНБЕНКОВ/»Российская газета»

ЧАЙКОВСКОГО НЕ ОТМЕНИТЬ

Наверное, никогда в своей истории молодежный белорусско-российский симфонический оркестр (а он с перерывами существует с 2008-го года) не исполнял такую необычную программу. Всего два произведения – зато каких. В этом году выбор музыки диктовали события: 80-летие Великой Победы и 185-летие со дня рождения Петра Чайковского.

Поэтому второе отделение отдали «Пятой симфонии» композитора (самой популярной в его творчестве).

А вот первое отделение – это музыкально-поэтическая композиция «Реквием. Вечная слава героям». 30-летний Роберт Рождественский с особым трепетом писал эти стихи, держа на рабочем столе фотографию шестерых молодых ребят - братьев его матери, из которых лишь один вернулся с войны:

Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно — не мертвым!
Это надо — живым!

Он написал «Реквием» в 1962-м, а спустя почти шестьдесят лет 40-летний композитор Кузьма Бодров положил эти пронзительные строки на музыку. Впервые композиция прозвучала в 2021-м году в Москве на Зимнем фестивале Юрия Башмета. Ее даже исполняли на знаменитом «парящем мосту» в столичном парке «Зарядье» 22 июня в четыре утра. Дирижировал тогда тоже Юрий Башмет.  В Минске, а концерты молодежного оркестра под его руководством проходят по очереди в двух столицах, зрители произведение услышали впервые.

- «Реквием» очень перекликается с сегодняшним днем, как и Петр Ильич Чайковский, поскольку он всегда обращался к сути человека — переживаниям, радостям, несчастьям. Все есть в его музыке, поэтому она переживает все потрясения. Как ни запрещай Чайковского за рубежом, все равно никуда не деться – его музыку исполняют. Пытаются нас тормозить, а мы только набираемся сил. Потому что это сопротивление нам дает больше творчества, - заявил главный дирижер оркестра Юрий Башмет.

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ

«Реквием» - произведение сложное само по себе, так еще задействован не только оркестр, но и хор (тоже молодежный), а важнейшее место (и не только на сцене) занимает чтец. Многие «звезды» исполняли «Реквием», но, пожалуй, пронзительнее всего это получается у народного артиста России Сергея Гармаша.

Он читает спокойно, но с такой мощью доводит смысл до зрителя, при этом без громыхающего пафоса, как будто заглядывает в душу во время чтения. А у тебя мурашки по коже.

А потом словно набат включается музыка. По словам маэстро, композитор Кузьма Бодров чутко следует за стихами симфонической партитурой, откликаясь на настроение каждой части поэмы. Музыка в текст встраивалась ювелирно: где-то он звучит отдельно от нее, где-то параллельно. Где-то тексту было нельзя мешать даже звуком. И так почти 45 минут переполняющих тебя эмоций.

Уже отзвучали крики «Браво», затихли овации, зрители ушли на антракт, а в зале казалось еще долгим эхом звучали последние строчки «Реквиема»:

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!

КОМПЕТЕНТНО

ДЫХАНЬЕ ПОПАДАЕТ В ТАКТ

Юрий Башмет уверен, что задача оркестра в том, чтобы его участники убеждались в верности выбора своей профессии

В молодежном симфоническом оркестре – девяносто ребят (шестьдесят из России, тридцать из Беларуси). Лучшие из лучших, причем, не только из столиц или Санкт-Петербурга, а из городов областных и районного масштаба.

- Идея молодежных оркестров именно в том, чтобы ребята убеждались в верности выбора своей профессии. Мне, главное, что нужно, – это запасаться терпением, потому что иногда бывает говоришь: «Давай», а он не играет. Еще раз повторяю: «Давай», а музыка- то идет, и вот он сейчас должен вступить. Потом бывает и третий раз, и, конечно, нужно иметь терпение и объяснять, что тут не просто нужно играть по счету или по тому, как я покажу, надо понимать роль этих своих трех-десяти нот и почему они там возникают.  Юным музыкантам важно социализироваться в оркестре. Потому что с разных сторон люди играют на разных инструментах, тут еще я размахиваю, а еще нужно владеть материалом модным.

Мы играем серьезные вещи — «Блокадную симфонию» Шостаковича, музыку Шнитке, Чайковского, как сегодня в программе, - объясняет маэстро.

– Насколько сложен отбор, особенно среди белорусов? – интересуются у Юрия Башмета журналисты из Синеокой.

– Не мы отбираем, сама Беларусь, а мы абсолютно доверяем коллегам. Главное, чтобы эти люди, незнакомые друг другу, дышали, как говорится,  одинаково. И это непросто, но в этом смысл оркестра.

ПЕРВЫЕ СКРИПКИ

АХ, АЛИСА

Ребята успели сдружиться за время выступлений и репетиций

Первая скрипка оркестра Алиса Губанова учится на третьем курсе Санкт-Петербургской консерватории.

- «Реквием» - невероятное произведение. По тому, как подобраны слова, как подобран чтец, как он душевно к этому подходит, каждый раз получается до мурашек. Музыка тоже просто невероятная. Она настолько дополняет то, о чем говорит чтец. Мне кажется, это производит сильное эмоциональное впечатление и на нас самих, и на слушателей, и, действительно, заставляет о многом задуматься. Здорово, что сейчас есть такие произведения, - с девичьим восторгом делится она своими впечатлениями в антракте.

Творчество Роберта Рождественского она знает и любит довольно давно, познакомилась с ним еще в музыкальной школе.

В молодежном оркестре Алиса играет второй год: прошла первый тур в родном Питере, а на второй поехала уже в Москву. В оркестре, по ее словам, нравится буквально все:

- Сложно выбрать что-то одно, потому что у нас прекрасные руководители, коллектив, и программа, которую мы играем. Есть возможность увидеть множество мест, познакомиться с ребятами из разных городов. Это очень ценно, и я рада, что у меня есть такая возможность, - признается Алиса.

А еще она мечтает «осесть» в каком-нибудь хорошем оркестре в своем городе (в молодежном-то присутствует ротация):

- Конечно, в приоритете, хотелось бы, чтобы это был оркестр Мариинского театра.

Контрабасистка Мария Захарова учится в Белорусской государственной академии музыки и уже работает в симфоническом оркестре Белтелерадиокомпании. Как и Алиса, в  молодежном коллективе СГ - второй год. В прошлый раз, говорит, получила массу впечатлений и вдохновения, так что по приезду в Беларусь захотелось больше играть серьезной музыки со своим оркестром. И, конечно же, захотелось попасть к Юрию Башмету во второй раз.

- Очень нравится моя контрабасовая группа. Друг друга поддерживаем. Было максимально комфортно работать. И концертмейстер очень вдохновлял. У нас была сплоченная команда, - признается девушка.

«Реквием», по ее словам, требует внимательности, но сама музыка очень красивая.

- Это не просто музыка, а целая история,  которую ты сама проживаешь, чувствуя все кульминационные моменты.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Беларусь призывает Литву к диалогу по актуальным вопросам
  2. Кого Путин наградил медалями «Золотая Звезда» в Кремле
  3. Владимир Путин вручил медали «Золотая Звезда» Героям России за мужество в ходе СВО
  4. Александр Лукашенко: Даже при мире в Украине давление на Беларусь не прекратится
  5. Александр Лукашенко: Беларусь не стремится к войне, но готова защищать свои интересы
  6. Александр Лукашенко: Беларусь должна актуализировать оборонные действия на фоне милитаризации Запада
  7. Вячеслав Володин: Законодательное обеспечение интеграции и ответственность перед гражданами — ключ к успеху Союзного государства
  8. Вячеслав Володин: Паритет, экономический рост и развитие туризма укрепляют Союзное государство
  9. Вячеслав Володин: Мы не должны успокаиваться, пока разрушаются памятники и забывается подвиг защитников
  10. Вячеслав Володин: Принятие бюджета Союзного государства — результат слаженной работы
  11. Игорь Сергеенко: Принятие бюджета Союзного государства на 2026 год — важный этап интеграции
  12. Игорь Сергеенко: Социальные и гуманитарные проекты укрепляют Союзное государство
  13. Игорь Сергеенко: Итоги года и интеграционные успехи Союзного государства
  14. Сергей Рачков: Международная деятельность Парламентского Собрания на 2024–2026 годы направлена на защиту интересов Союзного государства
  15. Вячеслав Володин: Бюджет Союзного государства на 2026 год предусматривает профицит и финансирование ключевых программ

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Депутаты Беларуси и России утвердили бюджет Союзного Государства на 2026 год

В День Героев Отечества состоялась очередная сессия Парламентского Собрания Союзного Государства Беларуси и России

МНЕНИЯ

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также