САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Растим Эйнштейнов и Менделеевых

В Национальном детском технопарке в Минске проходит открытый образовательный слет «Старт в науку»

Детям пришлось пройти серьезный отбор, чтобы попасть сюда.
 Фото: Кристина ФАНЧЕНКО/ИД «Беларусь сегодня»

ГРАНИ ПОЗНАНИЯ

Слет объединил умников и умниц из Беларуси и России. Юные таланты вместе работают над инновационными проектами – придумывают лекарства нового поколения, проектируют умных роботов и создают виртуальные миры.

Несмотря на детский статус, обучение в технопарке не серьезное. День у белорусских и российских мальчишек и девчонок расписан практически по минутам. До обеда с ними занимаются преподаватели минских вузов. Сначала проходят лекции, затем работа над проектами в специально оборудованных лабораториях. Многие ребята приехали на смену с уже готовыми идеями и сразу взялись за их воплощение.

Шестнадцатилетняя Елена Литюк из Таганрога – как раз из таких. Ради того, чтобы попасть в минский технопарк, она провела в поезде полтора дня, преодолев путь длиной в 1,8 тысячи километров. Однако к длительным путешествиям она привыкла: за плечами десятки поездок на олимпиады по математике, физике и информатике, хакатоны и две программы в образовательном центре «Сириусе».

- Меня всегда тянуло в сторону технологий. Сначала увлеклась программированием,  разработала несколько учебных проектов на языке программирования общего назначения С++. Позже познакомилась с программированием виртуальной реальности VR, где у разработчика есть возможность создавать собственные миры. Когда узнала, что в минском технопарке есть направление по виртуальной и дополненной реальности, даже не раздумывала, подала заявку на программу. Помимо интереса к VR, хотелось посмотреть, как учатся ребята из Беларуси.

Лену объеденили в пару с белорусским школьником Егором Боруком. Вместе они работают над программой для обучения игре в шахматы, создаваемой по технологии смешанной реальности.

– С виду идея простая: шахматы, – говорит преподаватель направления, доцент БГУИР Александр Прудник. – Но это первый проект у нас, где используется технология смешанной реальности. Чем она отличается от привычных VR и AR? Виртуальная реальность полностью переносит вас в цифровое пространство. Дополненная добавляет виртуальные объекты в реальный мир. А смешанная идет дальше: она позволяет с этими объектами взаимодействовать. Можно взять фигуру, переставить ее, повернуть доску – все это происходит на реальном столе, а не на экране. Это уже не просто эффект, это новая грань восприятия.

ВЫКОВЫВАЮТ ВИРТУАЛЬНЫЕ МЕЧИ

Из далекого северного Новосибирска в Минск приехал одиннадцатиклассник Богдан Федер. Сейчас он вместе с напарником работает над VR-экскурсией по средневековой деревне. Пользователь сможет выполнять квесты: выковать меч в кузне, испечь хлеб в печи, сходить на рынок. В общем, полностью окунуться в эпоху! И никакой машины времени не надо.

– Будучи в шестом классе я интересовался компьютерными играми и видя это, родители направили увлечение в правильное русло. Так в Новосибирске я попал на бесплатное занятий по VR в технопарк «Кваториум». После этого перешел в своей школе в IT-класс. Несколько раз был на сменах в «Сириусе». Увидев, как там и в минском технопарке ребята работают, я получил мощный толчок вперед. Сейчас моя основная цель – поступить без экзаменов в один из топовых вузов Москвы.

Не отстают от россиян и белорусы. Солигорчанка Карина Корольчук создает VR-тренажер для будущих хирургов:

– Мы делаем симулятор, где можно тренировать наложение медицинских швов. Ошибки не причиняют вред пациенту, тренироваться можно в любое время. Система оценивает скорость, точность и технику, – поясняет юная разработчица.

К слову, Карина уже в третий раз приезжает в технопарк и все время на направление «Виртуальная и дополненная реальность». Нашла свою стихию.

Растим Эйнштейнов и Менделеевых
В этом году в Национальный детский технопарк хотели попасть 439 школьников из 67 регионов России. Отбор проводил образовательный центр «Сириус»: учитывали реальные проекты. Прошли всего 26 ребят
 Фото: Кристина ФАНЧЕНКО/ИД «Беларусь сегодня»

ПРИЗВАНИЕ

ОДНО СЛОВО — АЙТИШНИК

Некоторые решения школьников уже внедрены в производство

Один из самых молодых участников октябрьской смены – девятиклассник из Рыбинска Александр Воробьев. Ему пятнадцать, а список достижений уже весьма солидный: победа во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов для школьников и студентов «Большие вызовы», разработка собственной образовательной платформы, создание курсов по веб-разработке. Помимо этого, победы в олимпиадах, участие в крупных российских хакатонах.

– В июле этого года я был в «Сириусе» на направлении «Беспилотные и логистические системы» и работал над задачей от Яндекса. Разрабатывал систему для автоматического проектирования топологии роботизированного склада (создание карты склада для роботов с оптимальным расположением стеллажей, зарядок и зон погрузки). Сейчас готовое решение компания реально использует, – рассказывает парень.

В минском технопарке он продолжил тему – создает навигацию для роботов, чтобы те могли ориентироваться на складах и заводах без ошибок.

– Планирую закончить прототип к концу смены. Работы много, но кайфую от процесса, – признается он.

ЗДРАВНИЦА

НОВЫЕ МЕДИКАМЕНТЫ

С начала этого года в технопарке появилась учебная программа «Фармацевтическая разработка и исследование новых лекарственных средств»

Одиннадцатиклассница Мария Завалина из Тюмени прошла серьезный отбор, чтобы попасть на фармацевтическую смену:

– Я писала мотивационное письмо и составляла портфолио, за это получила баллы, которые являлись допуском к собеседованию. Его проводили преподаватели «Сириуса». Далее по рейтингу отбирали лучших, среди них и оказалась я, – не скрывает радости Мария.

Сравнивая обучение в Минском технопарке и в «Сириусе», она замечает: атмосфера здесь другая – чуть спокойнее, размереннее.

– В «Сириусе» мы с утра до вечера занимались своими разработками. В Минске программа выстроена по-другому. У нас каждый день по две пары, до 12:30 мы в лаборатории, затем – занятия по школьной программе. Кстати, белорусские ребята учатся напротив технопарка, в средней школе №225. В первые дни и мы туда ходили. Но поняли, что программа слишком различается, – отмечает Мария. – При этом многие из россиян, и я в том числе, учатся у себя на родине в лицеях с углубленным изучением определенных предметов. Поэтому мы после пар возвращаемся в технодом и занимаемся дистанционно.

Однако, по словам девушки, было интересно узнать, как устроены школы в Беларуси:

– Признаюсь, особенно ждала урок по белорусскому языку. Хотела в живую услышать его звучание. Но в итоге, он оказался для нас совершенно непонятным.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей САЧКО, директор Национального детского технопарка:

– Во второй раз в нашем технопарке проходит белорусско-российская программа «Старт в науку». В прошлом году она вызвала огромный интерес, поэтому решили повторить. Но теперь россияне участвуют на равных с белорусами – все 24 дня, от начала до конца. Вместе с белорусскими ребятами они разрабатывают собственные исследовательские проекты под руководством наших педагогов, которые в конце смены будут защищать по тем же строгим критериям. Это уже не просто ознакомительный визит, а глубокая, системная работа. Также для наших юных гостей мы расширили количество направлений с трех до тринадцати: от «авиакосмических технологий» и «биотехнологий» до «лазерных технологий» и «наноиндустрии». И главное – в каждой команде работают вместе белорусские и российские школьники.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин призвал обеспечить адаптацию и защиту прав ветеранов и семей участников СВО
  2. Беларусь призывает Литву к диалогу по актуальным вопросам
  3. Кого Путин наградил медалями «Золотая Звезда» в Кремле
  4. Владимир Путин вручил медали «Золотая Звезда» Героям России за мужество в ходе СВО
  5. Александр Лукашенко: Даже при мире в Украине давление на Беларусь не прекратится
  6. Александр Лукашенко: Беларусь не стремится к войне, но готова защищать свои интересы
  7. Александр Лукашенко: Беларусь должна актуализировать оборонные действия на фоне милитаризации Запада
  8. Вячеслав Володин: Законодательное обеспечение интеграции и ответственность перед гражданами — ключ к успеху Союзного государства
  9. Вячеслав Володин: Паритет, экономический рост и развитие туризма укрепляют Союзное государство
  10. Вячеслав Володин: Мы не должны успокаиваться, пока разрушаются памятники и забывается подвиг защитников
  11. Вячеслав Володин: Принятие бюджета Союзного государства — результат слаженной работы
  12. Игорь Сергеенко: Принятие бюджета Союзного государства на 2026 год — важный этап интеграции
  13. Игорь Сергеенко: Социальные и гуманитарные проекты укрепляют Союзное государство
  14. Игорь Сергеенко: Итоги года и интеграционные успехи Союзного государства
  15. Сергей Рачков: Международная деятельность Парламентского Собрания на 2024–2026 годы направлена на защиту интересов Союзного государства

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Депутаты Беларуси и России утвердили бюджет Союзного Государства на 2026 год

В День Героев Отечества состоялась очередная сессия Парламентского Собрания Союзного Государства Беларуси и России

МНЕНИЯ

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также