Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Ответ на вызов времени

Об инновационных программах и социальном развитии Союзного государства

– Как представителю сферы образования, мне приятно было принять от наших парламентариев приглашение к участию в нынешнем обсуждении. И мне, и всем присутствующим на этом семинаре представителям науки и образования крайне важно то, что, обсуждая вопросы создания правовой основы, создания программ для инновационного развития нашего Союзного государства, с нами советуются. Я думаю, что это правильно и что КПД этой работы будет намного выше. Эти решения будут опираться на мнения высоких экспертов, ученых, специалистов, представителей вузовского сообщества.
Почему это важно? Важным фактором, способствующим инновационному развитию, является то, что сегодня мы должны переходить на новый технологический уклад. Много лет назад ученый Кондратьев совершил величайшее открытие: он установил, что 40-50 лет длится развитие одного уклада к другому – технологическому. Так развиваются рыночное хозяйство и капитализм. Поэтому периодически наступают циклы – восходящая и нисходящая линии. И сейчас мы выходим из очередного кризиса и должны переходить на новый технологический уклад. Именно Кондратьев установил, что выход из цикла связан с переходом на новый технологический уклад. А на каком укладе мы находимся? Я не знаю, как в Беларуси, но у нас в России мы находимся в основном на четвертом укладе, только 10% – на пятом укладе. А мир уже переходит к нанотехнологиям – это уже шестой уклад. Но мы не должны оставаться на задворках истории, сидя на сырьевой игле, а должны переходить на инновационное развитие – это объективная необходимость. Но технологии не создают инновации – это делают люди. Все наши программы тесно связаны с программами подготовки кадров. Сегодня в России 71% школьников поступают в вузы, 19% идут в средние учебные заведения и менее 10% получают начальное профобразование. Кто же будет создавать инновации, если мы будем и в дальнейшем поддерживать такую структуру подготовки кадров? Молодое поколение вовсе не игнорирует начальное образование. Сегодня нужны инновационные менеджеры, инновационные специалисты, но также нужны и инновационные рабочие. Законодательная база не обеспечивает им поддержку, потому что работодатель может заключить ученический договор только с работником, ищущим работу или работающим на предприятии.
В России сегодня действует только 9% предприятий, которые вкладывают деньги в НИОКР, а оборудование закупают, по данным ТПП, только 12%, которые соответствуют передовому уровню. Остальное – это старое оборудование, которое мы по дешевой цене закупаем и уже закладываем отставание на новом цикле. Значит, нужно изменить с помощью законодательной базы и действия институтов гражданского общества не только отношение к социальной ответственности бизнеса, но и инновационную ответственность бизнеса. Недавно в Академии труда и социальных отношений обсудили доклад нашего почетного профессора Евгения Максимовича Примакова, а именно вопрос о вызовах времени и проблемах социально-экономического развития современной России. Эти выводы, которые я процитировал частично, содержатся в наших материалах. Я передам их в президиум, чтобы можно было приобщить в качестве информационного материала.
Для того чтобы подкрепить всю проводимую работу в области инновационного развития в части подготовки кадров, соответствующих этим вызовам времени, правильно будет, чтобы Комиссия по экономической политике увязала свою деятельность с нашим социальным блоком. Наша академия вместе с Институтом труда Беларуси и другими министерствами участвовали в разработке Концепции социальной программы до 2015 года. В ней есть раздел, посвященный сфере образования, и, согласно его положениям, предусматривается обеспечить согласованность государственной политики проведения последовательной работы по гармонизации нормативно-правовых актов в части подготовки для формирования общего образовательного пространства, но с учетом именно перехода на инновационное развитие. Согласованы и  разработаны стандарты систем образования, систем управления качеством образования вузовских систем, создание интегрированной государственной общественной системы регулирования образования с целью сокращения разрыва между уровнем образования государственных и частных образовательных учреждений, а также выработка согласованных образовательных стандартов и реализация государственных гарантий равных возможностей для населения двух стран в получении качественного образования.
Конференцию по утверждению конкретных мер по реализации согласованной социальной политики будем проводить на базе нашей академии. Это будет конференция, проводимая Союзным государством, и пройдет она 11 ноября этого года. Программа эта есть, она уже одобрена правительством. Программы должны разрабатываться системно. Эти программы также нуждаются в поддержке. Мы, в свою очередь, должны принять участие в качестве социальных экспертов или экономических экспертов в разработке тех согласованных программ, которые обеспечат нам создание инновационно подготовленных кадров.