Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Глобальная система мониторинга

Одним из основных направлений российско-белорусского сотрудничества в рамках Союзного государства является формирование и эффективное функционирование единого экономического, оборонного, инвестиционного, правового, научно-технологического и информационного пространства. О перспективах создания многофункциональной космической системы Союзного государства (далее – МФКС), которая составляет основу общего информационного пространства России и Республики Беларусь, рассказывает генеральный конструктор Многофункциональной космической системы Союзного государства, директор НИИ космических систем имени А.А. Максимова, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Валерий Меньшиков.

Основным техническим документом, регламентирующим создание МФКС, является разработанное совместно российско-белорусское тактико-техническое задание на опытно-конструкторскую работу «Многофункциональная космическая система Союзного государства», которое утверждено президентом Национальной академии наук Беларуси и руководителем Федерального космического агентства России.
Для координации работ по созданию и в последующем – эксплуатации, управлению и результативному эффективному использованию МФКС совместным приказом Роскосмоса и Президиума НАН Беларуси был назначен генеральный конструктор МФКС Союзного государства в моем лице, а также сформирован Совет главных конструкторов, положение о котором утверждено руководителем Роскосмоса и Президиумом НАН Беларуси.
Главенствующую позицию при создании МФКС занимали и занимают программы Союзного государства. Это прежде всего программы серии «Космос», «Нанотехнология-СГ», перспективные программы «Телематика-СГ», «Мониторинг-СГ», «Стандартизация-СГ».
Результативность этих программ подтверждается практикой их реализации. Так в результате совместного выполнения программ Союзного государства системно и конструктивно проработаны и доведены до завершающей стадии следующие наиболее крупные разработки:
– эскизный проект МФКС Союзного государства;
– эскизный проект микроспутника ДЗЗ «Союз-Сат-О», его габаритная модель, успешно прошедшая динамические испытания;
– элементы системы обеспечения потребителей мониторинговой информацией (белорусско-российский высокопроизводительный приемный комплекс с 9-метровой антенной, мобильный комплекс обеспечения потребителей информацией от КА ДЗЗ, аппаратно-программные комплексы обработки и отображения космической информации с использованием ГИС-технологий, персональный приемо-передающий комплекс и др.);
– элементы интегрированной навигационно-информационной системы повышенной точности (подсистема высокоточного позиционирования, подсистема информационно-навигационного обеспечения, комплекс обеспечения экспериментальной региональной подсистемы потребителей Республики Беларусь навигационной информацией, программно-методическое обеспечение для оснащения испытательных лабораторий при проведении сертификационных испытаний информационно-навигационных систем и др.);
– технология производства радиационностойких элементов, научно-технический задел по новым материалам и др.
В ходе выполнения союзных программ выявился ряд нерешенных проблем.
Это прежде всего проблема получения экспертного заключения от головной организации на эскизный проект МФКС из-за отсутствия статьи финансирования экспертизы проектов в программе «Космос-НТ», в рамках которой выполнялась эта работа, а других статей оплаты из бюджета Союзного государства нет.
Не решена проблема эффективного управления совместной орбитальной группировкой «Белорусский КА ДЗЗ» – «Канопус-В» – «Союз-Сат-О». Данный вопрос предполагается решать в рамках перспективной программы «Мониторинг-СГ».
Недостаточный уровень инновационных технических решений при создании основных элементов МФКС. Не все исполнители прониклись мыслью о том, что новые технологии могли бы послужить локомотивом инновационного развития не только космической отрасли, но и других наукоемких отраслей промышленности.  Одним из путей решения данного вопроса считаю активизацию работ по получению патентов и других документов, подтверждающих наличие результатов интеллектуальной собственности в ходе выполнения программ Союзного государства, а также их адаптацию и внедрение в различные наукоемкие производственные отрасли предприятий России и Беларуси.
Для успешного продолжения работ по созданию МФКС требуются перспективные программы Союзного государства. В настоящее время совместно разработаны концепции перспективных программ Союзного государства. К ним относятся:
– концепция программы Союзного государства «Разработка единой технологии информационно-навигационного обеспечения потребителей и создание экспериментальных участков на территории России и Беларуси» («Телематика-СГ», 2011-2014 гг.);
– концепция программы Союзного государства «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ», 2012-2015 гг.);
– концепция программы Союзного государства «Разработка интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства» («Стандартизация-СГ», 2011-2014 гг.).
Данные концепции находятся на различных этапах согласования.
Концепция программы «Телематика-СГ»  в Республике Беларусь согласована со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, что нельзя сказать про российскую сторону. Концепция нашла понимание во всех заинтересованных министерствах и ведомствах России, за исключением Минфина. Минфин Российской Федерации данную концепцию отказывается согласовывать из-за того, что считает программы Союзного государства чисто коммерческими. Хотя это не так, результаты программы нацелены на обеспечение государственных нужд.
Концепция программы «Стандартизация-СГ» согласована и утверждена на заседании Совета Министров Союзного государства. В настоящее время разрабатывается программа.
Концепция программы «Мониторинг-СГ» проходит согласование в министерствах России и Беларуси.
Важность работ по МФКС подтверждается тем, что результаты, полученные при создании МФКС, станут значительным  вкладом в проект Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга (МАКСМ).
Проект МАКСМ, инициированный российскими учеными, предназначен для предупреждения населения о грозящих природных и техногенных катастрофах, с использованием космических, авиационных и наземных средств – предвестников стихийных и техногенных катастроф, приближающихся к Земле астероидов и метеоритов. Все это призвано обеспечить условия для формирования общепланетарного «информационного пространства безопасности».
Проект призван объединить ресурсы аэрокосмического мониторинга национальной, региональной и международной принадлежности различных форм собственности.
Реализация проекта базируется на использовании отечественного научно-технического задела, реализованного на космических аппаратах «Компас-1» и «Компас-2», а также создаваемого в рамках российско-белорусской программы микроспутника «Союз-Сат-О» и широкой международной кооперации, включающей канадско-американские, британские и китайские компании. Достигнуты договоренности с Украиной, Китаем, Вьетнамом, Индонезией, Камеруном, Нигерией, ЮАР о размещении на их территориях информационной инфраструктуры МАКСМ.
Создание МАКСМ обеспечит решение ряда общечеловеческих задач: развитие дистанционного обучения, создание телематических систем и «транспортных коридоров» в удаленных и необорудованных регионах, сохранение культурных ценностей, а также развитие телемедицины и медицины катастроф.
Рабочий орган проекта – Международный комитет – включает 75 членов из более чем 30 стран и международных организаций (включая Управление ООН по космосу). В 2010 году принят Устав комитета и план работы, включающий представление проекта в Мадриде в рамках Недели российского космоса, приуроченной к 50-летию первого космического полета Ю.А. Гагарина, а также участие в конференциях в Калуге, Центре подготовки космонавтов, Днепропетровске и Санкт-Петербурге, посвященных этой знаменательной дате.
Проект МАКСМ постепенно получает поддержку как на федеральном уровне (в целом идея создания МАКСМ поддерживается всеми заинтересованными министерствами, за исключением Минфина России), так и динамично расширяет свой формат за счет присоединения все новых стран (только в новом году это Аргентина, Китай и Индонезия), а также международных организаций (Азиатско-Тихоокеанская организация по космическому сотрудничеству).
Накануне празднования 50-летия первого космического полета Проект МАКСМ предоставляет возможность объединения усилий всего мирового сообщества в рамках новой единой стратегии сугубо мирного освоения космоса, направленной на обеспечение безопасного и социально устойчивого развития мирового сообщества в XXI столетии.