Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Достойная старость

Адресный подход в социальной политике станет одним из ключевых в развитии Союзного государства на 2011-2015 годы

Сегодня многим европейским странам знакома проблема «старения» населения, и Беларусь с Россией здесь не исключение. Только за два минувших года в десятимиллионной Беларуси пенсионеров стало больше на 20 тысяч.

Такая тенденция сохранится и дальше. В подобных условиях одним из актуальных вопросов становится защита интересов пожилых людей, создание стабильной пенсионной системы и обеспечение достойного уровня выплаты.  И надо признать, у двух союзных стран в решении этих проблем много общего, в частности, несмотря на все трудности, до сих пор сохранился низкий пенсионный возраст среди стран СНГ и Европы. Причем увеличивать его пока не планируется. Тем не менее проблема стоит очень остро, и каждой из стран необходимо совершенствовать пенсионную систему, перенимая лучшее друг у друга.
Определенные наработки есть у каждой из стран. В Беларуси, например, в прошлом году реальный размер пенсии по возрасту по сравнению с 2009 годом увеличился более чем на 17 процентов, а за пять лет вырос в 1,6 раза. При этом минимальная пенсия по возрасту превысила бюджет прожиточного минимума почти в 1,2 раза.
– Нам действительно удалось обеспечить пожилым людям достойный уровень выплат, – считает заместитель Премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик. – Теперь настало время подумать о том, как совершенствовать систему пенсионного обеспечения дальше.
С этим согласна и председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре  и гуманитарным вопросам Антонина Морова. По ее мнению, наряду с распределительной необходимо развивать накопительную модель пенсионного обеспечения, что позволит значительно дифференцировать уровень выплат. Определенные попытки в этом направлении уже были сделаны – в стране введено профессиональное страхование работников с особыми и вредными условиями труда. Однако, как считает Антонина Морова, этого недостаточно.  
Не менее актуальная тема – выплата пенсий при перемене места жительства. Сегодня в Беларуси уже работает семь международных договоров о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, в том числе с Россией. В ближайшее время планируется провести предварительные экспертные консультации с Чехией и Польшей по этой проблеме, говорит министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина.
Белорусы, которые имеют низкие доходы и оказались в трудной жизненной ситуации, могут рассчитывать и на государственную адресную социальную помощь (ГАСП). Правда, количество получателей такой поддержки в прошлом году оказалось меньше ожидаемого прогноза. Данный факт может свидетельствовать лишь об одном – в стране становится меньше малообеспеченных людей. Тем не менее среди определенных категорий населения адресная помощь оказывается по-прежнему востребованной.  Чаще всего с материальными трудностями приходится сталкиваться многодетным и неполным семьям, которые воспитывают несовершеннолетних детей. Они традиционно составляют примерно 60 процентов от общего числа получателей госпомощи.
– В 2010 году государственную адресную социальную помощь получили 165 тысяч человек на общую сумму 50,8 миллиарда рублей, – подчеркнула Марианна Щеткина. –  Всего же с 2001 года на эти цели было потрачено 164,3 миллиарда рублей.
Предполагается включить в ГАСП пособия на детей старше трех лет, разработать механизм поддержки населения по оплате за жилищно-коммунальные условия, а также расширить перечень бесплатных технических средств реабилитации для инвалидов III группы. Таким образом, адресный подход в социальной политике станет одним из ключевых в развитии Союзного государства на  2011-2015 годы.

Светлана ЛОЦМАНОВА