Мы поедем, мы помчимся
Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Минск — Брест еще крепче свяжет наши страны

МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ
Железная дорога для любой страны— настоящая кровеносная система. Она делает перемещение на большие расстояния людей и грузов надежным, комфортным и доступным. Но есть и недостаток: поезда уступают в темпе движения автомобилям и самолетам. Средняя скорость пассажирских составов в России — 52 километра в час, грузовых — 37.
В мире проблему перемещения пассажиров решают высокоскоростные магистрали (ВСМ), по которым поезда мчатся со скоростью 250–400 километров в час. В Союзном государстве специализированных магистралей пока нет. Но скоростные поезда у нас есть. Тот же «Сапсан» способен развивать скорость 300 километров в час. Но пока большую часть пути из Москвы в Санкт-Петербург он проходит с максимальной скоростью 200 километров в час. И только на одном участке, между Окуловкой и Малой Вишерой, увеличивает скорость до 250 километров в час.
Планы строительства ВСМ зрели давно. Еще в конце 1980-х годов в СССР разработали проект ВСМ «Центр-Юг»: магистраль шла от Москвы до Харькова с ветками на Крым и на Северный Кавказ. В 1991 году Борис Ельцина подписал Указ о создании ВСМ Санкт-Петербург — Москва. Однако, кризис и проблемы с отчуждением земель под строительство, не позволили реализовать проект.
Но в 2010 году приняли «программу развития высокоскоростных железных дорог в России до 2030 года». В планах строительство около семи тысяч километров высокоскоростных путей.
СОЮЗНОЙ ВСМ – БЫТЬ!
В СГ разговоры о своей ВСМ велись давно. Предложенная в 2019 году концепция программы «Магистраль СГ» предусматривала линию Санкт-Петербург — Минск — Брест с дальнейшим продлением через Варшаву и Берлин до Гамбурга.
Проект был крайне перспективным. Для него даже удалось найти немало частных инвесторов, однако события 2022 года и посыпавшиеся как горох из рваного мешка санкции, заставили отказаться от проекта.
Но от идеи строительства ВСМ мы не отказались. В августе 2023 года Владимир Путин на церемонии открытия движения по третьей линии МЦД в Москве сказал:
- Проект скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом обсуждаем давно. Сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации.
Президент напомнил о неоспроримых преимуществах проекта:
- Время в пути для пассажиров уменьшится с сегодняшних четырех часов пяти минут до двух часов пятнадцати минут между Санкт-Петербургом и Москвой.
Но это не все. В планах еще несколько магистралей. ВСМ-2 пойдет от столицы России до Казани с продолжением до Екатеринбурга. ВСМ-3 до Сочи, через новые регионы - Донецк и Луганск. ВСМ-5 до Рязани. И, конечно, ВСМ-4 до Минска.
- Надо было бы проработать этот вопрос с правительством Беларуси, – отметил тогда Владимир Путин.
И уже 6 марта этого года Александр Лукашенко поведал, что ВСМ-4 «Союз» Москва — Можайск – Смоленск – Минск протянется на 715 км, а время в пути с минимальных сегодняшних семи часов пяти минут сократится до двух с половиной - трех часов. Президент Беларуси подтвердил, что линия должна быть продлена до Бреста, поскольку он является для наших народов «святым местом».
ЭКОНОМИКА: ЧТО НАМ СТОИТ ПУТЬ ПОСТРОИТЬ
Все новые дороги ведут к экономическому процветанию
ГИГАПОЛИС
Строительство ВСМ-1 Москва - Санкт-Петербург протяженностью 679 км уже началось. Магистраль пройдет по территории шести регионов - Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. Стоимость строительства оценивается ориентировочно в 1,7 триллионов рублей.
В зоне охвата ВСМ проживает более 30 миллионов человек, а это примерно пятая часть населения России. Как сказал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснулин, «строительство ВСМ Москва - Петербург приведет к тому, что оба города станут одним большим гигаполисом».
Пока планируется, что ВСМ-1 будет сдана в 2028 году, а уже к 2030 году ее услугами в год будут пользоваться около 22,6 миллионов пассажиров.
НА ВЫХОДНЫЕ В МИНСК
С дорогой на Минск и Брест такой определенности пока нет. Есть только предварительные расчеты. По ним к 2050 году ВСМ-4 сможет перевозить в год 36,9 миллионов пассажиров в год, принося 118,8 миллиардов рублей дохода, и 11,9 миллионов тонн грузов с выручкой 797 миллиардов рублей.
Но экономика здесь не главное. Такие глобальные мегапроекты, как правило, обладают мультипликативным эффектом. Член бюро Совета РАН по инновационным проблемам транспорта и логистики, доктор экономических наук профессор Борис Лапидус посчитал, что ВСМ удвоит валовый региональный продукт прилегающих территорий и создаст десятки тысяч рабочих мест.
Новая магистраль сделает Минск и Брест доступными для коротких поездок из Москвы. Минск, с его музеями, театрами и уютной атмосферой, станет идеальным направлением для выходных. Брест привлечет туристов Брестской крепостью, мемориальным комплексом и Беловежской пущей. Смоленск, как промежуточный пункт, получит новый импульс для развития туризма и малого бизнеса.
Жители Смоленска и Минска смогут работать в Москве, не переезжая в нее, а москвичи — перебраться на жительство в более спокойные места, сохранив столичные должности. Это особенно важно для IT-специалистов, инженеров и других высококвалифицированных кадров.

ПРОБЛЕМА: ТОРОПИТЬСЯ НЕ НАДО?
Правда даже на стадии проекта еще не все вопросы решены
Например, ВСМ можно построить в расчете на максимальную скорость 250 км/час, а можно – на 400 км/час. Можно применить и комбинированное решение, где-то – 400, а где-то – 250, но вот где и сколько именно – пока не решено. Все это ведет к тому, что строительство первой ВСМ может затянуться. Правда, потом, по мере обретения опыта, срок строительства подобных магистралей должен сократиться до трех - четырех лет.
Нужны еще скоростные поезда. Производитель «Сапсанов», немецкий концерн Siemens AG, покинул нашу страну еще в марте 2022 года. Но без скоростных электровозов мы не останемся. «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта» в марте прошлого года уже представил эскизный проект полностью отечественного высокоскоростного поезда.
Максимальная скорость нового состава составит 400 километров в час, крейсерская – 360. В составе будет восемь (либо 16 в сдвоенном варианте) вагонов с четырьмя классами обслуживания:
-
один первого класса (кресла раскладываются в лежачее положение),
-
один бизнес-класса (комфортные сиденья с увеличенным пространством),
-
один вагон-бистро (скоростной вариант вагона-ресторана на 40 мест),
-
два экономического класса
-
три вагона туристического класса (поворотные кресла, чтобы все люди сидели лицом по направлению движения.
Сборку головного образца поезда планируется начать уже в первой половине 2026 года. Для этого на площадке «Уральских локомотивов» планируется строительство двух новых корпусов общей площадью шестдесят тысяч квадратных метров. Общий объем инвестиций в проект составит порядка 35 миллиардов рублей. До конца 2027 года подвижной состав должен будет пройти испытания и сертификацию. После чего «синаровцы» обещают выпускать ежегодно около сотни вагонов для высокоскоростных нужд. Так что, к открытию ВСМ-1 должны успеть.