Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Эффективный инструмент

Когда верстался номер, сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России была в самом разгаре. Но нам удалось узнать мнение союзных депутатов о бюджете и о том, какую роль он играет в развитии экономики, социальной и политической жизни граждан Беларуси и России и Союзного государства, накануне  этого важного форума.

Собственность – хозяину!

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам Дмитрий САБЛИН:
– Наш общий бюджет – важнейший инструмент укрепления межведомственных и межотраслевых белорусско-российских связей, культурных и общественных контактов. Однако действующий Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства не лишен недостатков, поэтому его необходимо менять. Причем предложения Постоянного Комитета по внесению в действующий Порядок соответствующих изменений и дополнений с 2008 года находятся на согласовании в Министерстве финансов Российской Федерации.
Еще хуже обстоят дела с учетом союзной собственности. Готовые проекты нормативно-правовых актов, согласованные со всеми заинтересованными министерствами России и Беларуси, кроме ведомства Алексея Кудрина, два года назад, застряли в Минфине России.
Неопределенная принадлежность созданных на средства нашего бюджета объектов и объектов интеллектуальной собственности  не позволяет использовать ее для пополнения доходной части бюджета Союзного государства. Ведь до вступления в силу соответствующих нормативно-правовых актов активы, созданные от реализации союзных программ, – научно-техническая продукция, опытные, экспериментальные и макетные образцы и другие – числятся за российскими и белорусскими головными исполнителями, механизмы их содержания и использования не определены. По этой причине  в бюджете Союзного государства не предусматриваются средства на содержание созданных и создаваемых в ходе его исполнения материальных объектов.
Считаю необходимым акцентировать внимание Высшего Государственного Совета Союзного государства на том, что незавершенность разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование союзных органов и правовой статус должностных лиц, порождает недостатки бюджетного процесса, о которых нам не единожды сообщали контрольные органы.  

Впереди серьезная работа

Заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей МАСКЕВИЧ:
– В целом реализация намеченных планов и программ в нынешнем году прошла неплохо по сравнению с предыдущим, 2009 годом, я бы даже сказал – хорошо. Общими усилиями государственных исполнителей программ, союзных парламентариев, Постоянного Комитета Союзного государства удалось практически полностью исполнить бюджет, освоить предусмотренные ресурсы.
Вопрос эффективности использования союзных бюджетных средств основательно анализировался в комиссиях Парламентского Собрания, на которых заслушивалась работа исполнителей программ. А сами союзные парламентарии также бывали на предприятиях, в компаниях, которые занимались реализацией программ. Поэтому в каждом конкретном случае оценка эффективности использования бюджетных средств была объективной.
Проект союзного бюджета 2011 года базируется на хороших результатах, полученных в 2010 году. Другой вопрос (и по этому поводу сегодня идет острая дискуссия),  как учитывать собственность Союзного государства, которая формируется при выполнении союзных программ. Этот вопрос надо решать как можно скорее.
На 2011 год выстраиваются совершенно прагматичные планы. С одной стороны, необходимо сохранить наработки прошлых лет, продолжить реализацию долгосрочных программ. А с другой – нам предстоит очень серьезно поработать над оценкой эффективности выполнения этих программ, чтобы все, что создано за союзные деньги, реально работало, приносило пользу нашим странам. И, конечно, в проекте союзного бюджета-2011 есть сильный акцент на инновационные, высокотехнологичные, прорывные программы, которые позволят нашим странам, объединив свои усилия, создавать принципиально новые научно-технические разработки. Главное – нацеленность на результат, ведь здесь у наших стран есть очень серьезный потенциал.

Искать новые формы работы

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Степан ШОРШОРОВ:
– У членов нашей комиссии к проекту бюджета Союзного государства на 2011 год претензий нет. Хорошо, что в условиях международного финансового кризиса нам удалось сохранить его на уровне прошлого года. Это значит, что все важные направления совместной работы будут профинансированы.
Если говорить о работе Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, то нельзя не отметить, что впервые за всю ее историю на одном из заседаний мы заслушали  вопрос о реализации программы «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Республики Беларусь и Российской Федерации». Правда, эта работа, по мнению моих коллег-законодателей, нуждается в контроле союзных депутатов.
Считаю, что роль Парламентского Собрания в процессе унификации законодательства государств-участников необходимо повысить, искать новые формы организации и ведения этой работы – убежден, что комиссия должна участвовать и при постановке задач в рамках программ унификации отраслевого законодательства.
А в будущем году функции комиссии расширятся за счет участия в подготовке нормативно-правовых актов по вопросам деятельности Парламентского Собрания и его Секретариата. Рассмотрены изменения в Положение о комиссиях Парламентского Собрания, предложен механизм согласования с нею проектов правовых актов по широкому кругу вопросов.

Созданы тысячи рабочих мест

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Олег ТОЛКАЧЕВ:
– Важным приоритетом союзного строительства является формирование единого экономического пространства. Между нашими странами заключено и действует около 150 международных договоров. Объективным показателем достигнутого уровня экономического сближения являются результаты развития взаимной торговли. Например, если в 1999 году взаимный товарооборот составлял немногим более 6,9 млрд долларов США, то в 2008 году он превысил 34 млрд долларов США. В 2009 году вследствие негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса сократился, но в текущем году за первые девять месяцев 2010 года составил 19,4 млрд долларов США. Беларусь была и остается одним из основных торговых партнеров России.
Практическое использование результатов реализации научных и научно-технологических союзных программ приобретает все большее значение. От их реализации мы уже получаем значительный социально-экономический эффект.
Разработаны десятки образцов новой техники и принципиально новые технологии в машиностроении, приборостроении, электронной промышленности, агропромышленном комплексе. Сохранены и развиты творческие коллективы в научно-исследовательских организациях и в конструкторских подразделениях промышленных предприятий. Созданы тысячи новых рабочих мест. Общая численность рабочих и служащих предприятий – исполнителей союзных программ и их смежников оценивается в 3-5 млн человек. В перспективе – единый транспортный коридор Восток – Запад. Его создание может обеспечить 3-4 млн рабочих мест в Беларуси и около18 млн – в России и такой рост налоговых поступлений, о котором можно только мечтать, не говоря уже о мощнейшем импульсе для инновационного развития.

Беречь стариков и детей

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, культуре и гуманитарным вопросам Виктор ВОДОЛАЦКИЙ:
– В кратком выступлении невозможно перечислить все направления работы нашей комиссии. Поэтому остановлюсь на том, что было сделано в сфере  сближения прав белорусов и россиян на территории Союзного государства. Практически решены вопросы равенства прав граждан Беларуси и России на труд, хозяйственную деятельность, получение образования, обмен жилыми помещениями. Отменен разрешительный порядок найма на работу. На граждан Беларуси не распространяется требование обязательного заполнения миграционных карт. Между странами действует подписанное в феврале 1996 года межправительственное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Только в 2010 году за счет средств бюджета Союзного государства реализуется более 20 программ и мероприятий в сферах образования, культуры, спорта, экологии, природоохранной деятельности.
Из бюджета Союзного государства финансируется лечение и оздоровление детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, – Брянской, Могилевской, Гомельской и др. – в детских оздоровительных учреждениях Московской, Минской, Витебской, Гродненской областей, Краснодарского края. В 2002-2010 годах курс лечения и оздоровления прошли 8900 детей, в том числе 4000 человек – в детских санаториях на территории Республики Беларусь. На эти цели из союзного бюджета было выделено 87 млн российских рублей. Значительные средства предусматриваются на санаторно-курортное лечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В 2003-2010 годах для оздоровления участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц использовано около 72,7 млн российских рублей и выдано 3885 путевок.

Равнение на силовиков

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Анатолий ВАНЬКОВИЧ:
– В военном сотрудничестве, как и во взаимодействии силовых ведомств, наши страны продвинулись дальше всего. Поэтому и  выполнение программ Союзного государства по этому направлению, пожалуй, может служить эталоном, на который можно и нужно равняться. Объем финансирования союзных программ по обороне и борьбе с преступностью составляет сегодня более 37 процентов от средств бюджета Союзного государства, выделяемых на реализацию всех союзных программ и мероприятий. А если взять программы по разработке новейших технологий двойного назначения, то эта цифра будет еще больше.
Комиссия Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью в нынешнем году продолжала развивать и углублять сотрудничество наших стран в вопросах обороны, военном строительстве, в охране правопорядка и рубежей Союзного государства. Не упуская из виду приоритетные направления, мы старались отслеживать все составляющие национальной безопасности – экономическую, информационную, экологическую, демографическую и прогнозировать ситуацию на годы вперед. При рассмотрении проекта любого базового закона внимательно анализировали, как он будет работать в случае возникновения тех или иных угроз.
Одна из приоритетных союзных программ – обустройство наших внешних границ. Сегодня успешно реализуется Программа обустройства внешней границы Союзного государства на период 2007-2011 годов. За счет средств союзного бюджета сделано многое, в том числе – делимитация и демаркация различных участков границы, оборудование новых комендатур и застав, обеспечение пограничников новой техникой и самыми передовыми средствами обнаружения нарушителей. На территории Беларуси запланировано создание военных городков, пограничных застав и новых пунктов пропуска.
Проект бюджета Союзного государства на 2011 год свидетельствует о том, что обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью остаются одними из главных целей нашей интеграции. Основная, конечная задача – не допустить, чтобы угрозы, внешние и внутренние, переросли в реальную опасность для наших стран. Совместными усилиями Республика Беларусь и Российская Федерация сформировали общую концептуальную базу обеспечения безопасности Союзного государства в различных областях, однако сделать предстоит еще немало. Думаю, на предстоящей сессии Парламентского Собрания мы в очередной раз серьезно и заинтересованно обсудим все вопросы, в том числе касающиеся нашей общей безопасности, и утвердим союзный бюджет на следующий год.

Больше внимания экологии

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Владимир АДАШКЕВИЧ:
– В 2010 году по всем союзным программам, курируемым нашей комиссией, выделенные средства союзного бюджета освоены полностью. Причем освоены эффективно, с реальной пользой для наших стран. Что касается проекта бюджета Союзного государства на 2011 год, то в качестве его сильной стороны я бы отметил продолжение финансирования всех приоритетных союзных программ и наличие многих новых перспективных программ инновационного, высокотехнологичного характера. Этим программам необходимо уделять первоочередное внимание. Однако, что касается тематики работы нашей комиссии, считаю, что на экологические программы из союзного бюджета необходимо выделять более значительные средства. Практика выполнения таких программ свидетельствует, что каждый вложенный здесь союзный рубль не просто приносит пользу, а работает на наше будущее.

Информационному обеспечению – новое качество

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике Геннадий ДАВЫДЬКО:
– Если говорить образно, катастрофически не хватает денег на исполнение нашей мечты – на периодические издания Союзного государства, ТРО и реализацию новых замыслов. Попробуем найти средства на финансирование журнала «Союзное государство». А в целом, считаю, сегодня именно информационные программы, информационные проекты Союзного государства должны выходить на первый план, совершенствовать свой уровень с точки зрения качества и идеологической составляющей.
Конечно, я нисколько не умаляю значения экономических программ, сотрудничества в сфере безопасности – эти важнейшие программы эффективно работают, и им также нужно еще большее внимание и финансирование. Но то, что Союзное государство должно уделить безусловное внимание качеству информационного обеспечения, – это однозначно. И средства по этому разделу в союзном бюджете должны выделяться как минимум на порядок больше.