Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Все – по-взрослому

В Союзном государстве бережно хранят и приумножают прекрасные традиции воспитания у детей активной жизненной позиции, внимательного отношения к  окружающей среде и ближнему своему, любви к Отечеству, умения ценить дружбу, помогают развивать таланты и способности. И патриотические смены с участием российских и белорусских суворовцев и кадет – лучшее тому подтверждение. С этим согласен и генеральный директор детского санатория «Вита» Василий Димоев, в начале года принявший бразды правления Республикой Виталия у своего отца Николая Димоева. Меня интересовало, не откажется ли преемник от традиции принимать смену суворовцев Союзного государства, ведь это хлопотно и затратно: будущие защитники нашего общего Отечества отдыхают у Димоевых со скидкой.

– Труды отца, – пошутил Василий, – я «похоронить» не смогу, видел, какими усилиями восстанавливался санаторий. Не откажусь и от приема суворовцев. Хотя это зависит не столько от нас, сколько от организаторов их отдыха – Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и министерств обороны двух стран.
К нам приезжают дети со всей России. Ребята из военных суворовских училищ этим летом отдыхали  здесь уже четвертый раз. И если раньше я говорил, что все дети одинаковые, к каждому надо относиться с любовью и душой – недаром девиз «Виты» – «Мы вас любим», то, узнав суворовцев, скажу: они – другие. С детских лет несут на своих плечах погоны защитников Отечества – а это нелегкий груз и большая ответственность. Они собранны и патриотичны и не стесняются этого. В их среде чувство локтя, готовность прийти на помощь в трудную и опасную минуту – норма жизни. Они, безусловно, оказывают положительное влияние на гражданских детей, притягивают их, невольно меняя отношение мальчишек и девчонок к самим себе и окружающим.  Суворовцы гармонично влились в Республику Виталия и стали ее равноправными гражданами. Ведь в третьем государстве, входящем в состав Союзного, основное внимание уделяется развитию личности, чувства коллективизма, активной гражданской позиции, ответственности за тех, кто слабее, любви к большой и малой родине, краю, школе, семье.
Тот, кто приезжает к нам впервые, узнает, что такое государство, как оно устроено и функционирует, знакомится с кругом обязанностей государственных деятелей – председателя Государственной думы – есть такая должность в нашей республике, министров, губернаторов. Учится зарабатывать и тратить деньги:  в республике используется своя валюта, которую можно поменять на рубли и в специальном магазине купить мороженое, лимонад, заколку в волосы, открытку и так далее. Заработать можно, предложив свои услуги. Малыши, например, могут заработать, желая приятного аппетита тем, кто входит в столовую. Ребята постарше – заняв какую-нибудь должность, а они у нас выборные: если не понравилась народу Виталии твоя программа, не сумел убедить сограждан в своей правоте – не быть тебе ни министром, ни губернатором, тем более спикером Госдумы. Поэтому те, кто знаком с условиями игры, готовятся к выборам заранее, приезжают сюда с написанными программами. Помню мальчика, который очень хотел возглавить Государственную думу, всю зиму готовил программу, представил ее на суд избирателей. Председателем не стал, только депутатом, но мысль дойти по служебной лестнице до самого верха не оставил: проведет работу над ошибками и вновь попытается стать спикером.
На мой взгляд, игра в детское государство помогает ребятам задуматься о своем будущем, о том, какую профессию выбрать, гораздо раньше, чем войдут во взрослую жизнь. Что не столько от родителей, сколько от них самих зависит, будут ли и где востребованы их знания и талант. Что деньги – зарабатывают и любой труд должен быть оплачен.
Мы имеем возможность наблюдать за развитием наших – а они наши! – детей.  Например, заразившись витоманией, семеро приезжают сюда уже как воспитатели. Мы даем им возможность реализовать свои идеи – здесь демократия, которые, конечно, проходят цензуру, но в основном решают дети. Правильно организованный труд разгружает вожатых, воспитателей, и они получают максимум удовольствия от своей работы в Виталии.
Не могу не рассказать о Юле Моргуновой – министре СМИ. Она приезжает к нам уже пятый год. Когда была маленькой девочкой, мы давали ей возможность реализовать свои идеи. Юля поступила на факультет журналистики и уже ведет наш сайт, общается с родителями ребят, издает газету Виталии. Привлекает к сотрудничеству детей, и они с удовольствием приносят ей свои заметки. И Юля практикуется, и юным авторам приятно видеть свою фамилию на страницах газеты. А мы рады, что дети у нас не только отдыхают, заряжаются бодростью и здоровьем на целый год, но и – в хорошем смысле – получают навыки взрослой жизни. Приобретают новых друзей, встречаются со старыми. Сложилось даже несколько семейных пар.
В заключение еще несколько слов о российских и белорусских суворовцах. Здесь они  сближаются, узнают друг друга, делятся впечатлениями и рассказами о том, как живется по ту сторону хоть и виртуальной, но границы, дружат, переписываются на нашем сайте, а приезжая сюда, уже знают, кто где живет, находят друг друга. Кадетская дружба крепкая, на всю жизнь. А ведь они – будущие коллеги по ратному делу. Придет время – и такие встречи дадут большую отдачу Союзному государству.
А сегодня суворовцы подают пример патриотизма остальным ребятам, а их у нас около двух тысяч. Мы видим, как гражданские мальчишки и девчонки начинают гордиться знакомством с ними, уважать за то, что те выбрали для себя такую непростую судьбу.
Но для нас суворовцы – тоже дети, которые должны испытывать радость от возможности проявить свои таланты, ловкость, умение на сцене и спортивных площадках. Поэтому, на мой взгляд, когда готовятся смены, нужно учитывать и возрастную категорию ребят, тогда на футбольном поле, волейбольной площадке будут состязаться ровесники. А то, бывает, из одной страны приезжают суворовцы 13-15 лет, а из другой – 10-13 лет. Силы и возможности ребят неравны. Это, конечно, омрачает радость от победы у одних и прибавляет переживаний другим. Но в день прощания все огорчения, конечно, забываются.

Патриотами не рождаются. Их воспитывают

Николай Димоев много лет возглавлял детский санаторий «Вита», был, да и является убежденным сторонником проведения  суворовских смен в Республике Виталия, поскольку считает, что общение детей из разных уголков России и суворовцев Союзного государства полезно и тем, и другим. Одних делает собраннее, ответственнее, других – общительнее и раскрепощеннее. Но главное, между ними зарождается крепкая дружба, которую они пронесут через годы и расстояния. Наблюдая за разными поколениями наших детей, Николай Васильевич пришел к выводу о том, что их улучшать не надо, надо восстановить советскую систему детского воспитания.

– Когда мы жили в едином государстве, детскому воспитанию уделялось больше внимания, чем сегодня. Работали Дворцы пионеров, всевозможные кружки по интересам, спортивные секции. Мальчишки и девчонки после школы спешили кто куда: кто петь, кто бросать мяч в корзину, кто шить, кто – запускать в небо самолеты.  Все было доступно, главное – сделать правильный выбор.  Сегодня секции тоже есть, но не всем по карману. Поэтому наших детей в основном воспитывают улица и телевизор. Что это за воспитатели, мы хорошо знаем.
Да, в нашем санатории дети не только поправляют здоровье, но и учатся любить свою Родину, петь, танцевать, занимаются спортом, ставят театрализованные представления, получают навыки управления государством как граждане Республики Виталия. Но смена заканчивается, и все возвращаются домой, к родителям. А им некогда заниматься детьми. Они день и ночь зарабатывают деньги – на хлеб, образование, коммунальные платежи. Поэтому лучшая еда для детей сегодня, как показывают мои наблюдения, – лапша быстрого приготовления.
Если провести опрос, практически все дети, исключая, конечно, суворовцев,  захотят «Доширак», гамбургеры, чизбургеры, кока-колу и пепси. О чем это говорит?  О том, что они отвыкли от нормальной здоровой пищи. Супы они не едят – мамам некогда их готовить. Для нас это серьезная проблема: мы-то не имеем права кормить их фастфудом: здоровых детей у нас и так практически нет. Вот и получается, что выполнить требования санитарно-эпидемиологических правил практически невозможно: полезные рыбу и кашу современные детки не едят. Чтобы не голодали, утром дополнительно даем им полноценное второе, а рыба с кашей зачастую отправляются в ведро.
Санитарно-эпидемиологические правила тоже вызывают удивление. Они запрещают использовать в детской кухне рубленое мясо, пельмени, фарш, кормить ребят блинчиками с мясом. Почему – непонятно. Ведь XXI век на дворе.

Государству нужны здоровые, умные дети. Поэтому в них надо вкладывать деньги. Строить стадионы и спортивные площадки, привлекать специалистов, тренеров и хорошо им платить, организовывать спортивные мероприятия. В прошлом году, например, я построил велодром – единственный в Южном федеральном округе. Тренироваться ребята приехали на родительские деньги. Местные власти, федеральные не выделили ни копейки:  не нужны нам, оказывается, велосипедисты. Но ведь это не такие большие деньги, чтобы на детях экономить. Если вложить их в ребенка, в жизнь он войдет нормальным человеком, с пути не собьется. Мы этого не делаем.
Каждый ребенок должен иметь возможность получить хорошее образование, спортивное воспитание – для всестороннего и гармоничного развития. В наше время мы с утра до ночи играли на улице в футбол, баскетбол, волейбол, а сегодня у нас что, земли не хватает на футбольные поля, чтобы дети бегали?  Уверен, если бы деньги, которые заплатили Гусу Хиддинку, потратили на развитие футбола, на наших детей, результаты не замедлили бы сказаться. Почему в России не умеют играть в футбол? Да потому, что  в это деньги не вкладывают!
Я не пессимист, но с таким отношением к детям скоро им стану. Если мы решительно не возьмемся за их воспитание, не вложим в них деньги, душу – не получим гражданина, который осознанно пойдет во власть, науку. Интернет, в котором дети сидят большую часть времени, учит курить, убивать, заниматься сексом и так далее. Значит, надо сделать так, чтобы ребенок не подвергался его отрицательному влиянию.