Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


ПРИГЛАШАЕТ «СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР» (часть 2)

В две кисти пишут историю родной земли братья Ткачевы

“Как русскую литературу невозможно представить без Пушкина и Есенина, русскую классическую музыку без Шаляпина и Свиридова, так и русскую живопись невозможно представить без братьев Сергея и Алексея Ткачевых. Вклад этих выдающихся художников в русское изобразительное искусство огромен. Посвятив свое творчество русской деревне и красоте родной земли, великие мастера рассказали зрителю о духовной мощи русского народа так, как до них это не удавалось сделать никому”. Так своим посетителям представляет нынешних лауреатов премии Союзного государства Сергея и Алексея Ткачевых Русская Галерея Искусств.

Народные художники СССР, действительные члены Академии художеств СССР, лауреаты Государственных премий, они за годы своей деятельности снискали поистине народную любовь. Их произведения входят в экспозиции крупнейших музеев России – Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также сотен музеев стран СНГ, США, Италии, Китая. Их творчество, посвященное жизни простого народа, русской деревне, крестьянству как носителю нравственных устоев, христианского добросердечия и неиссякаемой богатырской силы, не случайно называют летописью истории страны.
Уникальность Ткачевых и в том, что они пишут в две кисти. Их творческий союз состоит из двух творцов наподобие литературных соавторов – Ильфа и Петрова, братьев Стругацких...
“В трудные годы”, “Между боями”, “Матери”, “Прачки” и многие другие произведения стали советской классикой. По своему звучанию и воздействию на зрителя они близки народному эпосу. Особая тема – тема Великой Отечественной войны, которая не обошла, коснулась своим черным крылом семью Ткачевых: отобрала отчий дом, заставила пережить все тяготы эвакуации, голод, холод, болезни, ранения... А Сергею Петровичу пришлось сполна хлебнуть военного лихолетья на фронте. Награжденный орденом Отечественной войны II степени, медалями “За отвагу”, “За боевые заслуги”, “За победу над Германией”, он много сил отдал раскрытию темы величайшей трагедии XX столетия и подвига советского солдата.
Наталья Сомова, начальник управления по культуре Брянской области, где в музее братьев Ткачевых собрана самая большая коллекция их картин, всегда вспоминает, как китайский дипломат кланялся, подходя к картинам Ткачевых. “Почему вы кланяетесь? – спросила она. – Ведь это не иконы!” Оказалось, что все детство этого человека сопровождали иллюстрации братьев Ткачевых в учебниках истории и литературы. Через них он постигал историю и культуру Советского Союза и России, истинную ценность человеческих взаимоотношений. И об этом, кстати, говорят многие иностранцы, приходящие в музей.
Китайцы выпустили книгу “Шедевры XX века”, которая открывается произведениями Ткачевых. Позже в этой стране была издана и книга-альбом “Братья Ткачевы” в серии “Русские художники”. Несколько альбомов художников издано в Италии. Американцы свою монографию, посвященную шедеврам мировой живописи, тоже открыли творчеством братьев Ткачевых. В Америке, кстати, находится более 300 работ братьев, большинство из них собрано в музее русского искусства, созданном известным меценатом Роем Джонсоном.
В 2001 году аукционный дом Сотбис выставил на нью-йоркском аукционе “Европейское искусство XIX века” 16 (!) произведений русских художников – от Айвазовского до Алексея Ткачева. 13 лотов с успехом проданы... Но главным сюрпризом оказалось то, что впервые картины художников-реалистов советского периода были проданы по ценам, превосходящим отнюдь не низкие каталожные оценки... А картина Алексея Ткачева “Пастушок”, размером 70 на 60, при первоначальной оценке в 40–60 тысяч была куплена за 75 с половиной тысяч долларов!
– Кроме морального удовлетворения лично мы от этого ничего не выиграли, – вспоминает художник. – Но в самом факте сведущие люди увидели добрый знак того, что русский реализм советской поры сделал прорыв, что интерес к нему значительно возрос. Складывается впечатление, что сегодня на Западе готовы скупить все наше реалистическое искусство того времени.
Цикл “Родная земля”, номинированный на премию Союзного государства, состоит из восьми картин, шесть из которых посвящены военной тематике. В лицах солдат – вера в победу, в глазах родителей, провожающих сыновей на фронт, – печаль и гордость. Смотришь и не перестаешь удивляться, как один застывший в красках момент из жизни солдата может так много рассказать не только о конкретном человеке, но и о судьбе целой

Братья Ткачевы родились на Брянщине, в деревне Чучуновка. Сегодня этой деревни нет, на ее месте распаханное поле. Отец был из бедняков, с 10 лет рос без матери. В 18 лет он женился на девице из соседнего села Речицы, Марии Лемешевой. Впервые они увидели друг друга только на венчании в церкви. Но свой век прожили в мире и согласии. Жена родила ему 10 детей.
Родители, перенявшие от своих предков лучшие вековые традиции – трудолюбие, усердие, честное служение Отечеству, вселили их и своим детям. Алексей Петрович всю жизнь трудился вместе с братом, Сергеем Петровичем. Он на три года его моложе: Сергей родился в 1922-м, а Алексей – в 1925-м. Художественное образование оба получили в Московском государственном художественном институте имени Сурикова.
Во время Великой Отечественной войны младший брат Алексей Петрович работал на одном из заводов Урала, куда семья была эвакуирована. С тех времен сохранился его рисунок, за который он получил большую суриковскую премию. Сергей Петрович, старший брат, ушел на фронт, воевал в пулеметном батальоне. В одном из боев Сергей Петрович был тяжело ранен. Надежды, что он выживет, не было: в документах Минобороны до сих пор стоит отметка: “Рядовой Ткачев погиб геройской смертью”. Шестьдесят лет после Победы Сергей Петрович Ткачев числился погибшим. А в 2007 году в его доме раздался телефонный звонок. Звонили из московского райвоенкомата. Оказалось, Сергея Петровича разыскивали для того, чтобы вручить медали “За отвагу” и “За боевые заслуги”, которые он не смог получить на фронте из-за того, что числился погибшим. Для получения боевых наград его пригласили в Кремль, награды вручал президент России лично.
После окончания Суриковского института братья в Брянск уже не вернулись. Да и возвращаться было некуда: в 1943 году снаряд попал в дом Ткачевых, восстановить его было невозможно. Но вернуться на малую родину братья всегда мечтали.
– В 1995 году возникла идея создания первого в стране музея при жизни художника, в данном случае – художников братьев Ткачевых, – вспоминает директор Брянского музея Ткачевых Анастасия Закатова. – Выбрали особнячок на пересечении улиц Ульянова и Куйбышева, построенный в традициях русского неоклассицизма. Для экспозиции художники безвозмездно представили музею 134 свои работы, а чуть позже – еще 400.
В 2008 году силами управления культуры Брянской области, друзей и сотрудников музея помещения были полностью отреставрированы. После реконструкции у здания появилась пристройка, где братья могут жить, приезжая на родину. Получился замечательный музейный комплекс, у которого к тому же хорошие перспективы стать династийным. Ведь дочь Алексея Петровича Ткачева Елена – тоже художник, член-корреспондент Российской академии художеств.

Родную землю Ткачевы не делят на Беларусь и Россию. Братья уверены, что единый народ должен оставаться единым, независимо от территориальных границ и политических реалий. Тем более что их собственная жизнь тесно связана с Беларусью.
До войны Сергей Петрович учился в Витебском художественном училище. Здесь же, в Витебске, застала его Великая Отечественная война. “Под первыми бомбежками я там был. 27 июня 1941 года мне пришлось бежать из города – немец уже был у стен Витебска. И я прихватил с собою трех белорусов, своих друзей: Антона Черника, Нину Трус и Валю Володько”, – вспоминает Сергей Ткачев. Впоследствии Нина Трус стала женой старшего брата Ткачевых – Виктора. Так связь художников с Беларусью закрепилась не только творчески, но и родственно.
Так как родной дом в Брянске сожгли немцы в войну, то после ее окончания отец и мать Ткачевых переехали в деревню Низок Минской области, к новым родственникам. “И вот пока мы все учились в институтах (нас было четверо братьев), родители жили в деревне Низок. Там и произошло наше становление как художников, именно в этой славной деревне”, – признается Сергей Петрович.
После окончания института молодых художников Ткачевых опять же распределили в Беларусь.
... Символично, что на родной для Ткачевых Брянщине есть место, где петух поет на три стороны. Там проходят три дороги – в Беларусь, Россию и на Украину. И с холма видно, как по этим дорогам идут люди. Не случайно, что здешние культурные мероприятия, которых на Брянщине проходит 15–20 в год, собирают от пяти до ста тысяч человек из Беларуси и России. А на здешнем театральном фестивале “Славянские театральные встречи” за годы его существования в Брянской области побывали все профессиональные театральные коллективы Беларуси.

Николай ФЕДОРОВ


Особый контекст

Сергей ШУХНО,
заместитель Государственного секретаря Союзного государства:
– Нынешняя премия примечательна еще и тем, что выдвижению, рассмотрению и утверждению номинантов на нее сопутствовали масштабные культурные акции. В 2009 году в Беларуси проходил Год культуры России, а 2010-й стал Годом культуры Беларуси в России. В таком особом контексте союзная премия в области литературы и искусства обретает еще большую значимость. Многое сделано в плане ее популяризации в обеих странах.

__________________

Музыкальный ринг

Музыкальная битва не на жизнь, а на смерть.
Кто из молодых исполнителей будет почивать на лаврах, а кому придется уехать домой ни с чем? Кофейная гуща не поможет – результат как всегда непредсказуем.

Вершины Вершенко

Как он сам любит ненавязчиво намекнуть, в его домашней коллекции республиканских и международных наград, полученных на музыкальных фестивалях, пока что не хватает только диплома победителя «Славянского базара в Витебске». Покорить вершину песенного олимпа Денис планировал еще в прошлом году, но не сложилось. Зато потрясающий голос темнобрового паренька, внешне чем-то похожего на Киркорова, тогда запомнили многие. Маэстро Михаил Финберг, певицы Инна Афанасьева и Ирина Дорофеева были единодушны в своих прогнозах: следующий июль – время Вершенко.

Вообще-то в детстве Денис и помыслить не мог, что когда-нибудь будет солистом продюсер-ского центра Гомельской областной филармонии. Как и большинство мальчишек, он в своем родном Светлогорске мечтал стать космонавтом, потом, чуть позже, милиционером. В начале 90-х совершенно случайно попал в музыкальную школу, в класс гитары. Пошел от нечего делать за компанию с другом на прослушивание, друга отвергли, а Дениса приняли. Но поступать Денис решил в институт культуры (нынешний университет) на специальность «социальный педагог».
– Сейчас я радуюсь, что тогда не добрал одного балла, – признается Денис. – Во-первых, это дало мне возможность получить полезную мужскую профессию электроэнергетика, а во-вторых, попасть в студенческую самодеятельность, где «правила бал» замечательный педагог Ирина Иосифовна Вересова. А потом встретил продюсера Виталия Драницу. С его появлением в моей жизни музыка перестала быть для меня просто увлечением или «халтурой», а превратилась в профессию. Я долгое время «тренировался» под руководством сначала Ирины Дорофеевой, потом – Михаила Яковлевича Финберга. У этих людей всегда было, есть и будет чему поучиться.
– Сцена для тебя – это жизнь или все-таки игра?
– Скажем так, сцена – моя любимая работа. В которой никогда не поздно совершенствоваться. Дело в том, что быть певцом и артистом дано не каждому. Именно поэтому у нас есть звезды и есть просто певцы и певицы. Очень надеюсь, что у меня получится хорошо сыграть на сцене в Витебске. Справедливости ради скажу, что особо перевоплощаться не придется: я буду исполнять лирические песни. Одна из них – потрясающая «Молитва» Дунаевского на слова Ильи Резника, а стихи ко второй композиции, «Птушкі», написала белорусская поэтесса Валентина Поликанина.
– Кстати, а почему ты не выбрал для разнообразия какую-нибудь быструю композицию? Вспомнил бы времена, когда был гитаристом в любительской рок-группе, и посоревновался бы со Славой Бутусовым...
– Чтобы слова и музыка не просто звучали со сцены, а действительно «цепляли» слушателей, своей песней надо жить. Мне сейчас трудно представить себя живущим рок-ритмом. Мне кажется, что жанр романса вечен и в любую эпоху лирическая песня обязательно найдет своего истинного ценителя и преданного поклонника.

Беседовала Людмила КОНОПЕЛЬКО

___________________

Вукашин БРАЙИЧ,
26 лет (Босния и Герцеговина)
Самостоятельно научился играть на фортепиано и гитаре. В школьные годы входил в состав театральной студии, танцевального коллектива «Луна», пел в церковном хоре. Создал рок-группу «Affect». Коллектив выступал в Белграде, записывался на радио, выпустил сингл. В 2010 г. представлял Боснию и Герцеговину на «Евровидении» и вошел в число финалистов конкурса.

Динара СУЛТАНГАЛИЕВА, 23 года
(Казахстан)
Поет с пяти лет. Первые навыки сольного пения получила от мамы. Окончила Республиканский эстрадно-цирковой колледж и Казах-скую академию искусств. Вышла в финал республиканского конкурса молодых талантов «SuperStar KZ». Благодаря участию в этом конкурсе была приглашена в популярную казах-
станскую группу «China Town». В составе этого коллектива стала дипломантом конкурса «Новая волна».

Васил СТОЯНОВ, 31 год
(Болгария)
Окончил Национальную академию театрального и киноискусства (София) по специальности «актер драматического театра». Работал актером в Молодежном театре, кукольном театре. Был солистом группы «Атлас». Является солистом группы «Блэк Хоул».

Лаша РАМИШВИЛИ, 29 лет
(Грузия)
С отличием окончил Грузинский государственный университет театра и кино по специальности «актер музыкального театра». Исполняет главные роли в грузинских спектаклях.

Янно МЯНГЛИ, 27 лет
(Эстония)
Окончил музыкальную школу по классу гитары, музыкальное училище и Эстон-скую академию музыки и театра по специальности «хоровое дирижирование». Солист ансамбля «White label».

Анаит ШАХБАЗЯН, 24 года (Армения)
Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, музыкальный колледж при Армянском государственном театре песни по классу вокала. В настоящее время – солистка Армянского государственного театра песни, а также ведущая исполнительница мюзикла «Реальная история».

Даниуска ПАЧЕКО, 18 лет
(Куба)
Принимала участие в гала-концерте в честь Съезда кубинских пионеров. Участвовала в Фестивале песни в поддержку окружающей среды. Исполняет кубинскую, мексиканскую музыку.

Ольга ГОРЧИНСКИ,
23 года (Молдова)
Окончила музыкальную школу. Учится в музыкальном колледже по классу скрипки. Вошла в состав группы «МИЛЛЕНИУМ». Завоевала Гран-при на Фестивале балканской молодежи.

Оливер КАТИЧ, 32 года
(Сербия)
Авторские шоу под названием «Акустическое соло в ночи», в которых Оливер исполняет оригинальные произведения и кавер-версии песен, организованы в нескольких клубах в Сербии. Финалист национального конкурса песни «Евровидение-2010».

Лацо ГУДЕЦ, 26 лет
(Словакия)
Принимал участие в чемпионате мира по современному танцу. Является золотым призером Словакии по ковбойскому стилю верховой езды. Сотрудничает с пражскими театрами мюзиклов и оперетты.

КЭТЭЛИН, 23 года
(Румыния)
Самостоятельно научился играть на гитаре. Учится в Академии музыки, театра и изобразительного искусства. Вышел в финал Национального конкурса песни для «Евровидения» в 2008 и 2009 гг.

Инна ВОРОНОВА, 23 года
(Украина)
Родилась в Луганске. Вместе с родителями в составе группы «Рандеву» гастролировала по городам стран СНГ. Стала первой на Украинском телепроекте вокальных исполнителей «Шанс». Благодаря победе в течение нескольких месяцев училась в Голливудской поп-академии в Лос-Анджелесе.

Сильвия ТАРАСЮК, 21 год
(Польша)
В настоящее время солистка студии песни «ФАРТ» и группы «Золото». Удостоена первого места на Национальном фестивале обрядовых песен. Вышла в финал II конкурса песни «Детское Евровидение».

Ольга ЛОУНОВА, 29 лет
(Чехия)
Окончила консерваторию. Играет на фортепиано, гитаре и флейте. Играет в мюзиклах и театральных постановках. Снимается в фильмах Чешского национального телевидения.

Дамир КЕДЖО, 23 года
(Хорватия)
Студент джазового отделения Австрийской музыкальной академии, а также Академии танца. В 16 лет стал самым юным участником реалити-шоу талантов. Входил в состав группы «СашаТинКеджо». Весь тираж первого альбома команды был продан. Сейчас выступает сольно.

ДЕЙВИС, 30 лет (Литва)
Окончил консерваторию по специальностям «хоровое дирижирование» и «оперный певец». Имеет степень бакалавра по специальности «педагог классического вокала». Назван лучшим певцом города Клайпеды. Телеведущий. Автор более 100 песен. Играет в операх, опереттах и мюзиклах, в том числе и за рубежом.

Йоце ПАНОВ, 28 лет (Македония)
Окончил Академию музыки. Впервые свое мастерство представил на национальном фестивале «КанеоФест». Затем последовали международные фестивали песни «Макфест» и «Охридфест». Стал лауреатом в номинации «Лучший дебютант фестиваля» на международном фестивале «Средиземноморская песня».

Музыка со вкусом Корицы

Неотъемлемая фигура питерского джаза певица Анна Малышева, известная в городе на Неве как Корица, нынче представит Россию в конкурсе исполнителей эстрадной песни на «Славянском базаре в Витебске».
Она всегда непредсказуема. Песни из советских мультяшек «Мы к вам заехали на час» и «Облака, белогривые лошадки» в ее исполнении заставляют ахнуть. Детишкам такое явно не поставишь, а вот эстетствующим взрослым в самый раз. Но это лишь эксперименты. Обладательница уникального голоса и яркой харизмы исполняет бархатный джаз и этнические баллады. На счету девушки-загадки десятки побед и фестивалей.

Петербурженка уже была признана лучшей на Всероссийском конкурсе-фестивале эстрадного искусства им.Б.Брунова. Она же стала финалисткой и лауреатом международного конкурса популярной музыки «Новая волна-2009». Ее группа «МяТА» обошла акул российского шоу-бизнеса на проекте «Соль», организованном «Наше радио». Задачей «Соли» было эту самую «соль» и найти, выйти за традиционное понимание русской народной музыки с балалайкой и в кокошнике. Наряду с Аней в проекте участвовали группы «ЧАЙФ», «Король и Шут», «Пикник», «Ночные Снайперы», «Пелагея», «Крематорий» и др. Кроме того, «МяТА» была номинирована на премию «Чартова Дюжина. Топ-13». Малышева окончила музыкальное училище имени Мусорг-ского (факультет эстрадного вокала), а потом поступила в ГИТИС на эстрадный факультет.
– До ГИТИСА я не знала, что такое настоящий джаз, – признается Аня. – Там не только преподавали теорию, но и давали возможность слушать записи великих джазовых исполнителей, а затем комментировать услышанное. Именно в тот период я и заинтересовалась этой музыкой. Впрочем, сегодня это лишь третья часть моего репертуара.
В «меню» Ани чего только нет: джазовые стандарты в оригинальной обработке, хиты Майкла Джексона, The Beatles, Boney M, лирические монологи, посвященные Брэндону Стоуну и кавер-версии саунд-трэков к отечественным мультфильмам. Сценический образ также не заставит скучать. Аня может выйти и в тройке с иголочки, как настоящая бизнес-леди, и в озорном кислотном парике – мечте провинциальной клоунессы. Кумир Ани – великолепная Нино Катамадзе. С грузинской исполнительницей она пока не знакома, но надеется, что в скором времени ее мечта сбудется.
– Это человек, у которого нет клипов, ее песни не транслируются по радио, но тем не менее она собирает залы, – говорит Аня. – У нее просто потрясающая музыка. Этого человека я настолько уважаю, что если бы пришлось родиться в другом теле, то хотела бы быть именно ею.
В основном Аня выступает с группой «МяТА». Ребята начали свою музыкальную карьеру громко и с размахом. Название команде придумала сама вокалистка. Музыка «МяТЫ» создает истинно петербург-скую атмосферу: ненавязчивую и демократичную. Стараниями группы песни из детских мультфильмов превращаются в проникновенные рок-баллады. А в эклектичной кавер-версии «Я на камушке сижу» смешаны традиционный русский народный вокал, китайские мотивы и жесткий гитарный саунд. Коллектив, за исключением самой Малышевой, состоит из одних мужчин. Поклонников у «МяТА» пока немного. Да и музыка эта, надо признать, не для любых ушей.
– У меня нет предвзятости к публике, – уверяет певица. – По-моему, главное – быть в правильном настроении. Ведь как себя настроишь перед выступлением, так оно и проходит. Если ты поешь с душой, то публика это чувствует и так же с душой тебя слушает.
Стихи для «МяТА» пишет Аня, музыку – джазовый пианист коллектива. Поэтому несмотря на русский текст песни все равно получаются при-джазованные. Не чистый джаз, что-то около него, более родное.
– Русский человек, даже знающий английский язык, все равно думает по-русски. Оттого и тексты своих песен я пишу на родном языке, чтобы они были близки и понятны каждому, – поясняет Анна.

Екатерина ГАБЫШЕВА

____________________

К ним не зарастет народная тропа

Два великих поэта – Александр Пушкин и Янка Купала – на генетическом уровне «зарифмовали» братские узы россиян и белорусов

Памятники, установленные этим литературным колоссам в Минске и Москве, стали своеобразными форпостами единого культурного пространства Беларуси и России. Биографии создателей этих скульптурно-архитектурных комплексов, удостоенных премии Союзного государства, тоже тесно переплелись с “биографиями” обеих стран, а их творчество стало связующим звеном разных поколений. Им нечего делить, разве что союзную премию, но эти “хлопоты” из разряда приятных.

Над созданием бронзового образа Пушкина работали Юрий и Григорий Ореховы – отец и сын. Памятник установлен в центре Минска, на берегу реки Свислочь.
Народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Юрий Орехов родился в Туле 19 апреля 1927 года. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское). В его творческом активе около 30 памятников и скульптурных композиций, установленных в разных городах России и за рубежом. Среди них – памятник воинам, погибшим в Гражданской и Отечественной войнах (установлен на мемориальном Холме Славы в Ялте), памятник жертвам трагедии в городе Осака (Япония), памятник-ансамбль, посвященный 1000-летию Брянска, а также памятники выдающимся личностям, в том числе Александру Невскому, Владимиру Маяковскому, Николаю Лескову, Илье Репину, Георгию Жукову, Юрию Гагарину и многим другим. А его памятники Александру Пушкину помимо Минска установлены в Якутске, Вене, Париже и Риме. Он принимал активное участие в работах по восстановлению храма Христа Спасителя в Москве.
В 2001 году Юрия Григорьевича не стало. Но его дело продолжает сын – художник Григорий Орехов, родившийся в Москве 8 июля 1976 года. Он вносил полноценный вклад в создание многих совместных со своим отцом скульптурных произведений.
Примечательно, что памятник Янке Купале, установленный в Москве на Кутузовском проспекте, тоже “семейный” – его создал народный художник Беларуси Лев Гумилевский вместе с сыном Сергеем. Кстати, в биографии Льва Николаевича “союзная ветвь” просматривается с младенческих лет – он родился в Москве 31 октября 1930 года (так что нынешний год для него юбилейный), а вот образование получал в Минском художественном училище, затем учился в Белорусском театрально-художественном институте. Участник художественных выставок с 1958 года. Работает в монументальной и станковой скульптуре, преподает в творческих академических мастерских. Многие произведения Льва Гумилевского находятся в Национальном художественном музее Беларуси и других музеях.
Сергей Гумилевский родился в Минске 29 марта 1963 года и пошел по стопам отца – окончил тот же вуз и работает в монументальной и станковой скульптуре. Многие его произведения также находятся в Национальном художественном музее.

У обоих скульптурно-архитектурных комплексов есть полноценный соавтор – народный архитектор Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств Юрий Григорьев.
Это человек с ярко выраженной “белорусско-российской” судьбой. Он родился 29 мая 1932 года в поселке Кулотино Окуловского района Новгородской области. После окончания Московского архитектурного института с 1956 года по 1986 год (30 лет!) работал в Беларуси, пройдя путь от рядового архитектора в институте “Белпромпроект” до главного архитектора Минска – заместителя председателя Госстроя БССР.
При его координации и авторском участии был разработан генплан развития Минска и его пригородной зоны, проект детальной планировки центра белорусской столицы, определена архитектура первой очереди метрополитена, созданы проекты жилых районов Зеленый Луг и Веснянка, домов для массового строительства.
С 1986 года – первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, ныне – первый заместитель главного архитектора российской столицы. Кроме того, с 1994 года возглавляет Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования. Под руководством Юрия Григорьева в массовое строительство внедрено новое поколение индустриальных жилых домов, отвечающих европейским стандартам, он возглавлял работу по разработке проектно-строительной нормативной базы для Москвы. Среди авторских работ архитектора – крупные жилые районы и комплексы российской столицы.
Юрий Григорьев – член Совета по сотрудничеству и обмену опытом между Москвой и Беларусью в области архитектуры, градостроительства и строительства. Под его руководством недавно был построен Дом Москвы в Минске, сейчас возводятся жилые микрорайоны в белорусской столице.

Виктор КУКЛОВ

_____________________

Взаимное притяжение

Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, президент Российской академии художеств:

– Классическая ясность решения скульптурно-архитектурного комплекса, посвященного Александру Пушкину, подчеркивается и формой пьедестала, и оформлением верхней площадки, и удачно включенной в композицию группой деревьев, создающих традиционный для поэта камерный фон. Динамичность позы сидящего на скамье Пушкина, его вдохновенный взор сообщают скульптуре живость и внутреннюю энергетику.
Созданный по инициативе Юрия Григорьева ландшафтный сквер с произведениями малой архитектуры, стилистически сочетающимися с художественным решением памятника, дополняет ансамбль.
Ландшафтно-архитектурный комплекс памятника Янке Купале проникнут высокой духовностью и поэтичностью. Этому способствует и непосредственность скульптурной позы классика белорусской литературы, прислонившегося в задумчивости к плетню, и использование архитектурных элементов, ассоциирующихся с фольклорными национальными мотивами, и органичное включение в общую композицию родника у подножия холма. Здесь найден художественный масштаб, позволяющий сочетать интимное человеческое восприятие памятника вблизи и ощущение монументальности образа со стороны прилегающего Кутузовского проспекта. У монумента регулярно проходят мероприятия, посвященные российско-белорусским связям.
Скульптурно-ландшафтные ансамбли памятников А.С.Пушкину в Минске и Я.Купале в Москве превратились в градостроительные и общественные центры культурно-исторической общности народов Беларуси и России.

________________

Мы один братский народ – славяне

Юрий ГРИГОРЬЕВ:
– Инициатива “обмена” памятниками принадлежит Юрию Михайловичу Лужкову, ее поддержал Александр Григорьевич Лукашенко.
Место на Кутузовском проспекте для установки памятника Янке Купале предложил я. Это был сквер, куда выводили собак, неподалеку от дома Брежнева. Мы насыпали холм, нашли природный камень, я его сам обрабатывал, “сделали” водичку, посадки, такой кусочек белорусской природы устроили и установили фигуру поэта на зеленом холме. Никаких пьедесталов. Есть подсветка, и люди с удовольствием сидят там вечерами.
Когда выбирали в Минске место для памятника Пушкину, я настоял на холме вблизи гостиницы “Беларусь”. И вот смотрите, как уютно поэт сидит на скамеечке и смотрит на центр города. Думает о чем-то, сочиняет, в руке гусиное перо... Я убежден, что Пушкин – наднациональный поэт, всемирный, его гению нельзя даже национальность приписывать. А Янку Купалу я читал на белорусском языке, ведь я окончил школу в Барановичах. Был знаком с вдовой поэта. В 1976 году по моему проекту был построен в Минске Дом литератора.
Я не различаю, где русские, где белорусы – братский мы народ, славяне. Я часто бываю в Беларуси, у меня там дети живут, родители похоронены в Гомеле, жена также из Гомеля. Что касается Союзного государства, думаю, мы должны последовательно и постоянно укреплять всесторонние дружеские связи, помогать друг другу. Просто нужно думать о том, как сделать, чтобы было лучше для всех.