Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Одним фронтом

России и Беларуси выгодно продвижение общих интересов на международной арене

В работе секции «Международные аспекты строительства Союзного государства» приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители министерств и ведомств, ученые и специалисты, руководители и преподаватели высших учебных заведений России и Беларуси, сотрудники Секретариата Парламентского Собрания. На секции были заслушаны доклады по актуальным проблемам союзного строительства в контексте геополитических изменений в современном мире, рассмотрены вопросы приграничного сотрудничества России и Беларуси, механизмы и формы взаимодействия министерств и ведомств Беларуси и России, перспективы развития социального партнерства в приграничном сотрудничестве Евросоюза и Союзного государства и другие актуальные проблемы международной активности субъектов Союзного государства. Участники заседания с удовлетворением отметили, что с учетом изменившейся международной обстановки, осложненной мировым экономическим кризисом, субъекты Союзного государства продолжали активно взаимодействовать на международной арене в рамках реализованной Программы согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2008-2009 годы и реализации новой Программы на 2010-2011 годы.
Участники дискуссии особенно подчеркивали актуальность организации внешнеполитического взаимодействия России и Беларуси по широкому спектру международных вопросов, охватывающих проблематику универсальной международной организации ООН, а также ОБСЕ и других международных форумов.
Было отмечено заинтересованное и активное участие в совместной внешнеполитической деятельности органов Союзного государства и особенно Парламентского Собрания и рекомендовано продолжать проводить единую линию субъектов Союзного государства в международных организациях и на международных форумах.
Так, начальник отдела Беларуси Второго департамента стран СНГ МИД РФ Никита Матковский отметил, что оправдывает себя сложившаяся практика регулярного проведения совместных коллегий МИД двух стран, которые позволяют не только согласовывать позиции по актуальным международным проблемам, но и выступать с единых позиций по широкому кругу вопросов. В основу механизма взаимодействия МИД России и МИД Беларуси положены подготовка и принятие внешнеполитическими ведомствами двух стран Программ согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства. Первая такая программа была принята в 1996 году.
– Весь многолетний опыт нашего взаимодействия в рамках подобных программ однозначно свидетельствует о практической востребованности данного инструмента. Сложившийся алгоритм сотрудничества способствует повышению эффективности совместных усилий России и Беларуси на международной арене, позволяет добиваться ощутимых результатов в отстаивании внешнеполитических интересов наших стран, – подчеркнул Матковский.
Ныне действующая, уже восьмая по счету, Программа согласованных действий в области внешней политики была подготовлена и принята во исполнение резолюции Совета Министров Союзного государства №34 от 28 октября 2009 года. Она рассчитана на два года и будет реализована в 2010-2011 годах. Представитель МИДа подчеркнул, что этот документ является логическим развитием и продолжением Программы, действовавшей в 2008-2009 годах.
Новая Программа разработана и принята на совместном заседании коллегий МИД Беларуси и МИД России, которое состоялось 25 ноября 2009 года. В ней фиксируется обоюдный настрой на дальнейшее развитие внешнеполитического взаимодействия, стремление тесно координировать усилия как в двустороннем формате, так и в рамках международных форумов по всей повестке дня международного сотрудничества, включая вопросы обеспечения региональной и европейской безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам, взаимодействия в правозащитной и гуманитарной сферах.
Естественным дополнением программ является План двусторонних межмидовских консультаций, принимаемый сторонами на ежегодной основе.
На текущий год этим документом предусмотрено проведение порядка 24 консультаций по линии профильных департаментов двух МИДов. «Их тематика позволяет вести активный обмен мнениями практически по всему спектру задач нашего внешнеполитического взаимодействия, в том числе и обозначенных на сегодняшнем совместном заседании. Разумеется, по мере необходимости будут проводиться, как и в предыдущие годы, консультации по другим вопросам, обсуждение которых потребует развития ситуации в международной сфере», – сказал Матковский.
Кроме того, в рамках реализации принятой Программы осуществляется самое тесное сотрудничество по таким ключевым направлениям, как углубление двустороннего взаимодействия на пространстве СНГ, прежде всего в рамках ОДКБ и ЕврАзЭС, формирование согласованной позиции в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, обеспечение региональной и европейской безопасности, повышение роли Беларуси и России в борьбе с новыми вызовами и угрозами, развитие отношений с третьими странами.
В свою очередь, доктор философских наук, заведующий кафедрой международных отношений Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург) Юрий Косов обратил внимание, что становление Союзного государства обусловлено существенными геополитическими факторами. По его словам, Россия и Беларусь – это две страны, расположенные в одном геополитическом регионе, на общем геополитическом пространстве. Кроме того, важнейшая геостратегическая ось, вокруг которой структурируется западная часть российского геопространства, проходит из Москвы через ряд российских городов к западной границе России. Эта ось представляет собой совокупность важнейших транспортных коммуникаций – железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов и т.п. Далее за пределами Российской Федерации эти коммуникации проходят по территории Беларуси, а затем – Польши. Данная геополитическая ось дает России прямой и кратчайший выход к Центральной, а затем и Западной Европе. Геополитическое значение этой геостратегической оси для России трудно переоценить. Геополитическое пространство России, в свою очередь, позволяет Республике Беларусь иметь выходы ко всему евразийскому региону и другим важным геополитическим регионам.
Сегодня, по мнению Юрия Косова, имеет место тенденция превращения Европы в единый геостратегический регион, что, несомненно, будет придавать новые импульсы развитию Союзного государства, которое будет занимать центральные географические позиции. В данной связи политическое и экономическое влияние Союза двух наших стран будет возрастать в общем однородном геополитическом регионе на европейском континенте.
Доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Дипломатической академии МИД РФ Сергей Жильцов отметил, что политика западных стран на белорусском направлении прошла определенную эволюцию. На смену прямолинейным шагам, которые чуть не привели к дипломатической изоляции Минска, пришла иная стратегия. В ее основе лежит постепенное втягивание Беларуси в сферу политических и экономических интересов западных стран, для чего последовательно осуществляется комплекс взаимосвязанных шагов, направленных на эрозию режима белорусского президента А. Лукашенко.
– Решению задачи по оказанию давления на Беларусь подчинена деятельность различных исследовательских центров и неправительственных организаций, расположенных в странах Прибалтики и европейских государствах. Их усилия сконцентрированы на оказании информационно-пропагандистского давления на белорусские власти. Схожие цели ставят перед собой различные программы европейцев. Наиболее известная из них – «Восточное партнерство», представляющее собой пример того, как через мягкое давление Запад продвигает проекты, призванные повысить уровень сотрудничества с Беларусью, трансформировать белорусское общество и создать условия для усиления европейского вектора белорусской внешней политики, – подчеркнул Жильцов.
Участники секции согласились, что на пространстве СНГ Россия и Беларусь нацелены на развитие взаимовыгодного интеграционного взаимодействия, в первую очередь в рамках ОДКБ и ЕврАзЭС, а также Таможенного союза «тройки».
Вместе с тем участники конференции отмечают, что в период, прошедший после предыдущей научно-практической конференции в г. Геленджике (июнь 2008 г.), с учетом переживаемых трудностей, вызванных последствиями мирового экономического кризиса, союзное строительство несколько притормозилось. Кроме того, на международной арене Союзное государство до сих пор не выступает как субъект международного права, что требует усиления внимания к этой проблеме.
Участники секции полагают необходимым рекомендовать определить в качестве приоритетных задач в области внешней политики следующие: основные усилия сосредоточить на дальнейшем развитии и углублении взаимодействия с международными парламентскими структурами для информирования мирового сообщества о ходе строительства Союзного государства, деятельности Парламентского Собрания, а также для изложения своей точки зрения на решение ключевых проблем современности; продолжить линию на регулярные консультации и согласование подходов к проведению единой линии внешнеполитическими ведомствами Беларуси и России на международных форумах и в международных организациях; на пространстве СНГ совместно стремиться к превращению Содружества в реальное интеграционное экономическое и политическое объединение, обеспечивающее эффективное развитие каждого его участника; продолжить взаимодействие с основными интеграционными образованиями на постсоветском пространстве; действовать с согласованных позиций по вопросам осуществления политики, направленной на предотвращение и урегулирование вооруженных конфликтов и борьбу с международным терроризмом, обеспечение национальной и региональной безопасности в военной сфере, создание механизмов адекватного реагирования на вызовы и угрозы безопасности и территориальной целостности; продолжить работу по углублению межрегионального и приграничного сотрудничества как одного из основных направлений деятельности по созданию Союзного государства; направить усилия научной общественности России и Беларуси на продолжение исследований в области интеграционного строительства в современном мире с целью использования достижений наиболее эффективных интеграционных образований.