Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Не вместо, а вместе

Таким, по мнению Сергея МАСКЕВИЧА, должен быть характер отношений Беларуси с Россией и Евросоюзом

Несмотря на множество нерешенных вопросов, диалог Беларуси и Евросоюза продолжается. Как он может сказаться на белорусско-российских отношениях? Каким видит Беларусь свое участие в общеевропейской интеграции? Об этом газете «Союзное вече» рассказал заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ Сергей МАСКЕВИЧ. – Сотрудничеству с международными парламентскими структурами мы придавали и придаем большое значение. План международной деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России утверждается на сессии, наши представители в качестве наблюдателей работают практически во всех межпарламентских структурах. Например, в заседаниях Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества регулярно участвует член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ Раиса Тиханская. В работе сессии Межпарламентского союза, прошедшей недавно в Таиланде, участвовала председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Нина Мазай. По всем международным вопросам российские и белорусские парламентарии выступают с координированных позиций. Последнее касается не только межпарламентских объединений, с которыми у нас сложилось постоянное взаимодействие, но и других международных мероприятий и инициатив. Недавно, например, вместе с российскими коллегами мы участвовали в форуме «Украина и Европа», проходившем в Киеве. Выступая на форуме, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров говорил о российской внешнеэкономической деятельности, о сотрудничестве с Украиной и Беларусью. Основной акцент в моем докладе был сделан на инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева о формировании нового Договора о европейской безопасности.
На вопрос, кому выгодно тормозить динамику взаимоотношений Беларуси и ПАСЕ, можно ответить так: прежде всего белорусским политическим движениям и политикам, которые, как в Беларуси, так и за рубежом, с различных трибун выступают за применение самых жестких мер по отношению к своей же стране. Не в их интересах, чтобы руководство республики организовало сотрудничество с европейскими институтами, тем более вернуло статус специально приглашенного в ПАСЕ. Поэтому и выступают за любые санкции, которые могут ограничить или затруднить сотрудничество официальных белорусских структур с Евросоюзом.
Существует мнение, будто участие Беларуси в проекте «Восточное партнерство», как и развитие диалога с Европой в целом, можно рассматривать чуть ли не как отказ от союза с Россией, от Союзного государства. На мой взгляд, эта точка зрения отражает искаженное восприятие нашей многовекторной политики как со стороны отдельных представителей Евросоюза, так и со стороны наших российских коллег. А некоторые политики стараются представить ситуацию так, будто мы развиваем отношения с одной стороной в ущерб другой.
Поэтому важно, чтобы Россия была не только максимально осведомлена о наших планах, но и вовлечена в наши проекты. Об этом, кстати, на многих форумах по теме «Восточное партнерство» неоднократно говорили и мы, и наши западные коллеги. Кстати, Беларусь официально предложила включить Россию в число государств – друзей программы «Восточное партнерство». Вопрос об участии России в этой программе обсуждался в том числе и на недавнем саммите министров иностранных дел стран – участниц программы «Восточное партнерство» в польском городе Сопоте.
На международной арене Беларусь позиционирует себя как независимое государство, а приоритетами нашей многовекторной политики, безусловно, является развитие белорусско-российских отношений и связей со всеми странами-соседями. Причем многовекторность для нас важна как в экономическом, так и в политическом отношении. И говорить, что Беларусь сближается с Европой в ущерб России, выбирая евроинтеграцию вместо Союзного государства, неправильно. В данном случае уместно говорить: не вместо, а вместе. Именно таким должен быть характер отношений Беларуси с Россией и Евросоюзом.
Один из широко обсуждаемых вопросов сегодня: какие перспективы и возможности открывает перед Беларусью участие в Таможенном союзе? На мой взгляд, Таможенный союз – это, безусловно, новые возможности и перспективы для каждой страны-участницы. Формирование общего контура, единой внешнеэкономической границы создает хорошие условия для торгово-экономической деятельности внутри него. Причем это не только огромный, серьезный рынок, но и новый геополитический центр – центр развития и, если хотите, центр силы.
Конечно, на пути к реальному построению Таможенного союза нас ожидает немало проблем и вопросов, которые предстоит решать совместно. Ведь Таможенный союз предполагает и обязательства, и ограничения, которые необходимо тщательно согласовывать друг с другом. А это вопрос непростой. Но воспринимать происходящее слишком болезненно я бы не стал. Это нормально, когда партнеры, договариваясь о серьезном и долгосрочном сотрудничестве, в чем-то не соглашаются друг с другом. Главное, чтобы переговоры носили честный и предметный характер. И тогда, я уверен, мы сможем преодолеть все точки несовпадения.
В последнее время наметилась тенденция развития партнерских отношений между Россией и Европой, Россией и США. В этой ситуации Беларуси важно не оказаться вне радиуса современных международных интеграционных процессов. Будучи включеными в них, мы не собираемся «бежать впереди паровоза», но и отставать нам невыгодно. Надеемся, что будут найдены форматы и формы сотрудничества Таможенного союза и Евросоюза, выигрышные для Беларуси как «пограничной территории» и наиболее оживленного транзитного коридора.