Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Здоровая семья – здоровое общество

Семья по-прежнему остается основой российского общества. Обеспечивает развитие личности и создает условия для деятельности других институтов, формирующих человека, определяет характер и эффективность этой деятельности. О самых болезненных проблемах современной семьи рассказывает председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, доктор юридических наук Елена МИЗУЛИНА. Согласно статье 38 Конституции РФ материнство, семья, детство находятся под защитой государства, которое гарантирует семье с детьми социальную поддержку и помощь. Однако, несмотря на предпринимаемые государством меры, институт семьи остается в кризисе. Растет популярность гражданских браков и, как следствие, – число детей, рожденных вне брака. По сравнению с 1991 годом доля таких детей увеличилась почти в 2 раза. А многодетная семья стала синонимом бедности. По экспертным оценкам, примерно половина российских семей с двумя и две трети с тремя и более детьми имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Наблюдается прямая зависимость материального благополучия семьи с детьми от числа детей. Свидетельством кризиса является и ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей или отказ от них. По экспертным оценкам, только 24,2% случаев расторжения браков сопровождается заключением соглашений об уплате алиментов, в 37,9% случаев взыскание алиментов в пользу детей осуществляется на основании судебного решения.
На фоне кризиса семьи и семейных ценностей неудивителен рост числа семейных конфликтов, к урегулированию которых привлекается суд, ибо сами родители договориться не могут. В 2008 году судами общей юрисдикции было рассмотрено около 18 000 дел, связанных со спорами о воспитании детей, 74 000 дел – о лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах.
Еще одна проблема, на которую хотелось бы обратить сегодня внимание законодателей, – решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не семье как институту, а отдельным ее членам. Поэтому фактически за пределами правового регулирования остаются непосредственные отношения семьи и государства. Тогда как за основу социальных и экономических расчетов должна быть взята семья с обоими родителями и несколькими детьми, а не отдельный работник.
Подход «не семья, а отдельный член семьи» разрушает институт семьи. В реальной жизни семья – это единое целое. В связи с тем что существуют разные типы семей, должны быть разработаны дифференцированные формы поддержки семьи как института. Нынешний подход привел к тому, что все, что нужно для семьи, распределено между различными управленческими структурами. Хотим мы того или нет, но решение любого вопроса, касающегося семьи или отдельного члена семьи, не обходится без массы согласований с различными министерствами и ведомствами. Что занимает массу времени, и вопрос перестает быть актуальным. Многих проблем, связанных с нарушением прав детей, не было бы, если бы существовала система мер поддержки именно семьи и семейного благополучия.
Одной из причин, тормозящих развитие института семьи, является отсталость и противоречивость семейного законодательства. В существующем виде семейное законодательство способно затормозить реализацию как демографической концепции России, так и стратегии развития России-2020, ибо не способствует укреплению института семьи, семейного благополучия, защиты прав детей. Семейный кодекс РФ, принятый в 1996 году, страдает противоречивостью и непоследовательностью, не учитывает современные реалии. Он скорее провоцирует семейные конфликты, нежели помогает их предотвратить. Семейное законодательство не защищает ни детей, ни других членов семьи от нарастающего шквала семейных конфликтов, ибо не содержит «рецептов» защиты ребенка от семейного неблагополучия, не ориентирует на сохранение семьи, достижение согласия между родителями во имя ребенка. Признавая права детей, рожденных вне брака, провозглашая равенство прав родителей, не состоящих в брачных отношениях, и не предусматривая мер, стимулирующих заключение брака между супругами, особенно в случае рождения ребенка, семейное законодательство тем самым провоцирует вступление лиц в фактические брачные отношения, что порождает в силу природной слабости этого типа семейных отношений неизбежные конфликты и незащищенность прежде всего матери и ребенка. Нужны новые подходы и решения, которые учитывали бы новую реальность, в которой совместное воспитание ребенка, ответственность за его судьбу становятся не менее, а может быть, и более востребованной семейной функцией, чем взаимная любовь супругов друг к другу.
Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (в редакции от 5 октября 2002 года №1129) был принят в период социально-экономической трансформации общества, в условиях политической и экономической нестабильности. Поэтому его Основные направления включали только неотложные мероприятия на переходный период, связанные с выживанием семей. Сегодняшняя государственная семейная политика ориентирована в основном на семьи, нуждающиеся в социальной защите, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, в зоне социального риска. Благополучная семья, выполняющая функции воспроизводства и социализации, оказалась вне поля зрения государства и органов местного самоуправления. Развитие в этом направлении пока идет.
На мой взгляд, необходима системная поддержка: социальная посемейная инфраструктура, досуг, отдых, оздоровление, торговля товарами и продуктами питания. Например, если в семье несколько детей, то должны быть предусмотрены скидки на покупку продуктов, товаров и т.д. Так выстроена индустрия детских товаров и оказания социальных услуг для семей в странах, на которые мы ориентируемся.
России нужна активная социально-демографическая и просемейная политика, обеспечивающая переориентацию всего строя жизни нашего общества на интересы семьи с несколькими детьми. Укрепление института семьи должно быть не просто очередной задачей государства и общества, а последовательной и консолидирующей стратегией России. Каждый ребенок должен жить в семье. Вкладывая средства в благополучие семьи, поддерживая ее, государство тем самым защищает ребенка от сиротства, неблагополучия и от многих других проблем.