Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Союзное государство выдержало испытание кризисом

Несмотря на то что бюджет Союзного государства в 2008 году сложился с плюсом, часть средств расходуется неэффективно, есть проблемы и в выполнении союзных программ.
Бюджет Союзного государства по доходам за 2008 год был исполнен в сумме 4,8 миллиарда российских рублей, взносы России и Беларуси перечислены в полном объеме. Таковы главные выводы совместного заседания коллегий Комитета государственного контроля (КГК) Беларуси и Счетной палаты России, которое прошло в Минске. – Союзное государство выдержало испытание кризисом. Не-
смотря на сокращение расходной части национальных бюджетов, взнос в бюджет Союзного государства остался на прежнем уровне, – сказал председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. – Это дорогого стоит, потому что создает благоприятную основу для успешной реализации совместных программ в области экономики, обороны, науки, культуры и, что самое главное, в социальной сфере.
Бюджет был исполнен на 101 процент, то есть стал профицитным – уникальное явление на фоне отрицательных показателей других стран, пораженных кризисом. Однако данный факт и настораживает: основная часть неналоговых поступлений – финансы, которые не использовали заказчики совместных программ.
– Профицит создан искусственно, – убежден председатель КГК Беларуси Зенон Ломать. – Мы усилим контрольные мероприятия по реализации союзных программ, потому что во многом недоработки связаны, мягко говоря, с недобросовестным исполнением служащими своих обязанностей. Бюджет формируется двумя государствами, и он должен использоваться рационально и экономно, без лишних затрат.
Невостребованной оказалась значительная часть средств: на 1 января 2009 года остатки средств бюджета составили почти 1,4 миллиарда российских рублей – по сравнению с 2006 годом они увеличились на 30 процентов. Только по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» израсходовано столько денег, сколько и планировалось. Озабоченность контролеров вызвало исполнение многих союзных программ (а на реализацию 48 программ расходуется 80 процентов бюджета). Есть трудности с оборонными, промышленными, энергетическими проектами. Например, на обустройство внешней границы Союза использовано только 52 процента выделенных средств. Причем ФСБ освоило 12 процентов запланированной суммы, а белорусский погранкомитет – 95 процентов. Проблемы в основном бюрократического толка (согласования с министерствами могут длиться до полугода), а также в «достаточно низкой» исполнительной дисциплине ряда госзаказчиков. Сотрудники КГК и аудиторы Счетной палаты единодушны и в том, что нужно совершенствовать нормативную базу, касающуюся учета и оценки активов, размещения заказов на поставки товаров, порядка авансовых платежей и других вопросов.
Союзный бюджет контролирующие органы Беларуси и России начали проверять еще в 2001 году. В последние годы контролеры стали активно работать еще на стадии планирования, проводится ежеквартальный мониторинг. Как заметил Сергей Степашин, дисциплину подтянули – бюджет принимается своевременно, финансирование стало ритмичным, но проблем все еще хватает.
В то же время российский политик отметил, что, хотя работа Союзного государства за десять лет не раз подвергалась критике, за эти годы создана качественно новая правовая база для сотрудничества наших стран. Существенно расширились связи в социально-экономической сфере, достигнуты ощутимые положительные результаты в укреплении оборонного потенциала, действуют около 150 межгосударственных соглашений. Особо Сергей Степашин отметил устойчивые торгово-экономические связи между регионами России и Беларуси. Очень важно и то, что Союз превратился в полигон, на котором отрабатываются механизмы сотрудничества с другими государствами – участниками СНГ.
– Благодаря совместным усилиям в рамках Союзного государства удалось создать реально функционирующее миграционное пространство. И этот ценнейший опыт мы сможем использовать в рамках развития трехстороннего Таможенного союза, а в дальнейшем и при формировании на его основе единого экономического пространства, – уверен Сергей Степашин.
К слову, и для Госконтроля, и для Счетной палаты Таможенный союз оказался «новым вызовом». На совместной коллегии в Минске запланированную трехстороннюю параллельную проверку назвали «приоритетной», потому что данные мероприятия нужны как для разрешения возможных проблем между таможенными и пограничными органами трех стран, так и для борьбы с появлением «серых зон», где могут орудовать нечистоплотные дельцы.

Андрей КОВРИН

____________________

Комитет госконтроля Беларуси и Счетная палата РФ просят поддержать киноленту «Брестская крепость», добавив средства на ее завершение и прокат.

Премьера патриотической драмы должна состояться
22 июня 2010 года в самой Брестской крепости, а затем фильм можно будет увидеть в кинотеатрах России и Беларуси. Контролеры проверят использование средств союзного бюджета на его создание после того, как фильм выйдет на экраны.
– Мы посмотрели «сырой» материал, – сказал Сергей Степашин. – Скажу вам откровенно, как советский человек и военный: фильм получился. Это один из лучших фильмов о войне, выдержанных исторически. Блестящий актерский состав, великолепная техника – технически он сделан действительно по-голливудски, в хорошем смысле этого слова.
Но даже самый хороший фильм нуждается в раскрутке. И для рекламы ленты, популяризации нужны дополнительные средства. Планируется, в частности, что 9 Мая в школе будут устроены показы 20-минутного ролика из кинофильма.
– На фильмы вроде «Брестской крепости» денег жалеть нельзя, их надо поддерживать, – согласен Зенон Ломать. – А то может получиться так, что молодые люди могут забыть то, что совсем недавно была тяжелая война и кто в ней победил.
– Наш оппонент тот, кто пытается переделать историю, на это денег не жалеет, – добавил Сергей Степашин.
Работа над патриотической лентой началась 1 июля 2009 года. Съемки ведут студия «Беларусьфильм» и российская компания «Централ Партнершип».

Сергей ВЛАДИМИРОВ