Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Союзному государству – 10 лет

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК - часть 1 Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО: Развитие интеграционных процессов с Россией является главным приоритетом внешней политики Беларуси. Выступая за интеграцию с Россией, власть выполняет волю подавляющего большинства белорусов. Этот Союз отвечает коренным интересам всего белорусского народа. Уверен, только эффективное союзное строительство и взаимовыгодная интеграция наших стран могут стать основой дальнейшего повышения благополучия белорусов и россиян, позволят нам вместе выстоять в мире новых угроз и вызовов. Сегодня чрезвычайно важно удержать существующий между Беларусью и Россией высокий уровень интеграционного взаимодействия, взаимовыгодной кооперации в области промышленного и регионального сотрудничества. Взятый нами курс на выстраивание союзнических отношений основан на естественном стремлении белорусов и россиян мирно жить и взаимовыгодно сотрудничать в рамках единого экономического, научно-технического и культурного пространства. Президент Российской Федерации Дмитрий МЕДВЕДЕВ: Беларусь – это близкая страна, с которой мы связаны Союзным договором, где живет очень близкий нам народ. У нас нет ни с кем таких особых отношений, как с Беларусью. Считаю, что Союзное государство, какие бы мы сейчас ни предъявляли претензии к каким-то элементам развития этого государства, выполнило важнейшую функцию – оно сблизило наши страны, оно создало механизмы для работы.  Поэтому отход в обратную сторону был бы регрессом. Нам нужно Союзное государство насыщать реальными полномочиями или модифицировать его как-то,  но уж точно нет смысла разрушать его и говорить – давайте партнерствовать как-то по-новому. Я сторонник активного продолжения работы над Союзным договором и созданием более благоприятных условий для последующей интеграции наших экономик. Мы действительно должны насыщать Союзное государство реальными полномочиями, стремиться к более высокой степени экономической интегрированности, к одинаковым правилам торговли. _______________________ 8 декабря – 10 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Но есть в современной истории белорусского и российского народов еще одна не менее значимая дата – 2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси и принято решение о создании Парламентского Собрания. Особую роль в становлении союзного парламентаризма сыграла десятая (внеочередная) сессия Парламентского Собрания, которая состоялась 21 января 1999 года. Сессия приняла развернутое постановление по вопросам совершенствования эффективности работы Парламентского Собрания в соответствии с требованиями и задачами нового этапа реинтеграции Беларуси и России. В связи с этим было принято решение о создании Парламента Союзного государства и разработке Договора об объединении Беларуси и России в единое Союзное государство. 8 декабря 1999 года Договор о создании Союзного государства Беларуси и России был подписан. Каким оно должно быть? На протяжении десятилетней истории ни у кого не возникало сомнений в том, что нужно строить социальное государство, в котором россияне и белорусы будут жить, не беспокоясь о куске хлеба на завтрашний день, не боясь за судьбу своих детей, заботясь о самых незащищенных. В подкрепление этих намерений стала создаваться законодательная база Союзного государства. Без преувеличения можно сказать, что большинство статей писались в соавторстве с народом – россиянами и белорусами. В многочисленных письмах в Постоянный Комитет, Секретариат Союзного государства соотечественники сообщали о том, с какими трудностями они сталкиваются, приезжая друг к другу в гости, на жительство, в поисках работы. И просили парламентариев обратить особое внимание на эти проблемы в законотворческой работе. Годы союзного строительства – это годы проб и ошибок, разочарований и достижений. И – поступательного, упорного движения вперед. От единого экономического пространства – к образовательному, культурному, социальному, информационному, военному – нет ни одной области жизнедеятельности, о которой бы забыли наши союзные строители. И теперь можно с полной уверенностью сказать, что мы уже живем в едином Союзном государстве – вместе работаем, воспитываем и образовываем детей, заботимся о самых слабых, защищаем наше общее небо и отстаиваем единую позицию в мире. У нас гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Это наша многовековая история. Наша многонациональная высокая культура. Наша великая Победа. И наше любимое Отечество – Белая и Святая Русь. ________________ Борис ГРЫЗЛОВ, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: – То, что произошло в декабре 1999 года, относится к числу событий, подлинное значение и истинный масштаб которых в полной мере осознаются только по прошествии времени. Высшие органы государственной власти России и Беларуси своим совместным решением осуществили волеизъявление двух великих народов, веками живших вместе. Благодаря работе, в которой активно участвуют и депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, многое из того, ради чего создавалось Союзное государство, получило зримое воплощение. Широкий круг экономических программ Союзного государства, единое образовательное, культурное пространство – все это стало реальностью. Сегодня белорусы и россияне свободно пересекают границу между Беларусью и Россией и не чувствуют себя иностранцами на единой территории Союзного государства. Это единство придает нам силу в современном мире. ______________________ Союзные программы – реальный инструмент интеграции Беларуси и России От погодных условий зависит сельскохозяйственная, речная, морская и воздушная деятельность. Сотрудничество Беларуси и России в области гидрометеорологии с каждым годом становится более эффективным и является одним из приоритетных направлений союзного строительства. С 2007 года реализуется союзная программа «Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды». Она рассчитана до 2011 года и финансируется из бюджета Союзного государства. Обеспечивать оперативность и точность прогнозирования позволяет использование новых технологий. В частности, в рамках реализации третьей союзной программы по метеорологии белорусские метеорологи получили доступ к программным продуктам, которые разрабатывает Российская гидрометеорологическая служба. В свою очередь, Беларусь сумела наладить производство метеорологических приборов. В частности, ОАО «Пеленг» БелОМО организовало выпуск приборов по актинометрическим и гидрометеорологическим наблюдениям. Эти приборы активно используют в своей работе российские специалисты. Раньше синоптик-наблюдатель каждые три часа ходил на площадку, мерил данные. Теперь эти измерения могут быть каждую минуту, даже раз в несколько секунд. Экономический эффект, который достигается при использовании оперативной информации о метеоусловиях, существенно превышает средства, вложенные не только со стороны Союзного государства, но и каждой страной отдельно. По оценкам специалистов, на каждый вложенный рубль получается от 5 до 15 рублей дохода. Так, энергетики с наступлением отопительного сезона постоянно используют прогнозы, что позволяет четко планировать работу, в том числе по использованию и созданию запасов топлива. В Беларуси точные прогнозы позволяют минимизировать потери, снизить затраты. Так, в сельском хозяйстве прогнозы в весенний период заморозков помогают работникам точнее определиться со сроками сева. Разрабатываются также мероприятия по уменьшению возможного ущерба от опасных природных явлений. Ведь важно не только получить точный прогноз, но и суметь им воспользоваться, предупредить ту или иную чрезвычайную или кризисную погодную ситуацию. В этом году реализуется семь союзных программ и четыре союзных мероприятия в области обороны. Объем финансирования данных программ и мероприятий из бюджета Союзного государства в текущем году составил 1,5 млрд рублей. В процентном соотношении это более 37% от общего финансирования всех программ и мероприятий Союзного государства. В следующем году завершается реализация трех союзных программ: «Создание единой системы технического прикрытия железных дорог региона»; «Совершенствование системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России на 2006-2010 годы»; «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств – участников Союзного государства». В настоящее время государственными заказчиками данных программ готовятся предложения по их завершению либо продлению и разработке новых. Учитывая особую значимость защиты территорий, акваторий и воздушного пространства России и Беларуси от воздушно-космического нападения, под контролем Комиссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью находится процесс разработки проекта новой союзной программы «Создание маловысотного радиолокационного поля вдоль западной границы Союзного государства». Кроме того, планом работы комиссии на 2010 год предусмотрено участие в работе по подготовке региональной программы поддержания безопасности приграничных областей Беларуси и России. В качестве пилотного проекта для такого рода программ союзными парламентариями предложены Астраханская область Российской Федерации и Гомельская область Республики Беларусь, для которых вопросы приграничного сотрудничества и безопасности, несомненно, являются важными. Благодаря программе Союзного государства «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники на 2005-2008 годы» было изготовлено 33 машины, комплекса и линии для производства, переработки, транспортировки и хранения плодоовощной продукции, а для глубокой комплексной переработки плодов и овощей разработано 13 новых технологий и 16 видов прогрессивных импортозамещающих машин и оборудования. Так, например, машина для уборки лука-севка позволит повысить качество уборки лука-севка, снизить затраты труда на 40%, потери продукции – на 25-30%. Реализация союзной программы имела большое социально-экономическое значение, она обеспечила работой более 1,5 тыс. ученых, конструкторов и специалистов. В реализации программных мероприятий от России участвовали 5 основных исполнителей и 31 предприятие-соисполнитель, от Беларуси – 4 института (основные исполнители) и 9 предприятий-соисполнителей. По экспертным оценкам, широкомасштабное применение разработанных прогрессивных технологий и технических средств в АПК России и Беларуси позволит увеличить валовой сбор экологически чистой плодоовощной продукции на 20-30%, а производство плодоовощных консервов, включая детское и диетическое питание, – в несколько раз. Снижение затрат на транспортировку и хранение продукции составит 30-40%. Примерно в 3,5 раза уменьшатся потери в цепочке «поле – магазин», а потери питательных веществ при длительном хранении продукции снизятся в 2-2,5 раза. Успешно реализована программа Союзного государства «Создание и организация серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон на 2002-2007 годы». В результате созданы, изготовлены и введены в эксплуатацию все 42 вида современных поточных линий, комплектов оборудования, агрегатов и машин, обеспечивающих промышленный выпуск высококачественных, конкурентоспособных, специальных химических волокон, полимерных композиционных материалов и изделий из них. Созданные технологии и оборудование позволяют обновить действующую производственную базу и создать ряд новых производств волокон специального назначения. Например, разработаны оригинальная технология и оборудование для получения полиимида, который поставляется для производства изделий широкому кругу потребителей, в том числе и оборонным отраслям. Еще создана опытная установка получения тонкофиламентной целлюлозной нити. На ее основе организовано производство фильтров очистки крови в процессе ее переливания, заготовки, переработки и хранения. _____________________ Владимир АНДРЕЙЧЕНКО, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: – 8 декабря 2009 года у народов Беларуси и России особенная дата – 10-летие подписания Договора о создании Союзного государства. Оглядываясь назад, можно с гордостью сказать, что за эти годы проделана немалая работа, в основе которой – ответственность за настоящее и будущее наших стран, горячее желание упрочить историческую связь братских народов. Союзный Договор позволил расширить возможности предметной реализации высокого интеграционного потенциала наших стран. Сегодня по многим направлениям нам удалось существенно продвинуться к воплощению в жизнь намеченных целей. Последовательная политика и совместные достижения ценны еще и тем, что к белорусам и россиянам вернулись ощущения общности и единства. Уже давно не ставится под сомнение безальтернативность союзного строительства. __________________________ Дизель нового поколения Союзное плечо – машиностроителям Две союзные программы по развитию дизельного автомобилестроения, без сомнения, самые значимые из всех программ Союзного государства. По большому счету, они сохранили тяжелое машиностроение в Беларуси и России. А это, если считать со смежниками, сотни тысяч рабочих мест. За счет союзных программ удалось вывести из кризиса и знаменитые белорусские автомобильные заводы МАЗ, БелАЗ, МЗКТ и другие, организовать производство конкурентоспособной дизельной автомобильной техники. Во многом благодаря этим программам белорусская большегрузная техника достойно конкурирует на мировых рынках. Следует напомнить, что еще в сентябре 1996 года на заседании исполкома Сообщества обсуждалась программа развития дизельного автомобилестроения наших стран. В октябре 1997 года на основании соглашения правительств Беларуси и России для развития дизельного автомобилестроения создается Межгосударственная финансово-промышленная группа «БелРусьАвто», которая и стала головным исполнителем этих союзных программ. В состав МФПГ с белорусской стороны вошли минские заводы: автомобильный, моторный, тяжелых тягачей. Кроме того, Белорусский автозавод, Борисовский завод автотракторного оборудования, «Белпромстройбанк»… Об уровне участников говорит такой факт: только на первых двух объединениях трудится почти 50 тысяч человек. Не менее впечатляющий и российский состав: Ярославский и Тутаевский моторные заводы, КамАЗ, ЗИЛ и еще несколько предприятий. И вот наступает знаменательный для машиностроителей наших стран 1998 год, когда утверждается первая Союзная программа дизельного автомобилестроения. Белорусские заводы, которые испытывали недостаток в оборотных средствах, сразу получили серьезную финансовую подпитку. – Первая программа кроме финансового и практического имела и организационный смысл. Она позволила в эпоху разлада, потери связей и контактов дисциплинировать нас, связать воедино автомобилестроителей, моторостроителей наших стран. Затем подтянулись производители компонентов. Это дало свой положительный эффект. Помню 1996 год, – вспоминает Александр Ракомсин, бывший в те годы техническим директором Минского автомобильного завода. – Поедешь в Ярославль: у них свои интересы, у нас – свои. Каждый, как говорится, тянет одеяло на себя. А в результате страдали наши производства. А тут еще встали задачи по Евро-1 и Евро-2. И мы нищие, и они тоже. Дай бог, деньги найти на оборотные средства, энергетику, зарплату. И финансирование из союзного бюджета стало зримой поддержкой заводам. – Союзные программы помогли нам выжить, перейти от продукции военно-технического назначения на продукцию двойного назначения, – продолжает разговор Михаил Синеговский, директор Минского завода колесных тягачей. – И основной упор был сделан на нефтедобывающей и строительной технике. Благодаря ей за последние годы создано более 30 новых моделей транспортных средств. И сегодня мы имеем как автомобили внедорожного габарита с независимой подвеской, так и автомобили дорожного габарита с различными типами зависимых подвесок. С помощью программы нами создан новый модельный ряд гидромеханических трансмиссий. Дизельные союзные программы (1998-2002 гг. и 2005-2008 гг.) стали основой интеграционных отношений в рамках Союзного государства. Благодаря им была разработана и создана автомобильная техника стандарта Евро-1, -2 и -3, начата подготовка к переходу с 1 января 2010 года на выпуск двигателей и автомобилей уровня Евро-4. Кстати, эти союзные программы доказали свою жизнестойкость. Те же новые экологические стандарты в Союзном государстве вводились с интервалом в два года, в то время как в Европе – четыре-пять лет. Если подводить итоги, то следует сказать, что результаты достигнуты впечатляющие. Выпуск грузовых автомобилей за неполное десятилетие возрос в 8,7 раза, производство дизельных двигателей увеличилось в 7,5 раза, объем товарной продукции – в 11,9 раза (с 12,5 млрд российских рублей до 148,7 млрд). Программы выполнили и важную социальную функцию. За 10 лет численность занятых в этих проектах возросла в 2,4 раза – до почти 150 тыс. человек. Благодаря союзным программам белорусский автопром так крепко встал на ноги, что выдерживает удар всемирного кризиса лучше своих западных конкурентов. Например, Минский автозавод расширяет свою деятельность в Южной Америке и будет строить свой завод в Венесуэле. Думается, что третьей программе – быть. Уж больно итоги впечатляющие. Да и машиностроительные комплексы Беларуси и России настолько глубоко интегрировались, что не могут обойтись друг без друга. Ведь 65 процентов комплектующих в автомобиле – российские. Недавно в Минске прошел «круглый стол» «Союзная программа дизельного автомобилестроения. Вчера. Сегодня. Завтра». Вот мнение Михаила Синеговского: «Новую программу надо формировать в более широком аспекте. Сегодня практически все наши автомобильные заводы отстают от конкурентов из-за того, что мы не имеем хороших конструкционных материалов и работаем с созданными в первой половине прошлого века. В зарубежных автомобилях применяются конструкционные материалы с пределом текучести до 100 кг на квадратный сантиметр, у нас же он всего 32-38 кг/кв. см. К сожалению, Беларусь не имеет своей металлургии для автомобильной промышленности, а российские заводы увлекаются коммерческими поставками давно отработанных конструкционных материалов. Только союзная программа заставит создать в металлургии эти новые материалы. Кроме того, Союзному государству необходимы транспортные средства для транспортировки грузов от 70 до 250 тонн. Технические возможности нашего завода позволяют производить такие транспортные средства, но для их создания необходимо подключать автомобильную вузовскую науку, которая традиционно сильна в российских вузах (таких как МВТУ, имени Баумана, МАДИ и целый ряд других). Там есть специалисты, которые способны создавать оригинальные системы управления тяжеловесных транспортных средств». Задачи третьей по счету Союзной программы развития дизельного автомобилестроения позволят взять любые рыночные крепости. Новые конструкции и технологии должны обеспечить наряду с экологическими параметрами экономию моторного топлива и повышение надежности и безопасности транспортных средств. Речь идет в первую очередь об использовании комбинированных энергоустановок, сочетающих в себе преимущества как дизельных, так и электрических двигателей. Для реализации таких амбициозных технических целей есть все предпосылки. В частности, на Белорусском автомобильном заводе (БелАЗ) накоплен многолетний опыт использования подобных систем для карьерных самосвалов. Но достижение этих перспективных масштабных целей возможно только за счет скоординированных действий предприятий и организаций Беларуси и России. Когда же начнется реализация третьей программы? По мнению генерального директора международной финансово-промышленной группы «БелРусАвто» Олега Данилова, реализация третьей дизельной программы может быть начата уже в 2010 году. __________________ От товарооборота – к совместным проектам Владимир ПУТИН, Председатель Правительства России: – Приоритеты Союзного государства – новейшие технологии и социальная сфера. Реализация совместного антикризисного плана уже дает позитивный эффект для экономик России и Беларуси, стимулирует взаимную торговлю. Вместе с тем и резервов еще очень много. Необходимо приложить все усилия, чтобы максимально использовать преимущества интеграции на этапе посткризисного роста. Этой цели будет способствовать и запуск Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Рассчитываем, что это позволит вывести сотрудничество в рамках «тройки» на более высокий уровень. Хотел бы отметить, что, несмотря на кризисные явления, которые имеют место в мировой экономике, наши отношения продолжают развиваться, более того, доля Беларуси во внешнеторговом обороте России увеличивается в последние годы, что нам очень приятно. Сергей СИДОРСКИЙ, Премьер-министр Беларуси: – В последние два1три года произошли серьезные подвижки в торгово1 экономическом сотрудничестве. Активнее стали работать белорусско1 российские двусторонние группы, активизирована работа совместных коллегий министерств и ведомств Беларуси и России, систематизирована работа двусторонних рабочих групп под руководством вице1премьеров, усилено взаимодействие регионов и сотрудничество в сфере науки. Важно, что помимо прямых поставок продукции мы выходим на развитие кооперационных связей. Более 6 тыс. предприятий Беларуси и России работают в тесной кооперации. Все это свидетельствует об укреплении экономического сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства. _____________ В отношениях между Россией и Беларусью интеграционные процессы на постсоветском пространстве получили наибольшее развитие. Договор о создании Союзного государства дал новый импульс сближению и интеграции России и Беларуси во всех сферах жизни, в том числе и экономической. Межрегиональные связи способствуют созданию режима «перекрестного» максимального благоприятствования, ибо не может Союзное государство существовать без союзного рынка. К примеру, Минский автомобильный завод осуществляет кооперационные связи более чем с 258 субъектами хозяйствования РФ, и 60% комплектующих поступает на МАЗ из России. Продолжается активная работа по созданию единого экономического пространства, особенно по производственной кооперации. Сегодня в ней задействованы 28 тысяч предприятий Беларуси и России. Практически все регионы охвачены теми или иными видами сотрудничества, а 65 регионов России имеют прямые долгосрочные договоры о взаимном сотрудничестве с Беларусью, благодаря чему создано почти 5 млн рабочих мест. Сотрудничество регионов России и Беларуси – это пример дальнейшей экономической реинтеграции субъектов Российской Федерации и областей Республики Беларусь. Мировой финансово-экономический кризис заставил экономики двух стран еще более внимательно посмотреть друг на друга. Точкой отсчета нового этапа сотрудничества станет 1 января 2010 года, когда начнет действовать Таможенный союз. География сотрудничества Товарооборот Беларуси и Нижегородской области в 2008 году составил 653 млн долларов и по сравнению с 2007 года увеличился на 15%. У шести крупных нижегородских предприятий есть представительства в Беларуси, а десять белорусских предприятий представлены в Нижегородской области. К докризисным показателям в товарообороте Беларусь и Нижегородская область планируют вернуться за счет увеличения поставок продукции машиностроения и автомобилестроения. В середине ноября «Группа ГАЗ» объявила об открытии «Программы реализации фирменных финансовых продуктов в Республике Беларусь» по продвижению автомобилей марки «ГАЗ». Благодаря ей белорусские потребители будут получать автомобильную технику в лизинг на льготных условиях. «Группа ГАЗ» и Республика Беларусь не первый год развивают связи по продвижению легких коммерческих автомобилей. Так, Горьковский автозавод поставляет госорганам Беларуси автомобили «ГАЗель». Клиентами завода было МВД РБ, белорусское представительство ООН. Внешнеторговый оборот с Беларусью в 2008 году составил 165,6 млн долларов. Это 30% всего внешнеторгового оборота Мордовии. Основными статьями экспорта в Беларусь являются электрические машины и оборудование, кабельно-проводниковая продукция, электрические лампы, резинотехническая продукция. Из Беларуси импортируется промышленное оборудование, изделия из черных металлов, инструменты. Саранский экскаваторный завод «Сарэкс» и Минский тракторный завод заключили лицензионный договор, в рамках которого «Сарэкс» производит сборку тракторов «Беларус-1221» и модификаций трактора из белорусских комплектующих. В 2007 году собрано свыше 1000 тракторов, в 2008 году – 3000. К 2010 году запланировано увеличить выпуск до 5000 тракторов в год. В прошлом году внешнеторговый оборот Кемеровской области и Республики Беларусь составил 234,9 млн долларов. Сегодня Беларусь поставляет в Кемеровскую область транспортные средства для перевозки грузов, в основном «БелАЗы», каучук, резину и изделия из нее, механическое оборудование, холодильники, морозильники, стиральные машины, сельхозмашины и механизмы, а также широкий ассортимент товаров народного потребления. Из Кемеровской области поставляются необработанный алюминий, каменный уголь, черные металлы и изделия из них, электрические машины и оборудование. Принято решение о прямых поставках шарнирной продукции «НПО «Прокопьевский шарикоподшипниковый завод» на белорусские предприятия. Кроме того, белорусы выразили заинтересованность в поставках рукавов высокого давления, соответствующих европейскому стандарту качества (DIN), производства «Сварог» города Новокузнецка на Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов и другие предприятия республики. «Завод «Могилевлифтмаш» совместно с предприятием «Кузбасслифт» договорились о проработке вопроса по созданию совместного предприятия по выпуску лифтов. В середине ноября с.г. Амурскую область посетили представители семи крупнейших машиностроительных предприятий Беларуси: БелАЗ, МАЗ, «Белагромаш», «Авто Циркон», «Лидсельмаш», «Лидагропроммаш» и «Гомсельмаш» с целью оценки готовности предприятий региона к сборке белорусской техники. Руководитель «Амурского металлиста» Валерий Бушманов считает, что мощностей завода вполне достаточно для сборки белорусской сельхозтехники, которая, по его словам, будет востребована на Дальнем Востоке. Производственные мощности завода «Кранспецбурмаш» в Шимановске, изготавливающего автокраны, загружены лишь на треть. Поэтому часть цехов вполне можно переоборудовать для производства белорусских тракторов и комбайнов. Затраты для этого понадобятся небольшие. Кроме того, по словам ведущего специалиста белорусского предприятия «Гомсельмаш» Алексея Казаченко, «Кранспецбурмаш» – идеальный вариант для организации сборки кормо- и зерноуборочной техники. По его словам, на заключение необходимых договоров потребуется около трех месяцев, после чего в Приамурье могут прийти первые комплекты машин. В Благовещенске на судостроительном заводе белорусская делегация обсудила возможности организации производства навесной и прицепной техники. Беларусь является крупнейшим торговым партнером региона. Внешнеторговый оборот между Смоленской областью и Беларусью за прошлый год составил 789,2 млн долларов, при этом более 20% приходится на соседнюю Витебскую область. Одним из мощных стимулов развития двустороннего российско-белорусского экономического сотрудничества является производственная кооперация в виде создания совместных предприятий и производств в различных отраслях. Сегодня на территории Смоленской области зарегистрировано 301 предприятие с иностранными инвестициями. Из них в 93 совместных предприятиях (более 30%) соучредителями являются представители Республики Беларусь. В рамках реализации положений плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса создано совместное российско-белорусское предприятие ОАО «Смолспецтех», предназначенное для узловой сборки техники из белорусских комплектующих. На сегодняшний день собрано и сертифицировано пять образцов техники: экскаватор-погрузчик ДЭМ114-СМ, трактор «Беларус-320-СМ», шнекороторный снегоочиститель ФРС-200М-СМ, фрейзерная машина ДЭМ121-СМ и цепной универсальный экскаватор ЭЦУ150-СМ. Эта техника минимум в два-три раза дешевле аналогов из дальнего зарубежья, а по потребительским качествам она не уступает спецтехнике, производимой Германией, Бельгией и другими странами. По словам губернатора Смоленской области Сергея Антуфьева: «Судя по тому интересу, который проявили белорусские машиностроители к размещению сборочных производств на нашей территории, можно сказать, что уже в скором будущем Смоленская область станет сборочным цехом для предприятий Беларуси». Город Екатеринбург и область являются главным торгово-экономическим партнером Республики Беларусь на Урале. В 2008 году товарооборот между ними составил 519 млн долларов, что на 7,7% больше показателя предыдущего года. Традиционно со Среднего Урала в дружественную республику поставляются изделия черной металлургии, подвижной состав и комплектующие, котлы, медь, алюминий, электрические машины и оборудование. Основу белорусского экспорта в регион составляют холодильники, тракторы, грузовые автомобили и прицепы, строительные материалы. Особой популярностью у уральских потребителей пользуются белорусские ткани, одежда из искусственной и натуральной кожи, льна, галантерея. Беларусь также успешно экспортирует продукты питания. Основным поставщиком продуктов на Урал выступает концерн «Белгоспищепром». Область заинтересована в поставках из Беларуси сахара, соли, ликеро-водочных изделий, плодоовощных консервов, сухих молочных смесей для детского питания. Беларусь не только готова привозить свои продукты, но и наладить совместное производство молочной продукции непосредственно в регионе. Такое предложение высказал первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. Еще одно направление сотрудничества – сельскохозяйственное и автомобильное машиностроение, а также техника для эксплуатации на лесоразработках, в строительстве, коммунальном хозяйстве. Свердловская область нуждается в «МАЗах», «БелАЗах», сельхозагрегатах «Белагромаша», зерноуборочных и кормоуборочных комбайнах «Гомсельмаша», погрузчиках «Амкодора». «Наши машины могут в разы поднять урожайность», – заметил Семашко. В свою очередь, белорусская делегация выразила заинтересованность в приобретении уральских шагающих экскаваторов и заключении прямых договоров на поставку асбеста. За последние три года республика приобрела у «Гомсельмаша» 150 машин для выполнения различных видов сельскохозяйственных работ. Значительную часть из них составляют кормоуборочные комплексы. Только в прошлом году их было поставлено на 5 млн долларов. Сейчас начаты поставки и гомельских зерноуборочных комплексов. В будущем году будут закуплены 50 комплексов последнего поколения. На повестке дня – создание совместного предприятия на территории Башкортостана. Сегодня около половины товарооборота Беларуси и Санкт-Петербурга – это наукоемкая продукция, в то время как два года назад ее доля составляла всего 13-18%. Товарооборот составляют главным образом машины, механизмы, двигатели и другая технически сложная продукция. Несмотря на то что в январе – июле товарооборот Беларуси и Санкт-Петербурга в связи с экономическим кризисом был ниже уровня прошлого года, он все равно в два раза выше, чем пять лет назад. К примеру, Гродненщина занимает лидирующую позицию среди областей Беларуси по поставкам продуктов питания в Санкт-Петербург. Объем гродненских продуктов составляет около 70% всех белорусских поставок в Питер. Сотрудничество между Санкт-Петербургом и Беларусью переходит от простого товарообмена к реализации совместных проектов. Обсуждается перспектива производства тракторов, аналогичных тем, что выпускает Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов. Эта коммунальная техника будет производиться в Санкт-Петербурге с использованием белорусских комплектующих, а реализовываться не только в Питере, но и в других российских городах. Рассматривается совместный проект УП «Белкоммунмаш» и ГУП «Горэлектротранс» Санкт-Петербурга по сборке троллейбусов. Техника будет собираться на основании белорусской технологической документации, но с локальной привязкой и с использованием тех комплектующих, которые производятся в городе на Неве. Ряд инвестиционных проектов на территории Беларуси реализует российский концерн «Детскосельский», который занимается производством пищевой продукции. Самые значимые – производство молока, а также транспортно-логистический центр, на базе которого будут формироваться оптовые поставки овощной продукции, выпускаемой в Беларуси. В Северной столице будет создана сеть из 50 продовольственных магазинов «Белорусский гостинец». Начало сотрудничеству в этом направлении уже положено: есть оптово-логистическая структура с соответствующим торговым и холодильным оборудованием, которая является совместным предприятием, созданным на паритетных основаниях белорусской и санкт-петербургской сторонами. В городе открыты первые пять магазинов «Белорусский гостинец», ассортимент которых пользуется большим спросом у россиян. Павел БОРОДИН, Государственный секретарь Союзного государства: – 1999 год: товарооборот Беларуси и России – 6,9 миллиарда долларов. 2008 год: товарооборот – 34 миллиарда долларов! Получается, рост за десять лет – в пять раз. В Советском Союзе мы выпускали 212 тысяч грузовиков, в 1999-м – 12 тысяч. Сейчас по союзным программам выпускаем 232 тысячи только на территории России и Беларуси. Еще один, самый главный наш проект – транспортный коридор. Дорога Брест – Минск – Смоленск – Москва – Екатеринбург – Омск, Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток. Нас, белорусов и россиян, на земном шаре – 2 процента, а владеем мы территорией в 17 процентов. Сотни триллионов долларов природных ресурсов! Будем строить дороги, фермы, поднимать сельское хозяйство. ____________________ Надежный партнер Одним из ярых сторонников Союзного государства является мэр Москвы Юрий Лужков. Поэтому, наверное, и неудивительно, что Москва традиционно занимает первое место по объему экспорта белорусской продукции и второе – по взаимному товарообороту. Каждый год Юрий Лужков встречается с Премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским, чтобы обсудить стратегию дальнейшего развития отношений между городом и республикой. Традиционно подобные встречи заканчиваются подписанием целого пакета договоров. И то, что записано на бумаге, как правило, реализуется в срок и в полном объеме, потому что и Юрий Михайлович и Сергей Сергеевич не любят пустой болтовни, а предпочитают добиваться реальных результатов. В 2008 году объем товарооборота между городом и республикой составил 5,4 млрд долларов. В этом году все испортил мировой финансовый кризис, обрушив показатели наполовину. Однако Сергей Сидорский уверен, что в ближайшие годы удастся не только наверстать упущенное, но и значительно прибавить по всем показателям. На заседании Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и города Москвы, которое прошло в конце ноября, была подписана программа дальнейшего сотрудничества на 2010-2012 годы. По объему, и это особо подчеркнул Ю. Лужков, она превышает предыдущую программу в три раза. На сегодняшний день между Москвой и Беларусью действует 161 соглашение о сотрудничестве по вопросам торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, строительства, предпринимательства, продовольствия, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма, информационного взаимодействия. В том числе: на правительственном уровне – 12, на отраслевом уровне – 26, между префектурами и областями – 12, управами и районами – 97, другими организациями – 14. Знаковым событием в этом году стало открытие в Минске культурно-делового центра «Дом Москвы», который позволит расширить контакты между деловыми структурами, укрепить хозяйственные связи предприятий. В ответ на это в скором времени на окраинах Москвы построят два крупных центра оптовой торговли для белорусских товаропроизводителей. Первый, площадью 90 тысяч квадратных метров, расположится в районе Солнцево, второй – в поселке Северный. Кроме того, в столичном Братееве появится торговый центр «Минск», а на востоке и севере города – несколько выставочных залов. Помимо этого в 2010 году будет проведена реконструкция посольства Беларуси в Москве, а для проживания его сотрудников возведут новое здание. Несмотря на всеобщий спад в строительной отрасли из-за кризиса, исполнение московско-белорусских строительных проектов идет по плану. Москвичи ведут в Минске масштабное жилищное строительство. Белорусы, в свою очередь, осуществляют в российской столице поэтапную реконструкцию жилых кварталов Северного Измайлова. Есть интересные примеры сотрудничества и в других сферах. Достигнута договоренность, что на ЗИЛе будет создано сборочное производство белорусских «МАЗов». На московские маршруты все больше выходит белорусских автобусов и троллейбусов. Активизируется работа в области новых технологий и инноваций. Развивается взаимодействие в жилищно-коммунальной сфере. Белорусы участвуют в московской программе капремонта. За 10 месяцев 2009 года в Москве проведено 40 белорусских выставок, а в Беларуси – 25 московских. Мэр Москвы подчеркнул, что выставочно-ярмарочное направление сотрудничества необходимо стимулировать и поддерживать. При этом он посетовал, что ярмарочная торговля не включается в общую статистику взаимного товарооборота. «Это неправильно, – считает Ю. Лужков. – Нам необходимо иметь полную картину взаимной торговли». Кроме того, 2009 год запомнится еще и масштабными Днями Беларуси в Москве, которые растянулись с февраля по ноябрь. За это время в российской столице прошло более 70 совместных мероприятий. Что же касается количества контактов на личном уровне, то им, как говорится, несть числа. ____________________ Братья по оружию Военное и военно-техническое сотрудничество является той сферой, где российско-белорусские отношения развиваются наиболее успешно Преимущества союзнических отношений между Россией и Беларусью в сфере военного строительства представляются вполне очевидными. Наши армии еще недавно были частью одних Вооруженных сил СССР. У нас общие военные традиции, одинаковое вооружение, общая система подготовки, одна психология, один язык. Для интеграции двух армий почти не нужно предпринимать значительных специальных усилий. То же относится и к сфере ВПК. Предприятия, выпускающие военную и специальную технику, очень сильно завязаны друг на друга. Без комплектующих из России белорусскому ВПК было бы крайне сложно наладить выпуск продукции, с другой стороны, конечная сборка многих изделий, необходимых ВС РФ, ведется именно на предприятиях Беларуси. Военно-политическое сотрудничество России и Беларуси осуществляется как в рамках Договора о создании Союзного государства, так и в формате Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Основой такого сотрудничества служат несколько базовых документов: – Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве; – Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере; – Концепция безопасности Союза Беларуси и России (решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28 апреля 1999 г.); – Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России (решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 22 января 1998 г.); – Военная доктрина Союзного государства (решение Высшего Государственного Совета от 26 декабря 2001 г.). Основным документом является именно Военная доктрина Союзного государства, которая имеет оборонительный характер и направлена на обеспечение территориальной целостности и суверенитета наших стран, поддержание стратегической стабильности Союзного государства, создание условий для прочного и справедливого мира. Обе страны входят в объединенную систему ПВО стран СНГ. С 2000 года в соответствии с указом Президента РФ № 1953 поставляются запасные части для техники войск ПВО Беларуси. А в 2006 году Россия поставила Беларуси 4 дивизиона зенитно-ракетной системы С-300ПС, которая была принята на вооружение 115-й зенитно-ракетной бригады (она дислоцирована в районе Бреста) вместо устаревшей ЗРС С-125. Поставки были произведены не по экспортным, а по внутренним российским ценам, которые примерно в 15 раз ниже. В начале нынешнего года было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации». Наличие единой системы ПВО значительно повышает возможности обеих стран в этой сфере на западном стратегическом направлении. Хотя военная угроза с этого направления представляется несколько преувеличенной, надо понимать, что чем сильнее у страны армия, тем меньше для нее существует потенциальных внешних угроз. На территории Беларуси расположен целый ряд объектов российской военной инфраструктуры, имеющих существенное значение для поддержания стратегической безопасности в Европе. В первую очередь речь идет о радиолокационной станции под Барановичами, входящей в систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Она предназначена для раннего обнаружения стартов баллистических ракет, в частности с территории Европы и из акватории Северной Атлантики, она за сутки может сопровождать до 3000 космических объектов. РЛС поставлена на боевое дежурство в 2002 году и отслеживает небо практически над всей Европой. Хотя в последние годы Россия ввела в строй две РЛС СПРН нового типа на своей территории (в Ленинградской области и в Краснодарском крае), станция в Барановичах все равно имеет большое значение для обеспечения безопасности страны. Еще одним российским военным объектом на территории Беларуси является пункт управления подводными лодками в Вилейке (он носит название 43-й узел связи ВМФ). Станция в Вилейке предназначена для ретрансляции сигналов на сверхдлинных радиоволнах на российские подводные лодки, находящиеся в Центральной и Северной Атлантике. Она введена в строй еще в 1964 году. 6 января 1995 года было подписано российско-белорусское соглашение о передаче объекта в безвозмездное пользование России на 25 лет. С 1998 года действует программа «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации». В настоящее время в соответствии с ней в России обучаются около 100 офицеров и примерно 400 курсантов ВС РБ. Еще одной формой военного сотрудничества является предоставление Россией своих полигонов для подготовки военнослужащих белорусской ПВО. Это полигоны Ашулук в Астраханской области и Телемба в Бурятии. В небольшой по территории Беларуси, над которой к тому же проходит множество воздушных трасс, возможностей для проведения учебных стрельб ЗРС ПВО просто нет, поэтому пользование российскими полигонами критически важно для белорусских зенитчиков. Наконец, важнейшей формой сотрудничества вооруженных сил двух стран являются совместные учения. Достаточно вспомнить последние из них, «Запад-2009», в которых было задействовано 6,5 тыс. белорусских и 6 тыс. российских военнослужащих, 228 танков, около 470 боевых бронированных машин, 234 самоходных и буксируемых артиллерийских орудий, минометов и РСЗО, 63 самолета и 40 вертолетов. Предполагается, что такие учения будут проводиться раз в два года. Важнейшей составляющей российско-белорусских отношений является военно-техническое сотрудничество. Основу поставок, которые ВПК Беларуси осуществляет для ВС РФ, составляют пилотажные системы, навигационные приборы, средства спутниковой и космической связи, радиостанции, антенные устройства, стационарные и бортовые вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, оптико-механическое, сборочное и контрольное оборудование для производства сверхбольших интегральных схем, оборудование для производства прецизионной оптики, изделия химической промышленности, электронной техники и оптики, большегрузные колесные шасси, прицепы и полуприцепы. В качестве примера можно привести поставки автомобильной техники. МБР «Тополь» и «Тополь-М», составляющие сегодня основу РВСН России, размещаются на шасси «МАЗ-7310» и «МАЗ-7917». А элементы (локаторы, пункты управления, сами ракеты) ЗРС С-300, которыми укомплектованы войска ПВО как России, так и Беларуси, устанавливаются на шасси «МАЗ-543». То есть, оставшись без «МАЗов», мы, по сути, лишились бы и меча (РВСН), и щита (ПВО). С другой стороны, практически вся боевая техника, состоящая на вооружении ВС Беларуси, изготавливается в России, хотя на белорусских предприятиях создаются собственные модификации ряда российских образцов. Например, созданы новые модификации РСЗО БМ-21 «Град» (она получила название «Белград»), ЗСУ «Шилка» (ЗСУ-23-4М5), истребителей Су-27 и МиГ-29 (Су-27БМ и МиГ-29БМ). На 140-м ремонтном заводе был создан принципиально новый образец бронетехники – разведывательно-диверсионная машина 2Т. Создаются новые АСУ разного уровня, электронные и оптические системы и т.д. В числе успешно реализованных проектов – интеграция совместно разработанных и произведенных средств радиосвязи в системы автоматизированного управления войсками и оружием производства белорусского ВПК, оснащение ВС Республики Беларусь российскими средствами мобильной радиосвязи нового поколения типа «Акведук». Кроме того, Москва и Минск разрабатывают и совместные проекты в области экспорта вооружений как в страны – члены ОДКБ, так и за пределы бывшего СССР. Например, российские и белорусские предприятия совместно занимаются модернизацией легких танков ПТ-76, бронетранспортеров БТР-50П, ЗРС С-125. Эта техника уже снята с вооружения ВС наших стран, но пока еще в большом количестве имеется в странах, приобретавших оружие у СССР. Поэтому ее ремонт и модернизация представляются весьма перспективным делом. _______________ Сергей СТРЕЛЬЧЕНКО, Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России: – Союзному государству – 10 лет. За это время Союзное государство доказало свое право на существование. Се годня можно говорить о Союзе Беларуси и России как о базовой модели для интеграции на постсоветском прост ранстве. За прошедшие годы пройден достойный путь. Создана нормативноправовая база, которая служит надежной ос новой для дальнейшего двустороннего сотрудничества. Депутаты Парламентского Собрания твердо настроены решать задачи, стоящие перед исполнительным и законо дательным органами Союзного государства, трудиться на благо граждан наших двух стран, воплощать в жизнь идеи единения. Сегодня народы Беларуси и России как никогда ощущают потребность в построении Союзного государства. Суще ствует еще много сфер приложения наших усилий, требу ющих должного внимания и упорной работы, но мы увере ны в том, что начатое грандиозное дело строительства Союзного государства будет успешно продолжено. ____________________ Союзный рубеж Обустройство внешней границы Союзного государства от кризисов не зависит После распада Советского Союза границы возникли там, где их не было десятилетиями и даже веками. Однако возникли поначалу только на бумаге. Бывший заместитель председателя Главного управления пограничных войск Беларуси Александр Воинский вспоминает: – Первое командование погранвойск было назначено еще в 1991 году. На тот момент у нас была обустроена, по большому счету, только граница с Польшей. Что касается прибалтийского участка, он был полностью открыт. Его охраной в основном занималась милиция. Шла контрабанда, наблюдались массовые незаконные переходы из одной страны в другую… Только в 1993 году пограничники вышли на прибалтийское направление. И сразу столкнулись с двумя главными проблемами – нехваткой кадров и полным отсутствием инфраструктуры для несения службы. Не было жилья, зданий под заставы и комендатуры. Что уж говорить о столовых, банях, котельных... Люди, служившие в то время, сейчас с улыбкой рассказывают, что жить зачастую приходилось в обычных вагончиках. Местные власти иногда предоставляли пограничникам здания, но отдавали, как правило, то, что уже еле стояло. В общем, на границе было непросто. И вот в таких условиях в 1995 году между Беларусью и Россией был подписан Договор о совместных усилиях по охране белорусской государственной границы. Ее соответствующее обустройство было в интересах обоих государств, и это все прекрасно понимали. – По существу, белорусская граница – это единственный рубеж пограничной безопасности и фильтр транзитных и миграционных потоков от Лиссабона до Курил. Это своего рода связующее звено, мост между Западом и Востоком. По левую сторону от белорусской границы – Евросоюз, по правую – Союз Беларуси и России. Фактически наша граница – это союзный рубеж в прямом и переносном смысле. Это самая уникальная по своему содержанию граница, предназначение которой сегодня – не разделять, а связывать и объединять, – отметил в одном из интервью председатель Погранкомитета Беларуси Игорь Рачковский. Договор стал платформой для разработки первой союзной программы по обустройству границ, рассчитанной на 1996-2001 годы. На ее реализацию из союзного бюджета было выделено более 220 миллионов российских рублей, которые пошли на развитие пограничной инфраструктуры двух стран. Например, в Беларуси за этот период были построены комендатура «Опса», заставы «Савейки» и «Лынтупы», погранпосты «Заболоть», «Росица», «Субботники», «Пакульня», «Крейванцы», «Друя», питомник на 100 служебных собак в Сморгони и много других объектов. За первой программой последовала вторая, более масштабная. На нее было выделено уже 2,5 миллиарда российских рублей. Примерно половину этой суммы направили на обустройство белорусско-прибалтийского участка границы. Так, было построено три комендатуры («Гудогай», «Вороново» и «Поречье»), четыре заставы («Бигосово», «Соничи», «Плюсы» и «Лоша»), два пограничных поста («Привалка» и «Первомайское»), реконструирован военный госпиталь погранвойск на 150 койко-мест. Таким образом, удалось оборудовать белорусскую границу с Латвией и Литвой почти на 60 процентов. Завершить этот процесс должна третья союзная программа, которая стартовала в 2007 году и рассчитана до 2011 года. Программа работает, и, как отмечают обе стороны, работает без сбоев. Только в этом году на территории Беларуси введено в эксплуатацию четыре объекта (общежитие, пневмонасосная станция, пункт питания, административное здание). До конца года должно завершиться строительство двух пограничных постов. Уже начато строительство еще двух объектов и разработана проектно-сметная документация на восемь объектов. Так что работа на границе не прекращается. – Еще не было такого, чтобы средства, предусмотренные программой, не выделялись. И не было такого, чтобы эти деньги не использовались по назначению, – говорит заместитель председателя Госпогранкомитета Беларуси – начальник главного управления материально-технического обеспечения Анатолий Лаппо. – Работы ведутся без срывов, все объекты сдаются в срок. Экономический кризис на нас пока никак не отразился. Почему? Руководство Союзного государства понимает, что дело не в обустройстве только белорусской границы или только российской границы. Мы обустраиваем именно границу Союзного государства. Помимо улучшения инфраструктуры союзная программа предусматривает возможность подготовки и переподготовки кадров. Так, сегодня очное и заочное обучение в учебных заведениях Российской Федерации проходят несколько десятков белорусских военнослужащих. Не без помощи программы белорусские пограничники смогли закупить во Франции вертолет «Экюрель». Эта малошумная машина позволяет подобраться незамеченным к объекту наблюдения на 200-метровую дистанцию. Другие вертолеты слышны уже за четыре километра. На час полета «Экюрелю» требуется всего 220 литров керосина, тогда как его предшественникам – все 800. Да и весит он в четыре раза меньше аналогов. – Один французский вертолет стоит 2 миллиона евро. Однако благодаря экономичности он себя окупит, – считает начальник авиационной службы Погранкомитета Петр Журавский. – В следующем году планируется закупка еще трех «Экюрелей». Помимо этого союзная программа предусматривает развитие систем связи на границе и автоматизации управления, а также инженерное оборудование границы. Работа по данным направлениям тоже ведется. Так, закуплено оборудование на 16 комплексов средств автоматизации системы пограничного контроля пунктов пропуска через государственную границу. Из них семь уже введены в эксплуатацию, а девять находятся в стадии монтажа. Обеспечено прикрытие оперативно важных направлений и путей обхода флангов пунктов пропуска через границу сигнализационными комплексами… _________________ Далекие – близкие Белорусские организации в России объединяют усилия в деле сохранения национальных традиций за пределами исторической родины огласно последней переписи населения, произведенной в 2002 году, в России проживают 814,7 тысячи белорусов – это 2,9% от всего населения страны. Тем не менее различные оценки на сегодняшний день говорят о гораздо большем числе – о 2 миллионах человек. Белорусская диаспора в России имеет свою долгую историю и колоссальный опыт сохранения своих культурных традиций за пределами Беларуси. Беречь и укреплять связь с исторической родиной всегда помогало объединение усилий. Сегодня белорусская диаспора в России имеет более 80 собственных общественных организаций. Это огромная, единая и многоуровневая структура, включающая в себя 20 национально-культурных автономий, культурно-просветительские общества, культурные центры и землячества. Активная деятельность соотечественников не остается незамеченной на исторической родине. Председатель Совета ФНКА «Белорусы России» Ф.П. Ковриго, председатель Совета НКА «Беларусь» в Республике Коми А.С. Крупенько и председатель Совета НКА «Калининград- ское землячество белорусов» М.И. Гриб награждены медалью Франциска Скорины Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. Главным направлением в работе организаций остается разноплановая работа по сохранению белорусского языка и популяризации белорусской культуры, в особенности среди молодого поколения белорусов, проживающих в российских городах. Во многих национально-культурных автономиях есть свои музыкальные ансамбли белорусской народной песни. Сегодня в России действует около сотни таких коллективов: «Кiрмаш» в Москве, «Лявонiха» в Кемеровской области, «Дзiва» в Сочи и многие другие. Они покоряют публику не только многообразием родных напевов, но и яркостью национальных белорусских костюмов. В октябре этого года проблемы белорусской диаспоры в России обсуждались на конференции в Москве. Ее участниками не раз поднимался вопрос о необходимости популяризации белорусской литературы в России. Первые серьезные шаги уже сделаны: в Ярославле открыт Музей Максима Богдановича, в Татарстане – Музей Янки Купалы. Еще одним важным направлением в дальнейшей совместной работе должно стать формирование единого информационного пространства белорусов России. О своем опыте на конференции рассказали белорусы Ижевска. По словам Николая Украинца, руководителя Республиканской общественной организации «Общество белорусской культуры в Удмуртской Республике «Батьковщина», сегодня белорусским землячествам оказывается серьезная поддержка со стороны ижевских СМИ. Заместитель Генерального секретаря Союзного государства Василий Хрол отметил, что сегодня очевидно положительное и весьма серьезное влияние белорусской диаспоры в России на развитие интеграционных процессов между нашими странами. «Приближается 8 декабря – 10-летие подписания Договора о создании Союзного государства, и я думаю, что белорусская диаспора скажет по этому поводу громкое слово. Конечно же, хочется особенно надеяться на молодежь, на проведение патриотических мероприятий на уровне учебных заведений», – заявил Василий Хрол. __________________ КИРИЛЛ, Патриарх Московский и всея Руси: – Распад СССР не только дестабилизировал социально-экономическую и политическую жизнь входивших в него республик, но и едва не стал причиной возникновения вражды между братскими славянскими народами. Однако руководителям Российской Федерации и Республики Беларусь удалось выправить ситуацию и принять судьбоносное решение о создании Союза двух государств. Более того, к нему определенно подталкивала воля обоих народов. И современное развитие наших братских государств показывает, что потенциал Союза Беларуси и России представляет собой ощутимую силу. Идея Союза двух государств имеет огромное консолидирующее значение, поскольку ее поддерживает большинство населения во всех социально-демографических, территориальных и электоральных группах. И сегодня мне хотелось бы призвать всех политиков и все наши элиты и в России, и в Беларуси: дорожите этим Союзом, который создан в согласии с народной волей, с нашим согласием, который благословляется Православной Церковью! Помните о том, что никакие соображения мелкой политической и экономической выгоды не могут быть поставлены рядом с нашей вековой и общей историей и нашим общим будущим. При всем этом мы должны ясно понимать, что существуют суверенитеты государств, мы должны уважать суверенитет каждой из республик бывшего Союза, мы должны поддерживать национальное государственное достоинство и одновременно сохранять то единство, которое только и способно обеспечить наше совместное процветающее будущее. _______________ Белорусский мотив Уже более десяти лет в России известен белорусский фольклорный ансамбль «Кiрмаш» Среди тех, кто сегодня, живя в России, бережет в душе частицу родной духовности, люди самых разных профессий и занятий: писатели и художники, ученые и музыканты… И каждый вносит свою лепту в это нелегкое общее дело. Ирина Копчинская, член Совета РКНА «Белорусы Москвы», занимается изучением и сохранением песенного наследия белорусского народа, а также реконструкцией белорусского народного костюма. – Ирина Германовна, как возник ваш интерес к белорусской музыке? – Исторически сложилось так, что целое поколение людей в России воспринимали белорусскую песню, исключительно ассоциируя ее с творчеством государственного белорусского ансамбля «Песняры». Но этнографическое наследие белорусов чрезвычайно велико, и творчество известного ансамбля не охватывает все многообразие нашего национального песенного богатства. Знаменательным для меня стало знакомство с творчеством фольклорной группы «Литвины» и ее художественным руководителем Владимиром Берберовым. Для меня стало открытием совершенно иное представление об исконной белорусской песне. Захотелось самой исполнять эти песни. Мои корни – в Западной Беларуси, на Гродненщине. Поэтому во многом мне помогали мои детские воспоминания об исконной белорусской культуре, которую я могла наблюдать, когда меня часто возили на землю предков. – Как возник ваш ансамбль? – Ансамбль «Кiрмаш» существует с 1997 года. Все участники либо родились в Москве, либо давно приехали сюда, но при этом не утратили душевной связи с родной землей. Собирались в домашних условиях, разучивали песни. Вскоре мы поняли, что хотим нести наше искусство людям. Параллельно я стала посещать семинары по белорусскому языку в МГУ. Я занялась вокалом: начала петь в Украинской хоровой капелле в Москве. Украинская песня наряду с белорусской звучала в домах моих родных, живших на Украине. А песни белорусско-украинского пограничья и вовсе жили в душе. Сегодня наш ансамбль – участник и дипломант многочисленных фестивалей, таких как «Москва – город мира», «Созвездие дружбы», «Московский хоровод», «Хоровод Дружбы», II Всероссийского фестиваля-конкурса хоров им. Кошица. – Как разрабатывался репертуар? – Первым и наиболее надежным источником я посчитала непосредственный контакт с людьми, которые, приехав жить в Москву, сохранили память о музыкальной культуре Беларуси. Знаменательной для меня стала встреча с Алесей Адамовной Бабарека, которая приехала в Москву в середине 1960-х годов. По детской памяти она напела мне песни из репертуара своей матери, которая, в свою очередь, покинула Беларусь в 1930-е годы. Как позднее оказалось, при работе с текстами этнографических сборников белорусскими по происхождению оказалось только семь песен. Постепенно я определилась с выбором, ориентируясь на записи белорусских этнографов. С самого рождения в Москве меня окружала русскоязычная среда. Но всегда интересовало, откуда взялась моя фамилия (я – урожденная Губаревич), где мои корни? Душа и сердце предопределили мою страсть к белорусской музыке. – Параллельно вы стали заниматься изучением белорусского национального костюма и изготовлением костюмов для солистов ансамбля… – Да, те костюмы, которые вы можете видеть на наших выступлениях, – это копии костюмов, представленных в этнографических музеях Беларуси и России. Поиск соответствующей фактуры, цвета занимает порой годы. Ориентиром для меня стал период конца XIX – начала ХХ века. Образцом послужила старая фотография 1887 года, на которой была запечатлена моя прабабушка в национальном костюме. – Но что является для вас стимулом для продолжения творческой деятельности в столь нелегкое время? Энтузиазм? – Да, коллектив существует на абсолютном энтузиазме, без финансирования. Казалось бы, мы недолго должны были так просуществовать. Но программы Комитета межрегиональных связей, Федерации мира и согласия, Ассамблеи народов России, творческих центров Москвы воодушевляли нас. За годы существования мы стали дипломантами различных конкурсов, смогли показать свое творчество зрителям в Польше, Италии. В 2007 году нам была вручена благодарность посла Республики Беларусь в Российской Федерации Василия Долголева. А в этом году мы стали лауреатами Всероссийского фольклорного фестиваля «Хранители наследия России». Конечно же, поддержка национальной автономии «Белорусы Москвы» нас очень воодушевляет и позволяет донести идею сохранения нашей культуры с уверенностью в значимости наших бескорыстных усилий.