Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Патриарх Кирилл:

Я ощущаю себя Патриархом народа, вышедшего из единой Руси

Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Беларусь стал еще одним ярким свидетельством неразрывных духовных связей белорусского, русского и украинского народов, искреннего стремления к упрочению славянского единства. Программа пребывания Патриарха в Беларуси, главной целью которой было живое и искреннее общение с белорусской паствой, оказалась очень насыщенной. Сразу по приезде в Минск Владыка Кирилл отметил прекрасную солнечную погоду в белорусской столице. Чуть позже он снова говорил о климате, но уже о межконфессиональном. При том, что Беларусь является страной с абсолютным православным большинством, в ней поддерживаются добрые взаимоотношения между всеми конфессиями. «Каждый верующий человек должен иметь возможность свободно молиться, исполнять свои религиозные обязанности. И при этом он должен строить свои отношения с другими так, чтобы общество, в котором он живет, не разделялось, а консолидировалось», – сказал глава РПЦ. По его словам, Беларусь в этом плане является образцовым примером.
Вопросы взаимоотношений государства и церкви, взаимоотношений братских славянских народов обсуждались на встрече Патриарха Кирилла с Президентом Беларуси Александром Лукашенко. «Мы верим, что потенциал православия, возможности расширения его влияния в обществе еще далеко не исчерпаны, – заявил Александр Лукашенко в ходе встречи. – Едиными усилиями нам удалось преодолеть последствия периода безверия и нигилизма. Теперь очень важно продолжить взаимодействие государства и церкви по укреплению моральных устоев общества, сохранению культурного наследия и развитию социального служения. Белорусы, познавшие цену войн и бедствий, никогда не изменят единству славянских народов, основанному на православных традициях и культуре».
Президент напомнил, что в свое время он предложил взять за основу идеологии молодого белорусского государства христианские ценности, так как они органично вписываются в менталитет белорусов. И сегодня между светской и духовной властью сложились по-настоящему партнерские отношения.
Судьба Беларуси неразрывно связана с Православной церковью. Неслучайно первые белорусские просветители Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский почитаются как святые. «Для нас сегодня важно заново открывать нашу историю и приобщать к ней молодежь, – сказал Александр Лукашенко. – Поэтому Белорусское государство берет на себя заботы о сохранении значимых для нашей земли святынь». По просьбе Церкви были воссозданы крест святой Евфросинии и рака преподобной, выделяются средства на возрождение монастырей и православных храмов. В списке добрых дел и создание точной копии драгоценного Слуцкого Евангелия, которую Президент подарил Его Святейшеству по случаю его приезда в Беларусь.
Патриарх, делясь впечатлениями от общения с Президентом Беларуси, сказал, что у них состоялся серьезный и вдумчивый диалог. «Встречи такого рода дорогого стоят, они помогают понять многое, а главное – понять то, что всех нас объединяет», – отметил Владыка Кирилл. Его визит в Беларусь после посещения им Украины неслучаен: «Я ощущаю себя Патриархом народа, вышедшего из единой Руси». И даже разделение этой земли на суверенные государства не означает разрушения единого наследия. Предстоятель РПЦ пообещал, что Церковь всегда поддержит союзное строительство и будет содействовать политическому диалогу между Минском и Москвой.
…Патриарх Московский и всея Руси – личность неординарная. Он – искусный оратор, авторитетный богослов, неравнодушный человек и настоящий патриот своего Отечества. А потому его многочисленные выступления перед общественностью и духовенством в Минске, Полоцке и Витебске находили горячий отклик в сердцах людей и побуждали к размышлению о будущем Церкви и православной веры, поискам единства и взаимопонимания между людьми.
Предлагаем вниманию читателя наиболее интересные мысли и рассуждения Его Святейшества, высказанные во время визита в Беларусь.

Я благодарю Бога за то, что Православная церковь в Беларуси, несмотря на тягчайшие обстоятельства истории, сохранила духовное воздействие на свой народ. И никакого диктата, никакой власти, силы в этом воздействии нет. Оно напоминает не раскаты грома, а тонкое дуновение ветра. И когда люди чувствуют теплый, благодатный ветер, они сами обращаются лицом к этому движению воздуха.
Как важно, чтобы церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не отождествляла себя с властью, силой, могуществом. Но имела возможность смиренно и спокойно свидетельствовать о правде божьей, которая, прикасаясь к человеческому сознанию, разворачивает личность в сторону настоящих ценностей. Если у людей сохранится способность разворачиваться этому дыханию божественной любви, им не страшны никакие глобализации, никакое влияние извне.
Возрождение православия в Беларуси, по которой некогда особо жестоко прошелся каток атеизма, сегодня имеет огромное значение для возрождения страны, ее духа, нравственного самоопределения людей. Когда мы говорим о нравственном самоопределении личности, мы говорим о таком нравственном выборе, который соответствует совести человека.
Каждый человек создан Богом свободным, и эта свобода в первую очередь обеспечивает способность отличать добро от зла. И кто может быть самым грозным судьей человека, как не сам человек, не его совесть?
Церковь призвана оберегать этот тонкий инструмент – человеческую совесть, призвана вдохновлять людей на то, чтобы ни при каких обстоятельствах они этот голос в себе не заглушали.
В современном мире очень легко заблудиться, система ценностей перемешана. Часто правда мешается с ложью, человеку трудно понять, где правда, а где ложь, в каком направлении двигаться. И тут особенно важно понимать эту систему ценностей, в которой мы живем и которая является для нас самым важным фактором, определяющим нашу религиозную и национальную принадлежность.
Необходимо помнить, что стабильным и перспективным может быть только то общество, в котором болезнь называется болезнью и подлежит лечению, а здоровье называется здоровьем и должно вызвать у людей желание быть здоровым. В обществе, которое называет белое черным, а больного воспринимает как образец для подражания, будущее личности и народа оказывается под угрозой.


Ни одна страна не называлась святой, а Русь называлась Святой Русью. Откуда это словосочетание? Некоторые говорят: на Руси было много храмов. Но достаточно проехать по Западной Европе и убедиться, что храмов и монастырей там не меньше, чем было на Руси. Святая Русь – это духовно-нравственный идеал, который включал в себя главенство духовного над материальным. Наши благочестивые предки воспринимали материальные условия жизни как необходимые, но нужные именно для того, чтобы поддержать духовную доминанту жизни. Так и жила веками Святая Русь: князья, менявшие порфиру на схиму и ратное поле – на монастырь; святители, ставившие во главу угла смирение и правду, а с ними и весь русский народ, полагавший материальное благополучие не самоцелью, а вспомогательным средством поддержания земного бытия.
Люди не устремлялись к богатству, хотя и не чурались этого. Люди не устремлялись к тому, что сделало бы их успешными в этой жизни, хотя и не чурались успеха. А к чему устремлялся народ? К тому, чтобы достичь идеала святости. Ясно, что в истории никогда не бывает, чтобы идеалы достигались в полной мере, и только, может быть, отдельным героям духа удавалось это сделать. Но то, что святость была национальным идеалом, очень сильно отразилось на всей нашей истории. Возможно, именно это обстоятельство спасло нас от страшного атеистического разгрома. Трудно представить, как повели бы себя в этих условиях любая другая страна, любой другой народ. Сегодня люди в богатых странах теряют веру. Стоят пустыми величественные соборы во многих европейских столицах, потому что святость и даже идея перестали быть доминантой жизни. Доминантой стало достижение материального благополучия, комфорта, власти, денег. Потому и храмы опустели без всякого внешнего давления.
Мы с вами сохранили веру в условиях гонений. Сохранили ее не только потому, что те или иные люди оказались мужественными, но и потому, что нравственной, духовной силой Православия проросла вся наша культура. Когда священники не могли проповедовать, проповедовало искусство, музеи с их иконами.


Беларусь расположена между Россией и западным миром. Православная страна, где мирно уживаются и другие религии, несет на себе печать самой западной части Святой Руси, пограничной зоны. Она соприкасается с другими мирами и другими цивилизациями. Не всегда в истории это соприкосновение было легким. На долю белорусского народа выпало множество испытаний. Только XX век ознаменовался немецкой оккупацией во время двух мировых войн, политическими репрессиями сталинской эпохи, чернобыльской катастрофой. Но дух народа не удалось сломить. Народное терпение и трудолюбие, воспитанные на христианских идеалах самопожертвования и любви к ближнему, смогли пересилить последствия всех этих катастроф.
Я хотел бы процитировать замечательного белорусского писателя Максима Богдановича: «Трудолюбивая пчела умеет собрать мед из горьких цветов». Такова судьба и Беларуси. Даже с горьких цветов этих межгосударственных, межцивилизационных конфликтов народ, ориентированный на подлинную систему ценностей, умел собирать мед.
Как пастырю мне хотелось бы в первую очередь отметить духовные успехи белорусов в росте религиозного сознания, в увеличении количества храмов, в обращении интеллигенции в церковь, в способности вести диалог в современном обществе. Но хотелось бы сказать и о других достижениях. Беларусь не имеет богатых минеральных ресурсов, здесь не существует никакой тотальной системы налогообложения населения. Все основано на трудолюбии, трудовой культуре и свободном волеизъявлении белорусов. Несмотря на критику извне, в стране существует высокая степень общественного согласия. Белорусы – один из самых миролюбивых народов Европы. Мягкие сердцем, с доброй улыбкой, со способностью не отвечать злом на зло.
В слове Беларусь есть название цвета, который всегда был символом чистоты, мира, духовности. Однако позвольте заметить, что именно на белом цвете отчетливее всего видны пятна. Вот почему белый клобук венчает голову самых ответственных иерархов церкви. Чтобы они помнили, что даже самое маленькое темное пятнышко на белом фоне будет заметно для окружающих.
Беларусь – это особое место Святой Руси. Пройдя через испытания, она сохранила свою подлинность, свою веру и во многом может быть примером для других. Но для этого очень важно сохранить чистоту белого цвета. И мы должны постоянно помнить о том, какими непомерными трудами, какими страданиями в истории сохранялся этот белый цвет.


Белорусы, россияне, украинцы, молдаване – мы не только братья по вере, но и по национальному самосознанию, по общей системе ценностей.
Историческая тема народов, вышедших из Киевской купели крещения, отражена во всех сферах культуры, просвещения. В Беларуси находится один из трех Софийских соборов Древней Руси – монументальный памятник архитектуры, построенный в XI веке в Полоцке при князе Всеславе. София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая – это, с одной стороны, своеобразные маяки, которые освещают общее наше пространство. С другой – крепостные стены, свидетельствующие о единстве этого духовного пространства, о его силе и способности защищать свою самобытность. Сегодня сквозь толщу веков эти храмы напоминают нам завет предков о братстве, единстве, взаимопомощи. Все вторично. Первична наша общность, и с нее надо строить политику. Различные конфликты, попытки разделить нас, посеять вражду не смогли сломить волю братских народов к единению. История взаимоотношений народов России, Беларуси и Украины похожа на жизнь трех взрослых братьев. Каждый из них имеет свой дом, свою семью, свои собственные интересы, свое хозяйство. Но ведь каждый осознает, что только вместе они смогут противостоять всем невзгодам и двигаться вперед.
Я думаю, что наше единство – это огромной силы цивилизационный проект, и он не предназначен для того, чтобы быть ведомым. Он предназначен для того, чтобы генерировать идеи, и это сейчас происходит; он предназначен для того, чтобы бросать мировоззренческие вызовы, на которые другим потребуется ответить. У нас есть потенциал для развития подлинного диалога Востока и Запада. И только такой диалог приведет к построению единой Европы.


Распад СССР не только дестабилизировал социально-экономическую и политическую жизнь входивших в него республик, но едва не стал причиной возникновения вражды между братскими славянскими народами. Однако руководителям России и Беларуси удалось выправить ситуацию и принять судьбоносное решение о создании Союза двух государств. К нему определенно подталкивала воля обоих народов. Ведь граждане России считают белорусов не только важнейшими партнерами, но одними из самых надежных союзников среди всех стран мира. А Россия для белорусов – это дружественное государство, с которым на протяжении веков установились прочные нити взаимоотношений во всех областях жизни.
Идея Союза двух государств имеет огромное консолидирующее значение, поскольку ее поддерживает большинство населения. Для этого не нужны никакие социологические исследования, все на поверхности. Мне бы хотелось призвать всех политиков и в России, и в Беларуси дорожить этим Союзом, который создан в согласии с народной волей, который благословляется Православной церковью. Помнить о том, что никакие соображения мелкой политической и экономической выгоды не могут быть поставлены рядом с нашей вековой общей историей и нашим общим будущим.
Если потеряем Союз, проиграем и экономически, и политически. Проиграем не только как народы и государства, но и как личности. И может, Бог будет судить нас за это забвение заповеди Святой Руси.

Евгений КОНОНОВИЧ,
Светлана ДЕДИНКИНА