Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


От общих правил – к единым стандартам

Системам образования наших стран необходимо дальнейшее сближение

Первого сентября школы и вузы России и Беларуси открыли двери своих классов и аудиторий. Чем порадует нынешний учебный год наших учеников и студентов? Какие очередные шаги будут сделаны на пути формирования единого образовательного пространства наших стран? Об этом рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ. – Первый осенний день, когда дети в праздничных нарядах заполняют учебные классы и аудитории, – это большой государственный праздник для всех граждан Союзного государства. День, когда каждый может убедиться в реальной заботе государства о повышении уровня образования его граждан. Несмотря на трудности, вызванные мировым кризисом, наши государства всегда находят и будут находить средства для того, чтобы дети и молодежь, да и вообще любой житель мог учиться – было бы желание.
Республика Беларусь, как и Россия, взяла курс на инновационное развитие экономики, и идти в этом направлении без опоры на качественную систему образования невозможно. Поэтому и сохраняется добрая традиция, чтобы 1 сентября ученики как в столице, так и в самых отдаленных уголках страны приходили в отремонтированные, обновленные классы.
Каждый год вводятся в строй новые детские сады, школы, а иногда и корпуса новых вузов. Например, в нынешнем году в Беларуси откроются 16 объектов образования. Для ремонта школ привлекаются в основном бюджетные средства. Деньги в первую очередь идут на выполнение работ, от которых зависит безопасность зданий, а значит, и учеников. В этом году из республиканского и местного бюджетов на ремонт выделено 464,9 млрд рублей (около 170 млн долларов США). И это в кризисный год! А вот косметический ремонт школ может вестись с привлечением средств школьных попечительских советов. И чтобы школьники больше ценили труд взрослых, в таких работах принимают участие и ученические бригады. Но все-таки главное в оценке работы учреждений образования – не внешнее оформление, а качество получаемых в них знаний.
Я сам в школах бываю каждый год, и не один раз. Как и всех, меня тревожит уменьшение числа школьников в отдельных деревнях и поселках. Кое-где малокомплектные школы на селе закрываются. Понимаю, что там, где обучаются три-четыре ученика, невозможно качественно организовать учебу, что переоборудование зданий с печным отоплением может обойтись дороже, чем строительство новых. А вот душа этого все равно не принимает. С другой стороны, радует, что ни один ученик не пострадал от реорганизации: в деревнях, где закрыты школы, детей подвозят до ближайшего образовательного учреждения. В 2008 году для этого закуплено почти 700 школьных автобусов.
Коль мы строим Союзное государство, наши образовательные системы должны быть не просто схожи – максимально близки. Нам есть что позаимствовать друг у друга. Сегодня, работая над проектом кодекса об образовании, белорусские парламентарии сверяют свои шаги с теми, которые предпринимали в свое время для разработки аналогичного кодекса российские депутаты. Замечу, что и раньше, работая над законами о высшем и общем среднем образовании, мы исходили из опыта России.
В будущем мы планируем, по опыту России, опробовать практику подачи заявлений на электронном носителе сразу в несколько вузов. Полезным для нас может оказаться и такой российский опыт, как перечисление бюджетных средств на счет вуза, в который поступил абитуриент.
А вот что касается самого централизованного тестирования (ЦТ), то здесь уже опыт Беларуси может быть полезен россиянам. У нас в стране к нему абитуриенты и их родители уже привыкли и, что немаловажно, признали его. Жалоб на правила проведения ЦТ, как и на нарушение порядка тестирования, в последнее время нет. Да и лазеек для коррупции уже фактически не осталось. Основа централизованного тестирования, несомненно, должна сохраниться. Но это вовсе не означает, что правила поступления не будут совершенствоваться.
Цель ЕГЭ и ЦТ, несмотря на различие в содержании, по сути, одна – обеспечить справедливость при поступлении в вуз. Здесь полезен обмен опытом. Есть еще одна общая проблема: как за баллами не пропустить «живой» талант. Ведь в ряде случаев личностные характеристики абитуриента не менее важны, чем сведения о знании учебного предмета.
Работа по формированию единого образовательного пространства, начатая в предыдущие годы, в этом году продолжается. Расширены союзные программы по линии образования, увеличено количество общих мероприятий, есть и новые идеи.
Например, для того, чтобы люди в наших странах могли получать образование, не переезжая из одного государства в другое, можно практиковать дистанционное образование. Первые шаги уже сделаны: некоторые вузы Беларуси и России предоставляют услуги по дистанционному обучению. Думаю, постепенно такую систему смогут освоить большинство белорусских и российских вузов.
Также считаю, что нам необходимо согласовать единые образовательные стандарты обучения, чтобы наши ребята, переезжая из России в Беларусь и наоборот, достаточно просто включались в учебный процесс на новом месте.
Безусловно, ни мы, ни россияне не собираемся слепо копировать все идеи и все нормы законодательства друг друга, относящиеся к системе образования. Однако главные принципы и подходы будут неизбежно перекликаться, ведь это на сегодня насущная необходимость. Наши рынки труда находятся рядом и взаимно открыты, наши люди активно перемещаются через границу, трудоустраиваются в союзной стране, поэтому очень важно максимально сблизить наши образовательные системы. Надеюсь, что нынешний учебный год и в Беларуси, и в России станет годом дальнейших серьезных шагов на пути формирования единого образовательного пространства наших стран.