Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Наше безусловное завоевание

Конструкция основного документа страны устойчива и вместе с тем имеет потенциал для совершенства

В последние дни завершившейся сессии Госдума приняла законопроект об антикоррупционной экспертизе правовых актов, который вызвал оживленный резонанс в обществе. Насколько этот документ дееспособен в борьбе с коррупцией и как он отразится на законодательной работе парламента – с этих вопросов и началась беседа корреспондента «СВ» с председателем Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром ПЛИГИНЫМ. – Чем новый антикоррупционный законопроект отличается от предыдущих подобных документов?
– Согласно принятому  законопроекту, наряду с государственными организациями (в том числе Генпрокуратурой, Минюстом) право проводить собственное исследование законопроектов получают граждане страны. Если в документе будут обнаружены статьи, которые, по мнению проверяющих, способствуют коррупции, то меры будут приняты на государственном уровне. Коррупция будет пресекаться в самом зародыше.
– Несомненно, этот законопроект послужит укреплению российской государственности и заложит качественно новые основы для развития гражданского общества. Но все эти меры рождаются в процессе жизни и не были предусмотрены в Конституции. Невольно возникает следующий вопрос: в какой мере сегодня Конституция РФ, принятая на первоначальной фазе становления нашего государства, отражает нынешние политические процессы?
– Несмотря на постоянные попытки подправить текст Конституции в соответствии с требованиями политической конъюнктуры, Основной закон все эти годы оставался неизменным. Изменение сроков полномочий Президента РФ и депутатов Госдумы, а также обязанность ежегодного отчета Правительства РФ перед Госдумой были сделаны вне нарушений конституционных норм и ни в коем случае не свидетельствуют о том, что Конституция не соответствует новым политическим реалиям. Не надо забывать, что она сыграла огромную роль в становлении и сохранении российской государственности. Вспомните, что в 1993 году этот вопрос стоял чрезвычайно остро. Государство могло бы погибнуть в пучине хаоса и междоусобиц за власть. Именно Конституция спасла Россию как государство и сегодня является гарантом ее государственности. Она помогла найти компромисс между различными политическими силами и стала базой так называемого общественного договора, столь необходимого тогда для стабилизации общества.
Хочу подчеркнуть, что согласно Конституции, Российская Федерация была и остается президентской республикой, где институт президентства является тем стержневым звеном, который связывает все другие государственные структуры в динамично функционирующую политическую систему. При этом успешно совмещаются и действуют принципы парламентаризма, которые выражены в наделении большими полномочиями Федерального Собрания. Госдума, как известно, дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ и решает вопрос о доверии Правительству страны.
– А Совет Федерации – утверждать Генерального прокурора и судебную власть. Действительно, в последнее время полномочия законодательной власти имеют тенденцию к расширению, и многие политики поговаривают о том, что на смену президентской республике идет парламентская республика.
– Процесс демократизации в стране набирает силы, растут полномочия парламента страны. Теперь только партия, победившая на региональных выборах, будет предлагать главе государства кандидатуры будущих региональных руководителей. На выборах в Госдуму партии, набравшие от пяти до семи процентов голосов, будут получать один или два депутатских мандата. Кроме того, мы законодательно закрепили гарантии равенства освещения работы парламентских партий в государственных СМИ. Представительные органы местного самоуправления получили право удаления в отставку глав муниципальных образований. Поправками в регламент Госдумы расширены возможности участия Общественной палаты в законотворческой деятельности. В апреле, в соответствии с Конституцией, впервые состоялся отчет Правительства РФ о результатах деятельности. Как видите, перечень мер, расширяющих возможности парламента, не может не впечатлять. Но тем не менее расширение полномочий парламента не означает, что произойдет трансформация в сторону парламентской республики. Сегодня это не отвечает задачам страны, главная из которых – построение демократического федеративного правового государства. При этом многие политики, приверженцы радикальных конституционных изменений, должны понимать, что все основные базовые конституционные принципы находятся в стадии развития, а не в стагнации. То есть конструкция основного документа страны достаточно устойчива и одновременно имеет огромный потенциал для совершенства, и нет никакой нужды ее менять.
Необходимо, чтобы государственность и Конституция, как ее правовое средоточие, воспринимались россиянами как бесценное завоевание. Пусть это звучит высокопарно, но это отражает реальную суть нашей жизни. Потому что потерявший государственность народ ввергается в пучину разнообразных бедствий, как материальных, так и культурных, духовных, нравственных. И в конечном итоге перестает существовать. И потому другие задачи подчинены этой основной цели и как бы являются вспомогательными для нее. Я считаю, что никаких задач, связанных с так называемым понятием кардинального обновления Конституции РФ, не существует.
– Не означает ли это, что принцип совершенствования форм российской государственности подомнет под себя права и свободы граждан?
– Глава 2 Конституции РФ посвящена правам и свободам граждан. И здесь в рамках сохранения российской государственности можно поставить задачу воспитания не только свободного, но и конкурентоспособного человека. Права и свободы, данные нам в Конституции, должны быть направлены на совершенствование личности, на ее образование, на получение достойной профессии. Приобретенный интеллектуальный капитал даст возможность повысить социальную конкурентность и материальный статус человека в обществе. Вместе с тем хотелось бы отметить, что критерием деятельности государственных органов должно стать их стремление к поощрению активности каждой личности в отстаивании своих гражданских и социальных прав. Любое пренебрежение в этой сфере следует рассматривать как повод для отставки руководства органа власти.

– Сегодня в период кризиса все больше разговоров и мнений о формах собственности. Есть даже предложения отдельных политиков о национализации частных предприятий, о так называемом огосударствлении экономики.
– Если мы говорим о базовой экономике, где наиболее распространенной формой выступает собственность, в которой должно участвовать подавляющее большинство населения, то такие прожекты являются неоправданными. Оправданной остается перспектива развития института частной собственности, как равной всем другим формам собственности. В Основном документе заложен потенциал для развития и осмысления равенства форм собственности. И мудрость авторов нашей Конституции, на мой взгляд, состоит в том, что в пункте 2 статьи 8, где говорится о защите и признании форм собственности, на первое место была поставлена частная собственность как политическая задача, которую нужно было решить. И ее никто не отменял.
– И все же вернемся к вопросу об изменении Конституции. В частности, меня интересует вопрос ее защищенности от волевых поправок отдельных политических лидеров.
– Конституция РФ сама по себе является небольшим документом, там всего 137 статей и 2 раздела. При этом существует три главы Конституции, которые рассматриваются в особом порядке, это положение глав 1, 2, 9. Первая глава касается основ конституционного строя, вторая – прав и свобод граждан, глава девять – конституционных поправок и пересмотра самого документа. Эти главы носят фундаментальный характер и не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для того чтобы там что-то изменить, необходим созыв Конституционного собрания, решения которого должны быть поддержаны двумя третями голосов. Потребуется также поддержка обеих законодательных палат. Потом этот вопрос выносится на всенародное голосование граждан, референдум. Поправки же в главах с третьей по восьмую принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Помимо этого решение должно быть поддержано регионами (две трети субъектов РФ). Не так давно этот механизм был задействован при принятии соответствующих изменений сроков полномочий депутатов и президента, а также предоставлении Госдуме права заслушивать отчеты Правительства о принимаемых антикризисных мерах. Поскольку предложенные изменения не затрагивали основополагающие главы Конституции (первая, вторая и девятая главы Основного закона особенно жестко защищены от перемен), то для их превращения в законодательную норму было достаточно одобрения двумя третями голосов членов законодательных органов власти в Российской Федерации. Я хотел бы обратить ваше внимание на сочетание двух механизмов в Конституции. Незыблемого фундамента и гибкой надстройки, которая способна адаптироваться к новейшим политическим тенденциям в обществе и тем самым сохранять свою актуальность. Механизм, заложенный в Конституции, по защите ее фундаментальных устоев является жестким, сложным и, я бы подчеркнул, намеренно сложным, чтобы оградить документ от необдуманных изменений. С другой стороны, в конструкции существует определенная гибкость, применимая к возможностям, которые касаются внесения поправок по вопросам, не затрагивающим глубинной сущности государства. Сочетание двух механизмов дает Конституции стабильность и восприимчивость к меняющимся политическим реалиям.
– Способна ли партия «Единая Россия» как общественный организм защищать и развивать прогрессивные конституционные основы страны и генерировать идеологию на уровне национальных интересов?
– Создана комиссия по работе над новым проектом Программы партии, которая должна соответствовать задачам развития гражданского общества и государства, отражать национальные интересы страны. Я как участник этой комиссии могу сказать, что работа над проектом идет очень напряженная. Уверен, что этот документ сыграет позитивную роль для формулирования задач партийного строительства с привязкой к вопросам развития российской государственности. «Единая Россия» – это партия конституционного большинства, или, как ее называют в народе, «партия власти», а потому все ее члены должны понимать, что каждый из них несет ответственность за развитие государственности. Сегодня есть все основания говорить, что наша партия – это не предвыборный блок, а действующая организация, которая работает повседневно, решая насущные проблемы людей практически во всех уголках нашей необъятной страны. О том, что она действительно отражает интересы большинства наших граждан, свидетельствует ее устойчивый рейтинг в регионах и существенное увеличение ее сторонников и новых членов партии. Партия постоянно получает достаточное число голосов избирателей, и мнение, что партия непривлекательна, не имеет под собой почвы. Люди, которые вступают в нашу партию, обозначают тем самым свою активную позицию в жизни и демонстрируют желание быть сопричастными к развитию общества. В «Единой России» они видят реальную возможность для реализации своего интеллектуального потенциала. Задача партийного актива, с моей точки зрения, – продолжать развивать влияние партии на массы и не останавливаться на достигнутых результатах, чтобы не превратиться в бюрократическую структуру.
– Позвольте отвлечься от сложных политических терминов и юридических норм и поинтересоваться у председателя столь серьезного комитета: остается ли вообще время на хобби или занятия для души? К примеру, некоторые политики коллекционируют марки или выращивают кактусы…
– Я не выращиваю кактусы, хотя от своих приятелей знаю, что это интересно. Существует ряд личностных недовыполненных задач, и одна из них – стремление глубже понять историю нашей страны, изучить деятельность выдающихся личностей различных эпох, для чего с увлечением читаю историческую литературу. Люблю также путешествовать. Стремлюсь увидеть то, что не удалось узнать в свое время. Нередко провожу свободное время со своими детьми. Старший, правда, уже не посвящает родителей в круг своих увлечений, а младший, которому девять лет, активно пытается вовлекать нас в различные спортивные занятия. Вот теперь пытается заставить меня заниматься подводным плаванием. Я пока еще не рискнул с головой погрузиться на дно морское, но, видимо, в августе, после написания завещания, попробую.

Беседу вел
Илья АКИМОВ