Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Звездный маршрут

Экспедиции в невесомость начинаются на Земле

Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

СТУДЕНТЫ ПРОТОПТАЛИ ДОРОЖКУ

Долгие годы, еще с советских времен, мы использовали для старта орбитальных кораблей «Байконур» в Казахстане.

Теперь у России появился свой собственный звездный порт - космодром «Восточный» в Амурской области. И это тоже, можно сказать, наш совместный проект. В строительстве «Восточного» принимают участие специалисты из Синеокой. Об этом президенты наших стран договорились во время совместной поездки на космодром. Они сначала осмотрели огромную космическую стройплощадку с воздуха, а затем побывали у поистине циклопических размеров сооружения - стартового комплекса для ракет-носителей «Ангара», которые предназначены в том числе для запуска автоматических межпланетных станций. Осмотрев огромный объект, лидеры стали обсуждать планы на будущее.

- У нашей общей промышленности есть большой задел для создания спутников по зондированию Земли, для разработки плазменных двигателей. Кроме этого, мы нуждаемся в строителях, компетентных и с хорошими технологическими возможностями. В Беларуси все это не только сохранено, но и активно развивается и может быть использовано для решениях общих задач, - сказал Владимир Путин.

- Вы на белорусов можете рассчитывать, - прямо ответил Александр Лукашенко.

Владимир Путин, вернувшись в Москву, практически тут же внес в Думу законопроект, разрешающий сябрам работать на «Восточном». Депутаты оперативно его утвердили. Случай беспрецедентный - еще никогда представителей других стран не допускали на секретные объекты. Для союзников-белорусов сделали исключение, что только подчеркивает близость наших отношений.

Вскоре к работе на космодроме приступят специалисты холдинга «Белстройцентр».

Но первыми дорожку на «Восточный» уже протоптали студенты из Синеокой. Нынешним летом там трудились ребята из стройотряда «Эврика». Отбирали, как космонавтов. Обязательно - отменное здоровье и высокое профессиональное мастерство. Строгий кастинг прошли двадцать юношей и девушек. И поработали на славу. Возводили жилье для сотрудников Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, укладывали плитку, а еще поучаствовали в строительстве метеостанции.

ЛУНА НЕ ЗА ГОРАМИ

Не за горами и первый полет белорусского космонавта. Никакой оговорки - все правильно. Петр Климук и Владимир Коваленок совершили свои звездные экспедиции как представители СССР. Олег Новицкий все три своих вояжа совершил как гражданин России.

Сколько пробудет на орбите первый космонавт с белорусским паспортом, пока неизвестно. Но отряд уже сформирован и находится в подмосковном Центре подготовки. Не исключено, что основным космонавтом, как и его дублером, станут девушки. Во всяком случае, такое предположение высказал глава НАН Беларуси Владимир Гусаков. Но решающее слово скажет специальная комиссия ЦПК после всех этапов предполетной подготовки кандидатов. Старт к МКС запланирован на будущую осень. Программа экспериментов обширная:

- На станции уже работают приборы, созданные в республике, - рассказал академик НАН Петр Витязь. - Мы консультируемся с российской стороной, какая еще аппаратура потребуется. Программы зависят только от профиля специалиста, которого признают пригодным для космического полета. Это может быть медицина, биология, оптика. Все, что представляет интерес для наших стран. А дальше можно задуматься и о совместной лунной программе. Наши страны сообща ее осилят.

КОСМИЧЕСКОЕ БРАТСТВО

ПОД ПРИЦЕЛОМ КАМЕР

Американцы и европейцы отрезают нас от данных со своих спутников.

С крыши Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси хорошо видно не только Минск, но и звездное небо. Здесь огромная тарелка. Она принимает сигнал от российско-белорусской космической группировки спутников. 

- На сегодняшний день это шесть космических аппаратов «Канопус» и БКА. Они выполняют широкий спектр задач, связанных и с внешнеполитической ситуацией, и с гражданской сферой, - рассказывает директор предприятия «Геоинформационные системы» Сергей Золотой.

Американцы и европейцы отрезали нас от данных, и купить эту информацию нельзя. Можем теперь только рассчитывать на себя. Для этого создадут российско-белорусский космический аппарат с более высоким разрешением. У имеющихся спутников оно - два метра, а у него - 35 сантиметров.

- На нашем аппарате стоят две камеры: черно-белая и цветная. Первая решает задачу обновления топографических карт, а вторая следит за экологией: пожарами, загрязнениями, разработкой карьеров. 26 раз в сутки МЧС получает от нас информацию. Например, огонь ликвидирован, а как подсчитать масштаб ущерба? Послать землемера? А если там болото? А со спутника все можно спокойно промерить. Есть снимки, на которых виден рельеф дна на глубине пятидесяти метров. На новом аппарате будет еще и режим стереосъемки, благодаря которой в условиях плотной застройки исключены затенения на снимках, - говорит Сергей Золотой.

Если спуститься с неба на землю, а для этого в институте надо пройти всего пару этажей вниз, можно попасть в зал, где стоит союзный суперкомпьютер «СКИФ». Тут есть и более компактные машины, а для других, помощнее, нужно отдельное помещение. Первые программы по их созданию начались в Союзном государстве еще в 2000-м:

- Это был серьезный шаг. И результаты не заставили себя долго ждать. Мы прошли все этапы становления стран - суперкомпьютерных держав. В  рамках программы «Триада» перешли не просто к созданию суперкомпьютеров, а к решению конкретных задач в разных отраслях промышленности и в социально-экономической сфере. Например, создавали цифровые двойники, которые позволили провести исследования деталей и механизмов для промышленности и сократить количество брака на семьдесят-восемьдесят процентов, - вспоминает директор Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси Сергей Кругликов.

Благодаря программе «СКИФ-Грид» удалось создать прототип «облачных» технологий. Компьютеры по другим союзным проектам востребованы для поиска полезных ископаемых.

СИНЕРГИЯ

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО

Больше пятидесяти процентов деталей и «железа» в тракторах из Синеокой произвели в соседней стране.

Трактор «Беларус» в народе называют «Калашниковым» в мире машин. При желании разобрать и собрать неисправные механизмы сможет даже школьник, настолько это легко. А еще каждый трактор больше чем наполовину россиянин. Столько в нем российского «железа» и деталей. И еще немного математики: одно место в тракторостроении, по оценкам экспертов, создает до двенадцати рабочих мест в других отраслях. Из них российских - семь.

- Разве это плохо? - спрашивает журналистов гендиректор Минского тракторного завода Виталий Вовк. - А вот в китайском - российского ноль. Почему тогда вы их технику покупаете? Надо быть вместе, двигаться в одном направлении.

Чувствуется, наступили на больную мозоль. Гендиректор МТЗ сетует, что в первом полугодии 2021-го доля белорусов на российском рынке была 58 процентов. Китайцы поставили значительно меньше. В 2022-м сябры свою долю хоть и увеличили, но всего на три с небольшим процента (за год планируют экспортировать шестнадцать тысяч тракторов). А поставки железных лошадок из Китая, забравшихся в нишу ушедших с рынка западных компаний, выросли в три раза. А все потому, что обходятся потребителю из России дешевле.

Виталий Вовк жалуется, что из-за несостыковки законов их продукция не может участвовать в российских госзакупках. И вообще, тонна металла для «КамАЗа» стоит в два раза дешевле, чем для сябров. Они просят снизить цену хотя бы наполовину.

- Чтобы сделать ступеньку для трактора, нужно оборудование, штампы, которые стоят очень дорого. Нам говорят: хотите быть на российском рынке - выпускайте эту деталь у нас. А зачем нам переводить производство, если мы в Союзном государстве? - в голосе гендиректора звучит обида.

Впрочем, не все так грустно. Так, МТЗ сотрудничает с Алтайским шинным комбинатом, который создал для них новый комплект шин. Работают и с заводом «Борское стекло» - производителем «лобовух» для тракторов. Еще с одной российской компанией, специализирующейся на точном земледелии, аналогом американской Trimble, минчане решили вместе создавать новые продукты в этой сфере.

ПРОЕКТЫ

ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ

У Минска и Москвы есть уникальные разработки в этой сфере.

Многие наработки в области лазерной техники были утеряны в лихие девяностые, и сейчас выясняется, что они есть только на Западе. Приходится Москве и Минску наверстывать упущенное. В СГ этому посвятили три программы: «Лазерные технологии XXI века», «Прамень» и «Луч».

- Мы создали несколько лазерных источников, поставляем их в российские организации - на полмиллиона долларов в год. Многие из них - единственные в мире, - сообщает замдиректора по научной и инновационной работе Института физики имени Степанова Виталий Плавский. - Они работоспособны при любой температуре - от минус сорока до плюс шестидесяти градусов. Все комплектующие у нас или белорусские, или российские. Это позволяет полностью избежать санкций Евросоюза.

Сейчас уже завершена подготовка следующей программы - «Компонент Ф».

ЗДОРОВЬЕ

ЛЕЧЕНИЕ НА ПЯТЬ ЗВЕЗД

Сябрам теперь доступна протонная терапия в России.

Центр онкологии и медицинской радиологии имени Александрова спрятался в сосновом бору на окраине агрогородка Лесной под Минском. Оборудован по последнему слову техники. Не больница, а пятизвездочный отель. У Беларуси вообще хорошая школа онкологии. Но и тут, например, не применяют протонную терапию. Слишком дорогое удовольствие. Сеанс протонной терапии для одного пациента стоит примерно два миллиона российских рублей без учета расходов на транспорт.

- Не всегда это панацея от опухоли. Но иногда именно протонная терапия позволяет воздействовать на нее с минимальным повреждением здоровых тканей, - признается журналистам директор РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Александрова Сергей Поляков.

В России ее проводят, например, в Федеральном научно-клиническом центре медицинской радиологии и онкологии в Димитровграде. Он стал одним из участников союзного проекта «Протонная терапия», который стартовал в этом году.

- У нас есть квота. В большей степени она распространяется на детей, в меньшей - на взрослых, которые нуждаются в лечении, - объясняет Сергей Поляков. - Это решается очень просто: если у нас на консилиуме специалисты считают, что пациенту в его ситуации было бы правильно провести именно протонную терапию, мы оформляем заключение, обращаемся в Министерство здравоохранения в комиссию по отправке за рубеж. И пациент лечится за средства Союзного государства.

В этом году протонную терапию в России прошли двадцать пациентов из Беларуси. На следующий год одобрение получили 32 человека.

ПРОРЫВ

ПОЗВОНОК К ПОЗВОНКУ

Медики двух государств помогают юным пациентам.

Детей, страдающих от проблем с позвоночником, лечат по программе «Спинальные системы». С белорусской стороны в ней задействован Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии, с российской - Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Турнера из Санкт-Петербурга.

По словам директора РНПЦ травматологии и ортопедии Михаила Герасименко, в рамках программы разработали уникальные методы диагностики и лечения детей с тяжелыми врожденными деформациями позвоночника. Всего прооперировали 29 ребят. Восемнадцати пациентам помогли импланты в виде спинальных систем.

Внедрение в жизнь результатов программы позволит сократить срок лечения детей в два-три раза и снизить расходы на то, чтобы поднять их на ноги. Экономия - до 140 тысяч долларов в год. Но для этого нужно продолжить проект.