Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Геннадий ДАВЫДЬКО:

«СМИ должны быть партнерами власти»

В Смоленске в эти дни проходит первое в нынешнем году заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. В повестке дня – один из важнейших вопросов союзного строительства – роль средств массовой информации в формировании позитивного имиджа Союзного государства. Как считают участники семинара, он, к сожалению, не столь высок, как хотелось бы. И во многом потому, что союзному строительству явно не хватает идеологической составляющей, убежден председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Геннадий ДАВЫДЬКО. Он убежден: активное формирование союзного мировоззрения у наших граждан, особенно среди молодежи, будет способствовать ускорению интеграции по всем направлениям.
– После десяти лет строительства Союзного государства сложилась парадоксальная ситуация: общество теряет интерес к этой идее, – говорит Геннадий Давыдько. – Многие средства массовой информации, особенно российские, преподносят белорусско-российскую тематику вяло, равнодушно и безынтересно. Перед каждой встречей президентов или глав правительств в СМИ появляется масса ироничных или просто некомпетентных мнений и комментариев, слухов, которые, словно ржавчина, медленно, но верно разъедают идеологическую основу Союзного государства.
Интеграция действительно идет неоднозначно, приходится преодолевать массу препятствий. С одной стороны, мы реализуем десятки совместных программ, с каждым годом увеличивается союзный бюджет, подписываются важнейшие соглашения о равных правах граждан Беларуси и России в различных сферах. Но, с другой стороны, этого можно достичь и в рамках двусторонних отношений. А в союзных отношениях хотелось бы уже увидеть серьезный прорыв, потому что наши народы искренне желают быть вместе, уже наработана крепкая экономическая база, налажены тесные связи в культурной сфере, крепнут контакты между военными, учеными. Однако это станет возможно лишь тогда, когда в обществе возобладает интерес к строительству Союзного государства, когда народы будут четко понимать, почему им надо быть вместе и что это даст каждому конкретному человеку.
И тут на первый план выходят средства массовой информации, главная задача которых – формирование в сознании граждан необходимости построения Союзного государства, создание атмосферы нетерпимости по отношению к проволочкам в союзном строительстве.

К сожалению, современные издания, интернет-ресурсы, телепрограммы в большинстве своем занимаются информированием, в лучшем случае информационным обеспечением интеграционных процессов, но никак не формированием общего идеологического пространства, слабо влияют на ход событий.
Разговор с читателем должен быть заинтересованнее, эмоциональнее, откровеннее. Если говорим о каких-то проблемах, сбоях, то непременно нужно исследовать и анализировать их причины. Должно быть множество смелых, ярких мнений, а неприкасаемых тем и фигур в столь важном деле и вовсе существовать не может. Министры, чиновники, союзные парламентарии должны отчитаться перед людьми: почему стопорится реализация тех или иных решений, почему нет должной динамики? Почему возникает ощущение, что союзное строительство движется по инерции? Может, пора уже внимательно проверить фундамент, не дал ли он трещину, заглянуть в подвал – может, там воды набралось по колено?
Масс-медиа должны взять на себя роль идеологического оружия, быть партнерами всех ветвей власти, направляя их действия в нужное русло.
Нам надо завоевывать умы молодежи. В рамках союзных программ и мероприятий проводятся встречи школьников, кадет, студенческой молодежи, разнообразные слеты, фестивали, туристические маршруты, но все это происходит как-то разрозненно. Продуманной молодежной политики нет, нет единой организации, которая на деле могла бы сплотить белорусскую и российскую молодежь.
Ускорению строительства Союзного государства должно способствовать формирование «союзного мировоззрения» у граждан Беларуси и России. СМИ обязаны обеспечить людей своевременной и достоверной информацией, удовлетворить их интеллектуальные потребности, ответить на все волнующие вопросы. Все это важно понимать так же хорошо, как понимают роль СМИ недруги Союзного государства, которые с помощью доступных им средств массовой информации и технологий «впихивают» в сознание людей ложные представления о тех или иных процессах, явлениях или событиях, происходящих в Союзном государстве. Ведь на международной арене интерес к сближению Беларуси и России никогда не угасал. Правда, к формированию Союзного государства там относятся с опаской, что и понятно. Кому же хочется иметь рядом сильного конкурента?
Я глубоко убежден в том, что нынешний мировой кризис станет хорошей проверкой на зрелость наших отношений. Он должен активизировать строительство Союзного государства, отделив, наконец, зерна от плевел. Нам жизненно необходимо как можно скорее выходить на финишную прямую. Думаю, что кризис продлится еще год, максимум полтора. И если за это время мы не подпишем Конституционный Акт, то этот процесс затянется на неопределенное время.