Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Теоретики и практики объединяют усилия

35-я сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России не только подвела итоги работы строителей Союзного государства за год, но и вскрыла причины, серьезно мешающие деятельности законодателей, исполнителей, участников бюджетного процесса и всех, кто занят разработкой и реализацией союзных программ и мероприятий. Есть замечания и предложения и у председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, члена Комитета Государственной Думы РФ по безопасности Виктора ВОДОЛАЦКОГО. Депутаты нашей комиссии в тесном контакте с Департаментом социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства, профильными министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Беларусь ежеквартально анализируют исполнение и формирование бюджета Союзного государства. Это привело к заметным положительным результатам и не только сократило время согласования в различных инстанциях, но зачастую позволило вовремя начать необходимое финансирование.
Однако не все так гладко, как хотелось бы. Напомню, что в 2008 году из общего кошелька были выделены деньги на проведение 1 программы и 18 мероприятий, включая Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», фестиваль «Молодежь – за Союзное государство», мастер-классы для учащихся художественных учебных заведений России и Беларуси, гражданско-патриотическую смену для учащихся кадетских школ-интернатов и суворовских училищ, лечение и оздоровление детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, санаторно-курортное лечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Обращаю ваше внимание на то, что средства, выделяемые на мероприятия социальной сферы, имеющие высокую культурную, общественно-политическую и социальную значимость, из года в год используются в полном объеме.
Однако хочу отметить, что в прошлом году Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации неоправданно медленно работали по выполнению программы «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России».

В 2008 году из бюджета Союзного государства на реализацию программы было выделено 4400,0 тыс. российских рублей. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь приступило к освоению средств только во втором полугодии и по состоянию на 1 декабря 2008 года освоило 1058,2 тысячи, что составило 69% от выделенных 1540,0 тыс. рублей. А Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации начало реализацию программы в четвертом квартале!
Бюджет-2008 с учетом поправок, принятых 34-й сессией Парламентского Собрания, составил 4 796 141 тыс. российских рублей. На программы и мероприятия социальной направленности было предусмотрено 1 196 859, 6 тысячи, или 25% бюджета. Из них финансируются развитие средств массовой информации, «Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2007-2010 годы», «Программа «Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды». Пять мероприятий по разделу «Образование», семь – по разделу «Культура, искусство и кинематография», включая расходы на создание художественного фильма «Брестская крепость», два мероприятия по разделу «Здравоохранение и физическая культура», четыре – по разделу «Социальная политика».
Таким образом, на финансирование мероприятий, которые курирует наша комиссия, в 2008 году было предусмотрено 359 116,7 тыс. российских рублей, или 7,5 % бюджета. Из них 133 903,6 тысячи, или 2,79% бюджета Союзного государства, направлено на финансирование разделов «Образование», «Культура», «Социальная политика», «Физическая культура и спорт». Остальные 225 213,1 тыс. российских рублей в связи с постановлением Совета Министров Союзного государства перенесены на 2009 год – на завершение российско-белорусского полнометражного художественного фильма «Брестская крепость».
Приведенные примеры ясно демонстрируют, что доля финансирования социальных программ и мероприятий недостаточна, что вызывает немалую озабоченность у членов нашей комиссии. В октябре прошлого года на 35-й сессии Парламентского Собрания был принят бюджет Союзного государства на 2009 год. Министерства и ведомства подготовили все необходимые документы по 29 мероприятиям. Однако к финансированию принято только 18 мероприятий и одна программа.
В 2009 году общий бюджет вырос до 4 872 млн российских рублей. Доля социальной сферы в нем – 149 111 тысяч. К этой сумме можно добавить средства на создание фильма «Брестская крепость», перенесенные с 2008 года. Как видим, финансирование социальной сферы в 2009-м практически осталось на уровне 2008 года, несмотря на рост инфляции и тарифов. На заседаниях рабочей группы по формированию бюджета нам было заявлено, что денег на финансирование значительной части мероприятий нет, финансирование некоторых будет сокращено. Какие-то проекты из-за сильного противостояния были отклонены и не дошли даже до согласительной комиссии, хотя документы были подготовлены и первый этап согласования успешно преодолели.
Например, участие Союзного государства в создании мемориального комплекса по линии противостояния 1915-1917 годов в Первую мировую войну в г. Сморгонь (19 853,0 тыс. российских рублей) и воссоздании памятника Героям войны 1812 года в г. Полоцке (50 018,0 тыс. российских рублей), проведение выставки современных художников России и Беларуси (4 млн российских рублей), конференции «Интеграция и взаимодействие в сфере туризма в рамках Союзного государства»
(2 млн российских рублей).
Для пяти мероприятий, на финансировании которых настаивала наша комиссия (в их числе концерт мастеров искусств России и Беларуси, посвященный Дню Победы, первый конгресс детских врачей Союзного государства, спартакиада Союзного государства для детей и юношества), сессия приняла решение просить Совет Министров Союзного государства изыскать возможность финансирования из раздела бюджета «Прочие расходы». В связи с чем комиссия обратилась в Постоянный Комитет Союзного государства с просьбой оперативно решить этот вопрос. Важность мероприятий очевидна, поэтому хочется верить, что деньги на них найдутся.
Практика совместных заседаний представителей заинтересованных министерств и ведомств показала, что депутатам необходимо участвовать в обсуждении бюджета не только в период его принятия, но и разработки, когда заседает рабочая группа. Депутаты должны не только входить в ее состав, но и участвовать в рабочих заседаниях: поздно что-то менять, когда тебя ставят перед фактом. Поэтому в период формирования бюджета Союзного государства на 2010 год необходимо направлять депутатам промежуточную информацию о ходе его формирования – по итогам каждого заседания рабочей группы.
Более тесное сотрудничество с Постоянным Комитетом, несомненно, принесет положительные результаты. При существующем Порядке разработки и реализации программ Союзного государства, а также прохождения согласования смет мероприятий практически невозможно что-то внести в бюджет. Далеко не совершенны и нормативные документы. Над этим нам и предстоит работать совместно с Постоянным Комитетом.
Сегодня обсуждается новый проект Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, но о мероприятиях в нем речь не идет, тогда как практически вся социальная сфера представлена именно мероприятиями. Может быть, следует ввести аналогичный документ, который бы назывался «Порядок разработки и реализации мероприятий Союзного государства»? Или, работая над долгосрочными программами Союзного государства, предусматривать в них и мероприятия социальной сферы по направлениям «Образование», «Наука», «Культура», «Социальная политика», «Туризм», «Физическая культура и спорт». Вопрос не только назрел, но и перезрел. Поэтому мы ждем конструктивных предложений от Постоянного Комитета, министерств и ведомств Беларуси и России.