Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Главное направление

Тонкости союзной социальной политики

Концепция социального развития Союзного государства стала важным ориентиром в проведении взаимно согласованной социальной политики в Беларуси и России. Руководства наших государств считают, что даже в условиях мирового финансового кризиса нельзя урезать и сворачивать приоритетные социальные программы. Необходимо сделать все, чтобы закрепить успехи последних лет. Это касается здравоохранения, демографии, образования, культуры и спорта. Интересно, что у «социалки» тройное финансирование – из бюджетов России, Беларуси и из союзного бюджета. Так, на проведение мероприятий социальной направленности из средств Союзного государства в 2007 году использовано 109 млн российских рублей, а на 2008 год было предусмотрено почти 360 млн. Отдельно на реализацию Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках СГ в 2007 году выделено 396 млн рублей, в 2008 году – 374 млн.
В рамках реализации государственной демографической политики в РБ и РФ принимаются меры по стабилизации режима воспроизводства населения, которые уже приносят свои плоды. Например, в 2007 году в Беларуси число родившихся превысило 103 тыс. человек (107,3% к 2006 году), число заключенных браков увеличилось на 14,5%.
В РФ с 1 января 2007 года вступил в силу закон о материнском капитале в размере 250 тыс. рублей. И в том же году в России родились более 1,6 млн детей, что на 8,3% больше, чем в 2006-м. 2007 год стал рекордным по числу рождений за последние 15 лет.
Следующий 2008 год в России был Годом семьи – много внимания уделялось укреплению семейных ценностей и материальной поддержке семей с детьми. Результатом стало продолжение роста рождаемости: в 2008 году в РФ родилось около 1,7 млн детей, что на 100 тыс. больше, чем в 2007-м. Хотелось бы, чтобы и в России, и в Беларуси эта положительная динамика сохранилась.

Действующий в РБ государственный социальный стандарт (один центр соцобслуживания населения на административный район) позволил упорядочить сеть нестационарных учреждений социального обслуживания, обеспечить оказание разносторонней и качественной помощи нуждающимся гражданам, в том числе и в отдаленных населенных пунктах. В республике функционирует 156 территориальных центров социального обслуживания, которые охватывают более 1,5 млн граждан (пожилых одиноких и одиноко проживающих, инвалидов), а также более 340 тыс. семей (многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов).
В России в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и в целях увеличения объемов и обеспечения доступности для граждан РФ высокотехнологичной медицинской помощи было запланировано строительство и ввод в действие 14 новых федеральных медцентров. Строительство этих оборудованных по последнему слову техники комплексов уже профинансировано в объеме 12,7 млрд рублей.

К основным направлениям сотрудничества систем образования России и Беларуси относятся: обеспечение равного доступа к образованию, согласование норм, регламентирующих прием в средние и высшие учебные заведения РФ и РБ, выполнение совместных научно-исследовательских работ. В настоящее время в российских вузах обучается около 10 тыс. граждан Беларуси, а в белорусских вузах учатся порядка 1,7 тыс. студентов – граждан РФ.
Министерство спорта и туризма Беларуси и Федеральное агентство по физической культуре и спорту России, спортивные организации двух стран в тесном взаимодействии продолжают работу по реализации Концепции развития физической культуры и спорта в СГ до 2010 года.
Одна из важнейших доминант культурной политики, проводимой СГ, – сохранение и развитие единого культурного пространства Беларуси и России.
Можно видеть, что и Беларусь, и Россия по отдельности проводят взвешенную последовательную социальную политику. Однако особо радует, когда эти усилия объединяются и социальная сфера выходит на качественно новый уровень.

Николай АЛЕКСЕЕВ