Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Мы сохранили предпосылки для глубокой интеграции

В РИА Новости прошла on-line конференция заместителя Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, члена Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, заместителя председателя Государственной Думы РФ Александра БАБАКОВА. Ответил депутат и на вопросы газеты «Союзное вече». – Александр Михайлович, каковы ваши впечатления от конференции?
– Очень хорошие. Круг вопросов ее виртуальных участников свидетельствует о том, что наши народы не только знают о строящемся едином государстве, но и следят за его развитием. Россиян и белорусов из Москвы, Гродно, Мытищ, Бреста, Санкт-Петербурга, Пскова и многих других городов России и Беларуси интересовало, пойдут ли на пользу интеграции изменения, вносимые в российскую Конституцию, почему до сих пор не принят Конституционный Акт Союзного государства, возможно ли полноценное объединение Беларуси и России в единое государство и кто его возглавит, какие преимущества получают Беларусь и Россия от экономической интеграции, за счет чего растет союзный кошелек, помогает ли Союзное государство ветеранам Великой Отечественной войны, готово ли к принятию новых членов и многое другое.
Я очень благодарен своим собеседникам за живой интерес к теме нашего разговора – интеграционным процессам, происходящим не только между Беларусью и Россией, но и странами – участницами СНГ. К сожалению, я часто сталкиваюсь с примерами искаженного представления россиян и белорусов об этом. Поэтому был рад предоставленной возможности ответить на вопросы в режиме on-line. Эта форма общения не только проста, но и эффективна, поскольку позволяет привлечь к разговору большое число участников независимо от места жительства и не только всесторонне обсудить проблему, но и заручиться поддержкой населения в своих действиях.
Старался быть объективным, что, надеюсь, поможет моим собеседникам понять, как в действительности развиваются российско-белорусские отношения, насколько мы продвинулись в союзном строительстве, где буксуем. И если наш диалог не выработает у них профессиональный подход к оценке российско-белорусской интеграции, то наверняка поможет объективно оценить работу всех ее участников, включая депутатов Парламентского Собрания и членов Постоянного Комитета. Понять, какое геополитическое значение имеет появление Союзного государства Беларуси и России на карте мира и как повлияет на восстановление постсоветского пространства.
– Новая стратегия ЕС предусматривает утроение помощи Армении, Азербайджану, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. Как это повлияет на их отношения с Россией?
– Нет ничего удивительного в том, что ЕС, НАТО, США стремятся интегрировать эти страны в состав Евросоюза или его институтов. И в какой-то степени мы с ними конкурируем, поскольку Россия тоже заинтересована в интеграции со всеми странами, особенно с бывшими союзными республиками, ныне участницами СНГ либо других союзов с участием России. Тем не менее должны относиться к этому не эмоционально, а прагматично.
Если Россия представляет для них интерес как партнер, адекватный их ожиданиям, беспокойства по поводу интеграции этих стран с кем-то еще быть не должно.

Хотя без политики, геополитики здесь не обойтись. Достаточно вспомнить так называемый конфликт Грузии и Южной Осетии. Сегодня, думаю, мало кто верит, что он ограничивается границами Грузии и Южной Осетии. Все прекрасно понимают, что за ним скрываются гораздо более серьезные проблемы, выходящие далеко за пределы этих государств. Понятно, что там присутствуют интересы США, простирающиеся сегодня на весь мир, в том числе и на регион, всегда входивший в зону интересов России, – так называемое постсоветское пространство.
Но, на мой взгляд, для бывших союзных республик приоритетом является не только их географическое положение, но и наша общая история, культура, единое экономическое прошлое, возможность говорить на одном языке без переводчика. Что очень существенно, поскольку русский язык выступает как носитель культуры, информации, образования, помогает восстанавливать то, что было утрачено за последние годы.
К счастью, мы сохранили предпосылки для глубокой интеграции, однако должны понимать, что есть силы, стремящиеся нам помешать. Поэтому, восстанавливая постсоветское пространство, важно делать упор на равноправии всех его участников, экономической выгоде для каждой из них.
Я не сомневаюсь, что мы придем к глубокой интеграции, правда, не без проблем, поскольку слишком велико желание некоторых не столько интегрировать бывшие страны СССР, сколько оторвать их от России. Причем не всегда их будущее приоритетно для тех, кто их втягивает в те или иные интеграционные процессы. Например, то, что происходит в странах Балтии, особенно в период финансового кризиса, производит грустное впечатление. Я уж не говорю о будущем этих республик. Поэтому, мне кажется, есть все основания считать, что Россия станет активным участником интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
– До 2020 года ЕС планирует выделить Армении, Азербайджану, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине 1,5 миллиарда евро. А Россия поднимает цены на энергоносители.
– Финансовая помощь, особенно в нынешних условиях, важный элемент, но не единственный. Мы, к сожалению, порой не понимаем даже кумулятивного эффекта от союзного строительства и не всегда можем проанализировать, что в целом происходит в результате объединения. Поэтому думать, что раз Европа предлагает кому-то 1,5 миллиарда евро, значит, Россия должна дать больше, неправильно. Это односторонний подход к оценке объединительных перспектив.
Интеграционные процессы имеют гораздо более глубокие причины, нежели сиюминутная экономическая выгода, и перспективы, далеко выходящие за рамки нынешнего исторического периода. И это, думаю, осознают если и не все, то многие политические силы в этих странах, что и подчеркивает необходимость не только развития, но и модернизации уже существующих институтов. Я убежден, что будущее этих стран связано с Россией. Так же, как и будущее России связано с этими странами.
Это вызывает особую тревогу Запада, который понимает, что присоединение к Союзному государству, например, Украины неизбежно приведет к созданию мощного, способного к любому противодействию геополитического образования. И мы видим, что творится на Украине сейчас. Ее руководство предпринимает целенаправленные действия, мешающие сближению Беларуси, России и Украины и созданию единого государства.
Союзное государство, особенно если к России и Беларуси присоединится Украина, способно выступить центром формирования на востоке Европы единого, эффективно развивающегося экономического и политического субъекта, подобного Евросоюзу на западе. Реализация этого плана зависит прежде всего от того, насколько сильным и влиятельным станет Союзное государство. Очевидно, что в современной международной обстановке оно может стать уникальным механизмом реального взаимодействия стран, способным обеспечить им выход из кризиса, существенно повысить роль в международной политике, восстановить историко-культурную общность братских народов. И нынешние успехи в строительстве Союзного государства уже положительно влияют на процесс интеграции, создают предпосылки для дальнейшего сближения бывших республик СССР.
Поэтому хотелось бы, чтобы как можно больше людей в наших странах, на постсоветском пространстве и за его пределами знали о целях и задачах строителей Союзного государства. Ведь, как показывает практика, отсутствие информации приводит к искаженному восприятию действительности, а иногда и к полной дезинформации.

Беседовала
Наталья ДОЛГУШИНА