Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Тройственный союз

Как создать эффективное единое таможенное пространство

Выступая на X съезде партии «Единая Россия», Председатель Правительства РФ Владимир Путин одним из элементов борьбы с кризисом назвал ускорение процесса формирования Таможенного союза и единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. Каким будет новое объединение, нам рассказал начальник отдела координации деятельности по формированию Таможенного союза Управления таможенного сотрудничества ФТС России Игорь КОЛОКШАНСКИЙ. – Игорь Юрьевич, как возникла необходимость создания такого объединения?
– Этот тройственный союз начал формироваться в рамках Евразийского экономического сообщества. Исходя из истории ЕврАзЭС видно, что основные документы, которые разрабатывались и подписывались в рамках организации, в основном инициировались как раз тремя нашими странами. Что касается других участников сообщества, то, к примеру, экономика Таджикистана пока не позволяет следовать с одинаковой скоростью за развитием интеграционных связей. А в Кыргызстане ситуация несколько сложнее – республика имеет определенные обязательства перед ВТО.
– Основные ведомства, которые должны отвечать за эффективность будущего союза, – это Минэкономразвития и Минфин, а в чем главная задача ФТС России?
– Мы должны создать эффективное единое таможенное пространство. Весь товар, произведенный на территории стран – участниц союза, должен оформляться по единым унифицированным ставкам, по единым мерам тарифного регулирования, по согласованным принципам валютного контроля, налогообложения и, естественно, по унифицированной технологии таможенного оформления.
– Может ли создание Таможенного союза стать препятствием для вступления России в ВТО?
– По большому счету, одно другому может не мешать. Если процесс вступления в ВТО для России задержится по каким-то причинам и формирование Таможенного союза произойдет быстрее, то согласно положениям уругвайских соглашений ВТО Россия может вступить в организацию уже в качестве участника Таможенного союза. То есть в ВТО может войти определенное интеграционное объединение. Беларусь, Казахстан и Россия могут быть приняты в эту организацию вместе.
– При создании Таможенного союза появятся внешние рубежи, которые будут контролировать уже таможенные службы наших соседей. Справятся ли они с задачей так, как это нужно России? Например, говорят, что есть ряд проблем на участке казахстанско-китайской границы.
– Я бы не стал торопиться с негативной оценкой эффективности таможенного контроля казахстанской таможенной службы – она достаточно развита. По некоторым вопросам нам даже есть чему у нее поучиться. К тому же надо помнить, что в процессе формирования союза будет рассматриваться вопрос укрепления границ.
Там появится больше технических новинок. Например, аппаратов, которые способны просветить за несколько минут фуру с грузом, что исключит ее разгрузку для досмотра. Для этого применяются как мобильные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), так и стационарные. К 2011 году будет гораздо больше внедрено подобных новшеств. Сейчас изучаются вероятные формы совместного контроля российских и казахстанских таможенников, и одна из них – возможность использования результатов досмотра ИДК сопредельной стороной.
– Но ведь таможенные службы должны при этом безоговорочно доверять друг другу и признавать результаты проверки коллег?
– Конечно, должны доверять. Ведь что такое Таможенный союз? Это перенос таможенного контроля с внутренних границ на внешние. Предварительно все позиции должны быть согласованы с белорусскими и казахстанскими коллегами.
– Какие группы товаров могут подешеветь благодаря Таможенному союзу?
– Это прежде всего вопрос рыночного регулирования цен, которое никто не отменял. Товары будут перемещаться в режиме взаимной торговли. Например, в России уже не проводится таможенное оформление товаров, привозимых из Беларуси. Продукция перемещается не по таможенным документам, а по товаросопроводительным, и для подтверждения статуса товара необходимо просто предоставление сертификата происхождения. Эти товары освобождены от таможенного оформления – там нет ни сборов, ни пошлин. А это в итоге положительно сказывается на цене продукта для конечного потребителя. Например, в Казахстане произведут растительное масло. И когда заработает Таможенный союз, то вполне вероятно, что в магазине в России вы найдете это масло по сниженной цене.
– Подразумевает ли Таможенный союз упрощение перемещения граждан между Россией и Казахстаном?
– В некоторой степени свободное перемещение граждан существует уже сейчас. На нашей совместной границе с Казахстаном есть более ста пунктов пересечения границы для жителей приграничных областей, которые в упрощенном порядке могут перемещаться туда и обратно. И в этих пунктах пересечения отсутствуют таможенные органы, они контролируются только пограничниками. Предполагается, что в дальнейшем будет разработан договор об отмене границы и упрощении таможенного оформления.
– Есть ли какие-либо проблемы с существующей «прозрачностью» российско-белорусской границы?
– Сейчас у нас ведутся споры с Беларусью по поводу автомобилей. Если машина иностранного происхождения была оформлена в Беларуси по сниженным ставкам, то она подлежит таможенному оформлению в России. На границе с РБ для автомобилей оформляется удостоверение временного ввоза. Белорусские коллеги требуют, чтобы эту норму отменили в отношении белорусских граждан.
– Как вам, как Ответственному секретарю коллегии Таможенного комитета Союзного государства Беларуси и России, работается с белорусским Государственным таможенным комитетом?
– У нас достаточно хорошие и тесные связи, и неразрешимых вопросов у нас с белорусами нет. Вскоре к нашему братству присоединятся и казахстанцы. Будем дискутировать, решать возникающие проблемы, чтобы Таможенный союз был выгоден для всех, но прежде всего для простых граждан наших стран.

Беседовал
Николай АЛЕКСЕЕВ