Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Альберт СТЕПАНОВ:

«Результаты работы доказывают что государство может быть эффективным менеджером»

Союзное государство на протяжении десяти лет, вопреки известной либеральной логике, показывает, что государство может и должно быть эффективным менеджером в инновациях, которые и обеспечивают прогресс человечества. На сегодняшний день треть союзного бюджета направляется именно на финансирование научно-технических разработок. Альберт СТЕПАНОВ, заместитель Государственного секретаря — член Постоянного Комитета Союзного государства.

Можно, конечно, согласиться с некоторой бессистемностью направлений, которые мы финансируем, но это отнюдь не от хорошей жизни. На сегодняшний день отбор программ идет не плановым, а абсолютно, если можно так выразиться, естественным образом. Ведь, чтобы пройти через преграды многочисленных согласований, чтобы убедить множество ведомств и с российской, и с белорусской стороны, надо быть носителем действительно сильной идеи. Поэтому, когда сейчас идет обсуждение нового порядка программы, более простого и менее проблемного, менее забюрократизированного и т.д., я двумя руками «за». Но иногда останавливаю, по крайней мере, себя, и говорю: а может быть, это и неплохо для дела — два круга, да по 6 министерств, плюс два решения правительства. Да, теряется много времени, которое в наш стремительный век дорогого стоит. Но с другой стороны, если нам повысить оперативность управления и ответственность согласующих сторон и тем самым сжать этот временной период, то сам согласовательный процесс — это очень серьезное сито, с помощью которого отсеиваются слабые и неперспективные проекты, а остаются только действительно стоящие, жизненно необходимые нашим странам проекты.
Вот три абсолютно конкретных примера. Первый — это программа «СКИФ». В самом начале ее разработки не многие верили, что воплотить задуманное нам по силам: мы и суперкомпьютер — казалось, уж очень это далеко друг от друга. Да, у нас хорошие математики, у нас есть система параллельных вычислений, но этого мало. Нужна еще серьезная финансовая и организационная поддержка. И именно Союзное государство предоставило такую поддержку. Сегодня мы выходим уже на третий этап программы «СКИФ». И если четыре года назад гордились, что СКИФ попал в сотню мощнейших компьютеров мира, то нынче Россия в рейтинге суперкомпьютеров мира находится уже на 36-м месте. И это уже само по себе отлично. Но на самом деле заслуга Союзного государства не только в том, что оно поддержало этот проект и довело его до определенного результата, а в перспективе, которую открыла эта программа. На сегодняшний день в СНГ работает 10 суперкомпьютеров разных марок: IBM, Hewlett Packard и других. Из этих десяти пять сделано на платформе СКИФа, самый мощный из которых, только что установленный в МГУ, способен производить 43 триллиона операций в секунду. А сегодня мы вместе, подчеркну, именно вместе, потому что вырастило этот продукт не Россия или Беларусь, а именно Союзное государство, должны перейти на новый модельный ряд суперкомпьютеров, а это уже 4-е и 5-е поколения, которые работают на пентафлопсах и позволяют выполнять тысячи триллионов операций в секунду. Что это даст? Сейчас много (и отнюдь не случайно) говорят о нанотехнологиях. Так вот для того, чтобы посчитать, смоделировать технологический процесс по какому-то одному наноматериалу, на машине, установленной в МГУ, и которой мы справедливо гордимся сегодня, нужно целых 2,5 года процессорного времени. Поэтому переход на пентафлопсы с их в тысячу раз большей производительностью — это конкретный ответ Союзного государства на призывы российского и белорусского правительства по поводу развития нанотехнологий. Желаем развивать нанотехнологии, видим в этом перспективу, давайте дадим ученым инструмент для того, чтобы они могли моделировать и сами материалы, и технологические процессы, их обеспечивающие.
Вторая программа — это космос. Тоже не многие верили, что Беларусь так быстро может стать космической державой. Но именно такая амбициозная задача была поставлена. К сожалению, произошла трагедия с российской ракетой-носителем. Но БелКА, первый белорусский космический аппарат, созданный мотивированной интеграционной группой российских и белорусских ученых, это аппарат уникальный. Он давал совершенно другие характеристики, нежели российский Монитор, который сейчас летает. И совмещение этих двух технологий зондирования Земли — очень серьезный ресурс для реального мониторинга Земли, прогнозирования климата, контроля за чрезвычайными ситуациями и тому подобное. Поэтому сегодня, видя реальные плоды усилий наших ученых и инженеров, мы уже говорим о космической группировке Союзного государства. Так ставится задача. Именно такая постановка вопроса создает реальную перспективу и реальную востребованность космических разработок в России и Беларуси.
И если мы эти два примера объединим, то работа Союзного государства в экономическом процессе, на наш взгляд, и должна заключаться именно в «заточенности» на производство самой конкурентной продукции. В качестве примера именно системности работы можно привести развитие дизельного автомобилестроения. Когда программа начиналась, национальные правительства, прежде всего российское, приняли решение о переходе на стандарт Евро. К счастью, тут вовремя оказалось Союзное государство, и правительства начали поддерживать программу. Работа шла не без проблем, тем не менее сделали и Евро-2, и Евро-3, развернуты мощности и под Евро- 4. Сейчас уже разворачиваются программы Евро-5 и Евро-6.
Но отсюда логично вытекает и проблема: ну ладно, что-то хорошее сделали, а кому это принадлежит? Тот же СКИФ и как идеология, и как программный продукт на 100 процентов профинансирован из союзного бюджета. На основе этой идеологии, программных решений инсталлировано пять суперкомпьютеров. А что от этого получило Союзное государство? Где ноу-хау, результаты НИОКР, опытных образцов и сертифицированных испытаний, да и сами испытательные стенды по развитию дизельного автомобилестроения? У господина Дерибаски, который купил ярославскую группу заводов? Слава богу, что хотя не за рубежом. Но проблема союзной собственности, конечно, перезрела. Поэтому обращаемся к парламентскому сообществу России и Беларуси: нам срочно нужна нормативная база по союзной собственности.
Откройте оба гражданских кодекса, РБ и РФ, там есть понятие долевой собственности частных лиц, юридических, государственно-юридических форм партнерства. Но долевой собственности государств нет. Есть корпоративное управление, акционерное и так далее. Но к какой форме управления отнести управление собственностью Союзного государства — непонятно. Как и непонятно, что такое вообще собственность Союзного государства. Это долевая соб-ственность государств-участников или единая и неделимая самостоятельная система отношений? Полагаю, чтобы расставить эти акценты, необходимо политическое решение.
Союзная собственность — это уникальная возможность построить систему отношений собственности с чистого листа. Союзная собственность дает уникальную возможность построить очень эффективную, соответствующую новым экономическим вызовам систему отношений между нашими странами, когда из-за мелочей не будут разрастаться проблемы, разыгрываемые третьими силами в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.