Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Марафон-15

Новосибирск закупил современные экологичные автобусы производства МАЗ

Машины уже отправились в путь по сибирским морозам. ФОТО: Посольство РБ в РФ

Пятнадцать новеньких белорусских автобусов появились на улицах Новосибирска. Теплые, комфортные, оснащенные электронными табло и с кучей продуманных для удобства пассажиров и водителя мелочей. Корреспонденты «СВ» проехались на новом транспорте.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОСТАНОВКАМ

54-й маршрут соединяет железнодорожный вокзал с отдаленным Первомайским районом, пересекая центр города. В одну сторону автобус едет примерно 1,5 часа.

На удобных сиденьях можно и вздремнуть, когда такой долгий путь, - правда, каждые полторы минуты оживают динамики. И вкрадчивый женский голос напоминает о том, что нужно носить маски, внимательно следить за своими вещами, звонить в полицию при обнаружении подозрительных предметов. Ну и, конечно же, объявляет остановки. Благодаря этим динамикам и электронному табло пропустить свою почти невозможно.

Мы как раз отправились в путь в 30-градусный мороз. В просторном салоне тепло и  уютно - его обогревают четыре печки, а сиденья обтянуты мягкими чехлами. Для жаркого лета предусмотрена дополнительная вентиляция. Из-за светодиодных ламп в автобусе яркий, но мягкий свет.

Специальными знаками отмечены места для инвалидов, пассажиров с детьми, под инвалидное кресло или детскую коляску выделена площадка.

- Кстати, заехать в автобус очень просто: вместо ступеней - широкая платформа. Очень комфортный транспорт. Ступенек теперь нет - это главное для меня, - показывает нам кондуктор Ольга Лабазова. Она все не нарадуется этому удобству.

А то раньше каждый раз приходилось помогать маломобильным пассажирам и мамочкам с колясками забираться. Теперь стало намного проще.

Обращаем внимание на знак о разрешении провоза собаки-поводыря - это что-то новенькое. Собакам, сопровождающим незрячих людей, действительно можно проходить везде. Но наклеенный на автобусе знак отвечает на лишние вопросы: а почему ему можно с собакой, а мне нельзя?

Кнопки для остановки расположены на поручнях, и не надо к ним тянуться, как раньше, к потолку. Нажать сможет даже ребенок. А возле места для маломобильных людей есть не только кнопка остановки, но также поручень и табличка со шрифтом Брайля для незрячих.

ТРЕТИЙ ГЛАЗ ДЛЯ ПАССАЖИРА И ШОФЕРА

В ближайшем будущем автобусы модернизируют - установят видеонаблюдение, рассказал главный инженер автотранспортного предприятия ПАТП-4 Николай Плескун:

- Технику для этого уже приобрели. В кабине у водителя будет монитор - и он сможет видеть обстановку в салоне. А также наружная камера, чтобы пассажиры знали, где едут. Это актуально для темного времени суток или морозных дней, когда окна заиндевели и приходится отогревать на стекле «окошки», вглядываясь в дорогу. И вот, если кто-то не расслышал по динамику свою остановку, так точно увидит. Естественно, все видео будет записываться. И если что-то случится в салоне или на дороге, то можно будет восстановить события по камерам.

Ольга Лабазова уже обжилась в новеньком автобусе - на рабочем сиденье яркая и веселенькая подкладка. 

- Посмотрите, как света много стало. Салон теплый, но я все равно в куртке, поскольку двери часто открываются. А у нас в Сибири морозы-то крепкие, - говорит она.

А вот водителю повезло. У  него отдельная просторная кабина, двери не открываются туда-сюда, поэтому тепло сохраняется. А для лучшего обзора - увеличенные передние стекла и три больших зеркала, одно из которых направлено в салон.

- Впечатления хорошие. Панель приборов электронная - это очень удобно, все видно: скорость, температура, давление воздуха, объем газа, масла и многое другое, - показывает нам Павел Скиданов. - Но самое главное - это коробка-автомат. Большинство автобусов на ручной коробке передач. А тут рука отдыхает, нога отдыхает, все автоматически происходит: газ-тормоз-газ-тормоз. Отдельная кабина - большой плюс: сидишь один, никто не отвлекает от вождения, очень тепло.

Водителю 54-го маршрута приходится делать полный круг в два рейса - и только на конечной остановке в Первомайском районе он может позволить себе небольшой отдых. В пути без перерыва - от 2,5 до 3,5 часа, в зависимости от пробок. Один рейс в среднем длится 1 час 20 минут.

- Теперь я меньше устаю, а вождение приносит больше удовольствия, - улыбается Павел. - И можно находиться долгое время в дороге без отдыха.

ЦЕНА ВОПРОСА

Новые минские автобусы - первый газомоторный общественный транспорт, приобретенный для Новосибирска.

- Экологически чистый автобус - как для пассажиров, так и для города, - говорит про него Николай Плескун.

Главный инженер рассказывает, что все машины поступили в МКП «ПАТП-4», которое обслуживает тринадцать городских маршрутов. По пять автобусов вышли на три маршрута: № 23 «Общественный торговый центр - ОРМЗ», № 45 «Чемской бор - Центральный корпус», № 54 «Твардовского - Вокзал Новосибирск-Главный».

Приобрели транспорт по пилотному проекту «Народный бюджет». Из федеральной казны региону выделили дотацию в триста миллионов рублей. Прежде чем распределить эти средства, провели опрос новосибирцев: на какие направления в первую очередь направить деньги. Люди попросили обновить автопарк.

В итоге сто миллионов рублей ушло на предоплату и первый лизинговый платеж. Всего пятнадцать газомоторных автобусов 2020 года выпуска обойдутся в 180 миллионов. Оставшуюся сумму предприятие выплатит в течение пяти лет.

- Мы приложили немало усилий для того, чтобы сохранить муниципальный общественный транспорт. Сейчас речь идет о его модернизации, развитии - следовательно, о комфорте, удобстве и надежности перевозок, - сказал мэр Новосибирска Анатолий Локоть. - Уверен, что эти автобусы, которые пришли прямо с конвейера Минского автозавода, покажут себя с самой лучшей стороны.

ТЕСТ-ДРАЙВ

ОТ СОЧИ ДО МАГАДАНА

На юге страны - в Сочи - между олимпийской столицей и Красной Поляной в конце декабря тоже начали курсировать новые модели автобусов «МАЗ».

- Это первые образцы данной модели, поставленные в Россию. Машина оснащена даже оборудованием обеззараживания воздуха. Автобус сам определяет состояние водителя, - рассказали в пресс-службе автопредприятия.

В апреле прошлого года мэрия Екатеринбурга заказала у МАЗа девять автобусов повышенной комфортности. На это потратили 90 миллионов рублей. Мэр Александр Высокинский использовал возможность примерить на себя роль водителя и остался доволен. А власти Новороссийска закупили четыре школьных автобуса «Неман» на тридцать пассажиров каждый, которые производит МЗКТ. В машинах есть специальные отсеки для багажа, кондиционер, система ГЛОНАСС, а детские сиденья оборудованы ремнями безопасности.

В прошлом году автобусы Минского автозавода и МЗКТ начали колесить по улицам Набережных Челнов, Санкт-Петербурга, Астрахани, Брянска, Курска, Магадана и других городов.