Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Положительный заряд

Белорусская АЭС дала первое электричество. Как развивался крупнейший энергетический проект Союзного государства - от амбициозной идеи до заветных мегаватт - в материале «СВ»

Первый энергоблок уже встрою, второй планируют запустить в следующем году. ФОТО: БЕЛТА
ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ

Серьезные инженеры-ядерщики за пультом управления на мгновение замерли, а когда цифра на экране показала «400 МВт», уже не могли скрывать радостных улыбок. Процесс пошел!

Меньше чем за десять лет на полях под городком Островец выросло 130 зданий и сооружений, которые и вошли в комплекс первой белорусской атомной электростанции. Она - гарантия энергетической безопасности Беларуси и самый значимый союзный проект.

Осмотреть весь комплекс АЭС сразу можно только с воздуха, так и поступил глава РБ Александр Лукашенко. И удивился: строительная и обслуживающая площадка территориально даже больше самой станции. А всего здесь будут трудиться 2,5 тысячи человек! Среди них, само собой, есть и российские специалисты.

Для белорусов, которые уже больше тридцати лет живут с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, возведение своей атомной станции - решение непростое. К проекту и строительству будущих реакторов подходили с предельной осторожностью. Изучали предложения всех мировых лидеров в атомной сфере - от американского и французского до китайского и корейского. В итоге доверились ближайшему соседу.

ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ

Белорусская АЭС - первая атомная станция поколения «3+», возведенная по российским технологиям за пределами России. Энергоблоки подобного типа успешно вырабатывают энергию в Нововоронеже и Ленинградской области. Островецкий вариант - пока самый современный.

- В мире проектируются и строятся атомные энергоблоки с реакторами, которые по безопасности и экологичности превосходят своих предшественников в разы. Больше чем в тридцати странах эксплуатируется около 190 атомных электростанций. Запуск самого современного объекта осуществлен в Островце, - рассказал академик, эксперт‑координатор Высшей экспертной комиссии Общественного совета Госкорпорации «Росатом» Олег Муратов.

Стресс-тесты показали устойчивость к самым экстремальным воздействиям. Реакторы не пострадают в случае землетрясения в восемь баллов, урагана, наводнения, взрыва и даже если самолет упадет на крышу!

- Проект «АЭС-2006», на основе которого сооружалась белорусская станция, один из самых перспективных и востребованных на международном атомном рынке, - подтвердил генеральный директор концерна «Росэнергоатом» Андрей Петров. - Основными заказчиками АЭС с энергоблоками поколения «3+» уже стали Финляндия, Венгрия, Турция, Бангладеш, Китай и другие страны.

Мощность - до 2400 МВт. После полного старта станция сможет производить 18 млрд кВт/ч ежегодно. Стоимость объекта - коммерческая тайна. Девяносто процентов средств на строительство дала республике в кредит Россия, еще десять, потраченных на возведение, - собственные средства Беларуси. Окупиться все должно за пятнадцать лет.

белаэс-инфог.JPG

БелАЭС в цифрах

ПОМАЙНИТ ВДРУГ ЭЛЕКТРОКАРОМ

Куда пойдет «излишек» энергии, когда производство выйдет на полную мощность?

День, когда вся электроэнергия АЭС вольется в энергосистему страны, уже не за горами.

- Наша энергосистема готова обеспечить поставку электричества и за пределы страны по конкурентным ценам, если такая потребность возникнет, - сказал министр Виктор Каранкевич.

Но вот тут-то скептики и видят проблему. Литва и Польша покупать белорусский ток отказываются. А так как проект изначально был рассчитан и на экспорт - не исключено, что образуется излишек.

По подсчетам завсектором «Экономика энергетики» Института энергетики НАН Беларуси Татьяны Зориной, если он и появится, то составит не больше 30 - 35 процентов производимой энергии. Потратить его можно, например, пересев всей страной на электромобили.

Такая инфраструктура в республике развивается, как говорится, семимильными шагами. К концу года появится около четырех сотен станций для подпитки электрокаров, а к концу следующего - больше шестисот.

- У электромобилей тоже есть свои минусы. Прежде всего это удовольствие недешевое. Однако на госуровне уже предпринимаются меры, чтобы снизить цену и поднять спрос. В частности, отменили таможенную пошлину и НДС. Это дало довольно хорошие результаты: количество электромобилей в стране удвоилось. Сейчас их примерно 1,2 тысячи. Казалось бы, не очень много. Но в Министерстве энергетики посчитали так: если у нас будет 10 тысяч электромобилей, то расход энергии на их обслуживание составит 80 млн кВт/ч. Серьезная цифра!

Geely в 2021 году собирается выпускать модель в ценовой категории 25 - 30 тысяч долларов. Это уже понятная для белорусского рынка цена, сопоставимая с автомобилями с  ДВС. Если учесть весь городской транспорт, уже сейчас переходящий на электротягу, да еще железные дороги, которые можно окончательно перевести на электричество, все это составит немалую часть «излишков».

- К 2025 году в Беларуси начнется эра электромобилей. Батареи и сами автомобили подешевеют, их выпуск наладят на месте, масса проблем уйдет, - предполагает Татьяна Зорина.

Нужен мирный атом и новым энергоемким направлениям экономики. Например, дата-центрам - это огромные хранилища цифровых данных. Или центрам так называемого майнинга криптовалют.

- Почему бы Беларуси не стать мировым лидером в производстве криптовалюты, раз у нас электричества много? - считает эксперт.

Впрочем, эта перспектива 2035 года, когда станция по планам выйдет на окупаемость и Беларусь полностью вернет долг России. Тогда тарифы на энергию для производства существенно снизятся.

- После этого вся наша экономика получит очень серьезное конкурентное преимущество. Ведь цена энергии - немалая часть в стоимости товаров, - уверена Татьяна Зорина.

Лукашенко на белаэс.jpg

Александр Лукашенко на открытии БелАЭС. ФОТО: Пресс-служба президента Беларуси

ЛОЖКА ДЕГТЯ

ПОВОД ДЛЯ ИСТЕРИИ

Планы на островецкий ток уже не первый год пытаются омрачить соседи из Литвы, которые раньше и сами закупали электроэнергию в Синеокой. Вот и на прошлой неделе из Вильнюса в очередной раз направили ноту протеста с требованием остановить пусковые работы в Островце.

- Тесно работающие с нами на всех этапах возведения станции экспертные миссии МАГАТЭ неоднократно подтверждали: недостатков, которые могли бы стать препятствием для безопасного пуска первого энергоблока БелАЭС, нет. Литовский регулятор VATESI, кстати, участвует в работе этих структур, - напомнил пресс-секретарь белорусского МИДа Анатолий Глаз и с сожалением добавил: - Многочисленные ноты, которые официальный Вильнюс раздает, словно пресловутые таблетки йода, порождают апокалиптические заголовки и ожидаемо сеют панику среди литовских граждан. Как правило, они используют дипломатическую переписку с нами не для получения ответов, а для поддержания истерии в своих СМИ.

КОШЕЛЕК

ЭКОНОМНЫЙ ПОДХОД

Насущный вопрос - стоимость электроэнергии. В РБ ее решили продавать подешевле. Но не для всех.

Для населения установили стимулирующие тарифы. Новостройки уже электрифицированы. Но желание перейти высказывают и владельцы частного сектора. За прошлый год с такой просьбой обратились 17 тысяч белорусов, в этом - еще 16 тысяч.

Сейчас в Беларуси предусмотрено несколько видов тарифов с ощутимой экономией. Дешевле всего ток обходится тем, кто устанавливает отдельный прибор для его учета. Всего 1,12 российского рубля за кВт/ч. При этом пока и перевести свой дом на умное электропотребление можно со скидкой. Президентский Указ предусматривает кешбэк в 20 процентов от реконструкции электросетевой проводки внутри дома.

Можно отапливать дом, греть воду и пользоваться кухонной плитой на электричестве без специальных приборов учета. Но тогда цифра в квитанциях выше. При таком варианте предусмотрен дифференцированный тариф: с 23.00 до 6.00 - 1,75 рубля, в остальное время суток - 3,24 рубля.

ПОЛНЫЙ РАСКЛАД

ДО ОТКАЗА ОТ ГАЗА

По предварительным подсчетам, АЭС ежегодно будет производить порядка 18 млрд кВт/ч. Много ли это?

Правильнее всего посчитать в объемах газа, который теперь Беларуси не придется покупать. Запуск станции заместит около 4,5 миллиарда кубометров «голубого топлива» и поможет бюджету экономить более 500 миллионов долларов ежегодно.

Есть и другие плюсы. Выбросы парниковых газов уменьшатся более чем на 7 миллионов тонн. Это не говоря о том, что на БелАЭС будут работать 2,5 тысячи человек.

Куда в ближайшие месяцы пойдет белорусский ток, знают в республиканском правительстве.

- Нет складирования электрической энергии, это неразрывный процесс: произвели ровно столько, сколько потребили, - объясняет министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич.

В республике рассчитывают, что новая энергия окажется кстати для промышленности и там тоже перейдут с газа на электрообогрев. До 2026-го планируют увеличить объем потребления на 2,7 млрд кВт/ч.

- Кроме того, до конца года мы построим электрокотлы, которые будут отапливать большие населенные пункты. В дальнейшем порядка 1,7 млрд кВт/ч (почти десять процентов выработки) будем использовать, - подсчитал министр.

БУДНИ АТОМОГРАДА

СЕМЬЯ ИНЖЕНЕРА ГОРИНА

Специалистов заманивают не только зарплатой, но и жильем.

Вместе со строительством станции второе рождение переживает и Островец. Еще вчера - провинциальный райцентр в приграничье, а сегодня - один из самых перспективных и современных малых городов Беларуси.

Жилые кварталы растут как грибы. В спорткомплексе, кроме тренажерных залов и просторного бассейна, есть спа-зона. Больница, школы, детсады... Вот-вот двери откроет многофункциональный культурный комплекс.

Молодые атомщики - интеллектуальная элита страны. В Островец они все прибывают и прибывают. Если еще пару лет назад население города составляло около восьми тысяч человек, то теперь - четырнадцать. А к 2030 году город станет 25-тысячником. Среди новоселов  не только белорусы, но и россияне.

Например, заместитель главного инженера станции Владимир Горин приехал из Саратовской области. Еще и сына-атомщика с собой привез. У него должность не менее ответственная - ведущий инженер по управлению реактором. Кстати, жену младший Горин встретил уже в Островце. Пока шла стройка, успели завести троих детей, обвыкли - теперь о переезде на новое место даже не думают.

- Много лет работали вместе на Балаковской АЭС, до этого на Ровенской. Когда приехали сюда, сразу получили комфортное жилье. Это располагает. Сын планирует здесь прочно укорениться. Ремонт в квартире сделали отличный. Растят малышей. Да и мы с женой уже из Островца никуда не уедем, - рассказал журналистам Владимир Горин.