Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


УполМОЛОЧЕН заявить

Российско-белорусская разработка может стать прорывом в современной медицине. Первые препараты на основе чудо-белка лактоферрина должны появиться на аптечных полках в следующем году

Еще немного, и «волшебный» продукт польется рекой. Фото: БЕЛТА

В ПОИСКАХ ИНВЕСТОРА

Уникальному веществу в Союзном государстве пророчат большое будущее с 2001 года. Ученые из России и Беларуси через подсадку гена человека в геном козы получили продукт, способный совершить прорыв в лечении рака, СПИДа, многочисленных вирусов. Один литр материнского молока может содержать от трех до пяти граммов лактоферрина. Белок отвечает за укрепление иммунной системы, но может также останавливать старение клеток и снижать риски развития инфарктов и инсультов. Только для этого выкладки ученых и экспериментальные результаты должны добраться до производства. Однако мировой прорывной эффект, который должны были получить от двух программ «БелРосТрансген» и «БелРосТрансген-2», пока остается только на бумаге.

Ученые продолжают исследовать чудо-белок, полученный из молока чудо-коз. В России проводят медико-биологические исследования, а в Беларуси работают над свойствами лактоферрина и уже зарегистрировали препарат для повышения иммунитета. Пока, правда, он для поросят. После получения соответствующих разрешений опытные образцы препаратов опробовали в ведущих биологических институтах и клиниках. Внимание медиков из шестнадцати ведущих медцентров страны привлек обеззараживающий эффект. При этом лекарства на основе лактоферрина пока не найдешь в аптеках, но в следующем году ситуация может измениться.

- Российские медики предложили начать выпуск нескольких препаратов: для санации полости рта, чтобы предупреждать развитие кариеса зубов и пародонтоза, для повышения иммунитета, профилактики инфекционной патологии женской половой системы, стимуляции костеобразования. Еще одна разработка - сухая биодеградируемая повязка для покрытия ожоговых ран. В составе сочетаются коллаген и лактоферрин. Повязки на основе первого доказали свою эффективность - раны заживают на две недели быстрее. Добавление же лактоферрина защитит рану от возможных инфекций. Возможно, эти препараты выпустит уже в будущем году специально созданная для этого компания «Лакфер-групп», - рассказал ведущий научный сотрудник Института биологии гена РАН Игорь Гольдман.

Это первый этап. Второй - употребление белка внутрь. По мнению собеседника, здесь нужна третья союзная программа. Без денег проводить клинические испытания никто не будет. Вопрос финансирования остается открытым, либо инвестором выступит Союзное государство, либо частное лицо. Последние проявляют интерес, но с осторожностью.

- Инвесторы переживают из-за заказчика программ, которым выступает Союзное государство. Начнутся, к примеру, массовые продажи препаратов и продуктов на основе лактоферрина, а заказчик примет акт о том, что все принадлежит ему. Хотя я уверен, что Союзное государство заинтересовано в развитии этого направления и выходе лактоферрина на широкий рынок, - разъяснила заместитель генерального директора по науке Научно-практического центра НАН Беларуси по животноводству Александр Будевич.

ЗАБУДЬТЕ О ГМО

Карты ученым спутал закон, запрещающий производство в России ГМО-продукции для практического применения. Штраф - полмиллиона рублей, ну и какой инвестор захочет так рисковать? Игорь Гольдман признает, что коза является генномодифицированной, но белок лактоферрина к этому не имеет никакого отношения.

- Он же не воспроизводит сам себя, а представляет собой лишь последовательность аминокислот, - подчеркивает Игорь Львович.

Солидарен с коллегой и Александр Будевич. Сейчас ситуация начинает утрясаться. С апреля в России заработала программа развития генетических технологий, тем самым дав зеленый свет ученым всех мастей.

«Ключевые факторы, стимулирующие развитие этого рынка, - рост государственного финансирования и увеличение количества проектов в области геномики, высокая распространенность инфекционных заболеваний и рака, а также технологические достижения, увеличение производства генетически модифицированных культур и расширение областей применения геномных технологий», - говорится в паспорте программы.

К тому же как минимум три рекомбинантных белка, получаемых из молока генетически модифицированных животных, прошли клинические испытания и допущены к использованию в качестве лекарственных средств в США и странах Европы. При этом мировой рынок лактоферрина пустует. Американцы потратили уже сотни миллионов долларов на выделение белка, но пока тщетно. Мы же это сделали, но пользоваться не торопимся.

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ

ИЗ ЛАБОРАТОРИИ НА ЗАВОД

В середине ноября в Минск отправился десант научных сотрудников Новгородского университета имени Ярослава Мудрого. Там их уже ждали представители Национальной академии наук и Белорусского университета. Новгородцы готовы поделиться научной и производственной базой, чтобы разработки по выведению лактоферрина не простаивали, а приносили пользу.

- Некоторое время мы сотрудничали с белорусскими коллегами по этому вопросу, но в силу разных причин свернули эту работу. Один из самых важных моментов - разное толкование в законах двух стран, что является генной инженерией, а что нет, - привел пример исполняющий обязанности ректора НовГУ Юрий Боровиков. - Недалеко от Великого Новгорода есть научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Там есть 2,5 тысячи гектаров земли. Мы готовы задействовать ее под разведение стада - полный цикл. У университета есть ученые, и совместно с белорусскими коллегами они могли бы заниматься исследованиями для медицины, сельского хозяйства, молекулярной биологии, прикладной биотехнологии и пищевых производств. Что касается лабораторных установок, которые могут потребоваться для получения белка и исследований, то сейчас мы формируем этот перечень.

Еще один козырь новгородцев для совместной работы - готовая производственная линия по выделению лактоферрина на местном молокозаводе «Лактис». Ее запускали в 2013 году, чтобы получить первую партию белка и отправить его на исследования ученым.

- Производство лактоферрина давно должно было стать национальной идеей - есть продукт, который можно использовать как минимум в четырех государственных программах, в том числе по линии демографии и борьбы с онкологическими заболеваниями. Но мы продолжаем буксовать, может, нет заинтересованности, может, еще какие-то есть причины. Я согласен, сегодня требуются дополнительные исследования, хотя огромная часть уже проведена.

У нас есть ошеломляющие результаты в стоматологии, косметологии, борьбе с раком, - перечислил генеральный директор молокозавода «Лактис» Равиль Даутов.

Лактоферрин, который находится в материнском молоке, хорошо справляется с укреплением иммунной системы. Но как быть, например, с грудничками, находящимися на искусственном вскармливании? Природного аналога веществу нет. В итоге малютки не получают полный комплекс витаминов.

- Сейчас сезон гриппа, простуд, что мы делаем, когда заболеем? Пьем антибиотики! А, к примеру, сто миллиграммов лактоферрина в день снизят прием таблеток в разы. У нас даже разработана линейка продуктов с этим белком - творог, йогурт, молоко. Но все стоит без дела. Сейчас американцы добьются результатов и поставят все на поток, - сетует Равиль Даутов.

Три месяца назад производственную линию по выделению лактоферрина на «Лактисе» вновь включили в розетку. Поспособствовала та самая правительственная программа развития генетических технологий.

- Линия может в сутки перерабатывать полторы тонны молока коз-продуцентов, а сегодня на нее поступает лишь двести-триста килограммов молока, - отмечает Игорь Гольдман.

В Беларуси вырастили целое стадо лактоферриновых коз. Но пока все молоко, которое от них получают, замораживается. В таком виде белок без потери уникальных свойств может храниться четыре года. Безусловно, белорусам тоже нужна такая производственная линия, но все снова упирается в деньги.

комментарий

Олег Леснов, заместитель начальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства:

sv8-2811-lesnov-90.jpg 

Фото: souz.by

- Эту тему из поля зрения не упускаем и двумя руками за то, чтобы результаты программ «БелРосТрансген» и «БелРос-Трансген-2» внедрялись. Сейчас все наработки Минобрнауки РФ передал в институт биологии гена РАН. В свою очередь, мы ведем поиск заинтересованных инвесторов, готовых внедрять полученные результаты. Но даже в этом вопросе они должны будут договариваться о коммерческой части с институтом биологии гена. Насколько мне известно, коммерциализация уже идет - антиожоговые повязки с лактоферрином запустили в производство.

Что касается третьей программы, то можно сколько угодно обсуждать этот вопрос, но пока не будет результатов предыдущих двух, вряд ли финансовые ведомства пропустят следующую. Акцент сейчас надо делать на внедрении того, что уже сделано. 

Гуд Лак и семеро нанокозлят

Как живет первое в мире стадо трансгенных рогатых, узнал корреспондент «СВ».

НИ ОДНО ЖИВОТНОЕ НЕ ПОСТРАДАЛО

Красавчик Филя неторопливо жует сено и с любопытством поглядывает на гостей из-под курчавого чуба.

«В честь Киркорова назвали», - раскрывают тайну имени козла работники фермы под Жодино. Борода, Ирокез, Дэн - практически у всей мужской половины в стаде есть клички, намекающие на отличительные особенности. Но самым крутым был и остается легендарный Лак-1: длинные закрученные рога, неторопливая поступь... Он даже на камеру позирует с каким-то особым достоинством. Именно этот козел в 2007-м положил начало трансгенному семейству и стал отцом нескольких поколений нанокозочек, которые дают молоко с ценнейшим белком - человеческим лактоферрином. Сейчас Лак на заслуженном отдыхе: в октябре он отметил двенадцатый день рождения.

- Впрочем, история началась не у нас, а в Институте биологии гена РАН. Московские ученые создали уникальные генетические конструкции. Цель - получить человеческий белок лактоферрин в молоке животных. Когда эксперименты на мышах дали положительные результаты, решили попробовать повторить процесс на козах. Этим ученые двух стран занимались уже вместе, - рассказывает заместитель гендиректора по науке в Научно-практическом центре НАН Беларуси по животноводству, доцент Александр Будевич.

Сегодня на экспериментальной ферме обитает около двух сотен трансгенных коз. Впрочем, фермой называть это место не совсем корректно. Это полноценный биотехнологический центр: помимо загонов с животными и доильных, есть операционная и цитологическая лаборатория.

- Для того чтобы появился первенец Лак, нам пришлось провести около пятисот операций по внедрению человеческого гена козам. Хирурги, научные сотрудники и работники фермы сутками не отходили от своих рогатых подопечных, - вспоминает ученый. - Не переживайте! Ни одно животное тогда не пострадало. Гены гармонично упаковались: козы счастливы, дают молоко и активно размножаются.

Любопытно, что прародителями трансгенного стада были не какие-нибудь маститые животные, выписанные из-за границы, а обычные козочки из окрестных деревень.

- Порода так и называется - «местная улучшенная грубошерстная», - говорит Александр Будевич, а спустя мгновение добавляет с улыбкой: - Это сейчас компанию разбавили «иностранцы» - козлы из Австрии, Литвы, Голландии.

sv9-2811-laktoferrin2-160.jpg

Человеческого лактоферрина в козьем молоке пять граммов на литр. Это вдвое больше, чем получает младенец при грудном вскармливании. Фото: Анна Курак.

Интересно, что трансгенов до сих пор скрещивают с нетрансгенами. Почему? Если использовать только нанородителей, то потомство может давать молоко с меньшим количеством ценного белка. Как в математике: минус на минус дает плюс.

- В стаде две сотни трансгенных особей и столько же обычных. Внешне и по поведению они ничем не отличаются. Разницу можно увидеть только в микроскоп на лабораторных анализах, - поясняет научный сотрудник лаборатории воспроизводства, трансплантации эмбрионов и трансгенеза животных Елена Петрушко. - Ну и по вкусу молока. Обогащенное лактоферрином более сладкое, и в нем практически отсутствует характерный козий запах.

БЕЗ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ

Переоценить значимость лактоферрина невозможно. Именно этот белок формирует иммунитет и защищает организм от вирусных, бактериальных и грибковых инфекций. Собственно, и союзные проекты задумывались для того, чтобы получить белок, идентичный материнскому.

Он полезен и взрослым, потому что является мощным природным антибиотиком. Но в отличие от химических аналогов не вызывает привыкания. Уникальность вещества в полном отсутствии побочных эффектов.

К примеру, интерферон и инсулин, которые можно купить в любой аптеке, по сути - ГМО. Их выращивают с помощью лимфобластных клеток, а затем очищают. Белок лактоферрина отличается только тем, что получаем его не из пробирки, а через коз. Поскольку Россия и Беларусь первые в мире, кто это делает, то и нормативную базу должны нарабатывать с нуля.

Сегодня молоко на ферме льется рекой, однако попробовать его пока удавалось немногим. Практически все уходит в морозильники: на складах пара десятков тонн ценнейшего продукта. На качество белка заморозка никак не влияет, а вот при таянии его количество уменьшается в 1,5-2 раза.

- В Беларуси есть своя небольшая линия по выделению белка на базе Института биоорганической химии Национальной академии наук Беларуси. Но ее мощностей хватает только для научных целей. Объем продукта, который уже есть, дома будем перерабатывать годами. Стоит задуматься о более тесном сотрудничестве с новгородцами: их производство, наше молоко - может получиться неплохая коллаборация, - выражает надежду Александр Будевич. - А пока всех коз перевели на щадящий режим: кормим и доим по минимуму, стадо не увеличиваем. Молоко-то все равно девать некуда.

 

ЦИФРЫ

 

ЕСТЬ ВОПРОС

Почему человеческий ген внедрили именно козе?

КАК РАЗВИВАЛСЯ ПРОЕКТ

  1. 2001 год. Совет министров Союзного государства постановил разработать программу по выделению белка лактоферрина.

  2. 2002 год. Принята программа «БелРосТрансген».

  3. 2007 год. Появились первые два козла ЛАК-1 и ЛАК-2 с геном человека.

  4. 2009 год. Принята программа «БелРосТрансген-2».

  5. 2010 год. Из молока трансгенных коз получен лактоферрин.

 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Ученые не опускают руки. В ожидании инвестиций развернули работу по всем фронтам. В Институте физиологии РБ совместно с индийцами изучают противоопухолевые свойства лактоферрина. В Белорусском республиканском фонде фундаментальных исследований добились положительных результатов по восстановлению клеток печени. В НПЦ по животноводству пробуют вводить белок в рацион телят. «Какие мощные и здоровые красавцы растут!» - не скрывают гордости в центре.

А пока подрастает очередное поколение нанокозлят, в лаборатории воспроизводства, трансплантации эмбрионов и трансгенеза животных продолжают экспериментировать и с другими ценными человеческими белками.

- Мышам вживляем гены с лизоцимом и антитромбином, - делится успехами научный сотрудник Юрий Кирикович. - Не исключено, что в будущем в Беларуси появятся трансгенные козы нового типа.