Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


К «Шенгену для двоих» придем быстрее Европы

В Могилеве депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России проанализировали, как формируется единое миграционное и визовое пространство от Бреста до Курил.

Фото: Павел Минченко

ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ

Могилев встретил участников заседания комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту с холодком. Но это утверждение верно только в отношении погоды. Атмосфера самой встречи была теплой и дружественной. А еще очень деловой. Неудивительно, учитывая повестку рабочего заседания союзных парламентариев, представителей Постоянного комитета Союзного государства, министерств внутренних дел Беларуси и России, КГБ и ФСБ, МИДов двух стран и других заинтересованных ведомств.

Обсуждение вопросов гармонизации законодательства Беларуси и России в сфере миграции стало продолжением работы по обеспечению равных прав граждан Союзного государства.

В марте 2015 года на Высшем Госсовете были подписаны и вступили в силу три стратегических документа. О взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде на территорию Союзного государства. О порядке обмена сведениями о лицах, в отношении которых действуют ограничения на выезд. И изменения в соглашении о равных правах белорусов и россиян, которое дает право находиться на территории «союзной» страны девяносто дней без регистрации.

Как на практике реализуются эти соглашения, участникам встречи рассказал первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Виталий Наумчик.

- Эти нормы действительно работают на благо законопослушных граждан. Здесь мы тесно взаимодействуем с российскими коллегами, - сказал Виталий Наумчик.- Регулярно проводим операции под условным названием «Нелегал». Некоторая заминка в белорусско-российском сотрудничестве в части выработки общей миграционной стратегии случилась после упразднения в России Федеральной миграционной службы и передачи полномочий в МВД. Создана новая структура, которая и занимается вопросами миграции. Теперь наверстываем упущенное время.


ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Одной из самых обсуждаемых стала тема «пограничных столбов». Между Беларусью и Россией, как известно, их нет. Но пограничную проверку для жителей третьих стран никто не отменял. И до тех пор, пока не будет принято решение о взаимном признании виз, общем безвизовом списке и т.д., вопрос будет стоять остро. Граждане других стран должны попадать на территорию Союзного государства только через международные пограничные переходы. Но их нет между Беларусью и Россией, даже на главной и самой загруженной трассе М-1, соединяющей наши столицы.
На это обратил внимание председатель Комиссии Парламентского Собрания, член Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артем Туров:

- Мне, как депутату Государственной думы от Смоленщины, важно понимать, как существующие проблемы могут отразиться на экономике и социальной ситуации региона. Ведь основной поток туристов, в том числе, и зарубежных, проходит в этом направлении. Для Смоленска туристическая сфера - одна из доходных статей. И если вопрос не будет решен, то туристические потоки могут просто перераспределиться в пользу других стран.

Парламентарий решил посмотреть на ситуацию своими глазами. Специально поехал в Могилев на автомобиле региональными дорогами - через Мстиславский район. И убедился: там нет никакого контроля, никаких постов пограничных ни с российской, ни с белорусской сторон.


ОДНА ВИЗА НА ДВЕ СТРАНЫ

Общее визовое пространство - часть единого миграционного пространства Союзного государства. В качестве пилотного проекта по его реализации стороны рассматривают взаимное признание виз для транзита по территории страны-союзницы уже во время грандиозных спортивных мероприятий в России в 2018 году и Беларуси в 2019-м.

Проекты документов о согласованной визовой политике подготовлены. До конца апреля они поступят в Постоянный комитет Союзного государства. После чего будут предложены к рассмотрению на ближайшем Совете министров СГ.

О досадных частностях, создающих помехи на пути к общему миграционному пространству, рассказал заместитель начальника Главного консульского управления МИД Беларуси Александр Ганевич:

- Когда в российские аэропорты прилетает самолет из Минска, производится проверка документов. Нам едва ли не каждый день приходится объяснять встревоженным гражданам, что это просто проверка, никаких отметок в паспорт ведь не ставится, эта «опция» - для граждан третьих стран. Но 12 апреля произошло то, что мы пока и себе объяснить не можем: пассажиры самолета «Белавиа» в Домодедово проходили через зону международных прилетов. Это было ровно один день, но это некий сигнал, который нас встревожил. Хотелось, чтобы нас предупреждали о таких «новшествах».
Однако идея овладела массами, и движение к единому визовому пространству уже не остановить. У ЕС, как говорят специалисты, это заняло восемь лет. У Союзного государства, уверены парламентарии, путь к «шенгену на двоих» будет значительно короче.

Но общее миграционное пространство касается не только белорусов и россиян, но и граждан третьих стран.
  
- В Беларуси, рассказала заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Алла Бодак, - на стадии доработки законопроект о работе с беженцами. И очень важно, чтобы в работе национальных парламентов не было расхождений в содержательной части. Дабы не получалось так, что в Беларуси принят один план, у россиян свой, и мы идем не к гармонизации законодательств, а, наоборот, к расхождениям. Потом все равно приходиться терять время и возвращаться на исходные позиции.

НЕОБХОДИМО РЕШЕНИЕ


Все что нажито союзным трудом...

Депутаты разбирались, что нужно сделать для рационального и эффективного использования собственности Союзного государства.

Эту тему с полным правом можно назвать «сказкой о потерянном времени» - речь шла о «нажитом» в Союзном государстве.

Идея создания реестра по учету союзного имущества все никак не выльется в конкретный законопроект. Из бюджета Союзного государства тратятся колоссальные средства на программы, многие из которых являются промежуточными. Но если не принимается решение продолжать эти проекты, выделенные средства, можно сказать, «закапываются в землю», а союзная собственность фактически остается бесхозной.

Об этом уже не первый год ведутся дискуссии на разных уровнях. На это обстоятельство указывает по итогам своих проверок белорусский Госконтроль и российская Счетная палата. Но, как говорил классик, воз и ныне там.


- Имущественные вопросы надо рассматривать не только с точки зрения учета, но и использования, - считает Первый заместитель председателя Госкомитета по имуществу Республики Беларусь Алексей Васильев. - Нужен закон об имуществе. И если оно передается в чье-то пользование, то принимать решение должен союзный Совмин, не ниже. Должна быть четкая прозрачная система принятия решений.

Сегодня есть несколько вариантов пользования и владения союзным имуществом и доходов от него. Но нет четкого правового поля. Никакого дохода союзная собственность Союзному государству не приносит. Четких критериев эффективности выполнения программ нет. Некоторые программы носят промежуточный характер, и чтобы конечная цель была достигнута, нужны следующие программы, которые следует реализовывать системно.

Член комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту, член комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Сергей Крючек предложил поручить Постоянному комитету Союзного государства провести инвентаризацию всех выполненных программ и оценить ее результаты. Далее по логике, на повестку дня станет проблема принятие закона о союзном имуществе.

Итоги дискуссии подвела Алла Бодак, отметив, что закон о собственности поможет решить целый комплекс. Вопрос решили вынести на ближайшую сессию Парламентского Собрания, которая пройдет летом в Минске.