Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Студентов «по обмену» должно быть больше

В осеннюю пору начинается страда. Но собирают урожай не только на широких золотистых полях, но и в тихих аудиториях университетов, академий, институтов…

Фото:.riakchr.ru

Умы для «умной экономики»

Урожай этот поистине золотой! Он способен вернуть истинный смысл словосочетанию «золотая молодежь». Это не та, что вскормлена на золоте, а та, что дороже любого золота. Здесь каждый юноша и девушка – самородок, дайте только огранку хорошими знаниями! И отправят самородков не в музей для пущего любования, а пустят в дело и на пользу людям.

Но создали ли мы, взрослые, условия, чтобы наша молодежь могла полностью раскрыть сначала свой личный интеллектуальный потенциал, а потом и потенциал Союзного государства? Достаточны ли темпы интеграции в образовательной сфере? Эти вопросы в центре внимания постоянно действующего при Парламентском собрании Союза Беларуси и России семинара по вопросам строительства Союзного государства, очередное заседание которого пройдет 14-15 сентября в Ростове-на-Дону.

Вроде, все у нас в этой сфере складывается неплохо. Берем количественные показатели: наши сраны остаются в мире одними из самых образованных и студенческих. В Беларуси на 10 тысяч жителей приходится 471 студент, в России – 454. По этому показателю мы далеко обошли такие, казалось бы, передовые страны как Германия (338 студентов), Италия (325) и даже Япония (304).

А как у нас с качеством вузовского образования? Во-первых, мы умеем хорошо готовить студентов. Во-вторых, мы более или менее сохранили научные школы. Среди точных наук лучше, среди гуманитарных – хуже (на то они и «неточные»), но все-таки сохранили! В-третьих, - и в главных! – в России и Беларуси существуют стратегические программы перехода к «умной экономике». И даже кое-где реализуются. А значит, все выстраивается в логическую цепочку: молодой ум - для него научно-питательная среда - и, наконец, реальная сфера приложения. Опять же для него, ибо представить себе инновационную экономику без молодых умов просто невозможно. Ну, в самом деле, не старые же умы ее будут развивать?

Скрещивание молодых и ученых

Есть и еще один несомненный успех в деле смычки науки и молодости. Вернее, сделан пока только первый шаг по «скрещиванию» молодых и ученых, но шаг весьма обнадеживающий. Первый Евразийский форум молодых ученых прошел не так уж давно в Минске. Участие в нем приняли около 500 человек, а 100 приехали из России, Казахстана, Армении, Турции, Германии и других стран. Основная цель мероприятия - объединить молодых ученых стран ЕАЭС, работающих над «крупными междисциплинарными проектами, которые были бы направлены на решение глобальных, фундаментальных и прикладных задач в науке». Вот так вот! – обязательно крупных и глобальных… Ну что ж, молодой задор науке в помощь!

Научный объективизм подсказывает: не может быть все хорошо. Иначе не было бы проблем, которые нужно решать. Хотя есть такие проблемы, которые не под силу одной науке, тем паче молодой, и где надо бы и власть употребить…

Безымянный.png


О необходимости единого образовательного пространства

Вот мы много и правильно говорим о едином информационном пространстве Союзного государства. То есть мы хотим, чтобы у нас была общая информационная повестка и контент. Но ведь подходы к формированию и оценке информации тоже должны быть общими, не так ли? Иначе мы друг друга не поймем и ни о чем всерьез не договоримся. Значит, у нас изначально должны быть общие термины и представления. Заметьте, речь идет не о единомыслии, а об общих подходах, общих смыслах и критериях анализа, а это закладывается в системе высшего образования. Вот тут-то и напрашивается еще один логический ход…

Если мы действительно желаем создать единое информационное пространство, мы прежде должны создать единое образовательное пространство.

Воистину, союзное образование – это образование союза! Это необратимость его строительства! Союз, - тем паче новый, - рождается как идея, как конкретный план и руководство к действию прежде в головах. А чтобы он родился в головах молодых, он должен увлечь их своей романтикой и своей реальностью в момент закладки их базовых представлений о взрослой жизни и всем мире. Вот почему единое образовательное пространство – это ключ к единому информационно-культурному полю. Без которого любая интеграция лишена человеческого лица: она будет не очень интересна не только интеллектуалам, но и обывателям.

Союзное информационное пространство измеряется количеством общих для России и Беларуси изданий, телеканалов, газет, журналов, радио- и телепередач, конкурсов, фестивалей, круглых столов и ток-шоу. И хотя нам их не хватает все равно, но их все же довольно много. Хоть хотелось бы больше… Но вот союзное образовательное пространство измеряется очень просто – по количеству студентов. Белорусских, обучающихся в России, и русских, обучающихся в Беларуси.

Так вот, по состоянию на 2016 год в 55 вузах Беларуси обучалось около 2 тысяч россиян. А в вузах России – 18 тысяч молодых белорусских граждан. Такое соотношение вполне понятно, учитывая соотношение размеров двух стран. Хотя, с другой стороны, в рамках союзного государства Беларусь и Россия равны, и, значит, размер не должен играть роли.
Что можно констатировать? Размер единого союзного образовательного пространства, судя по вышеприведенным цифрам, недостаточен для наших возможностей и наших планов. Конечно, можно сказать, что мы лишь в самом начале пути, но… договор, который давал гражданам обеих стран равные права на получение высшего образования, был заключен еще в 1998 году. И что еще настораживает, - нет тенденции к росту! В 2012 году были точно такие цифры: 2 тысячи россиян и 18 тысяч белорусов, - как в 2016-м.
Что нужно для того, чтобы эти цифры росли? А они должны расти, раз мы строим союзную умную экономику! Как представляется, нужна простая вещь: упростить бюрократические процедуры. А точнее окончательно привести их к общему, еще точнее, к союзному знаменателю. С тем чтобы не было вообще никакой разницы, где поступать и кому поступать. Главное, куда и обязательно по призванию…

В начале большого пути

Понятно, что в один день создать единое образовательное пространство нелегко. Очевидно, нужно идти поэтапно и начинать с интегрированного образовательного пространства. По этому пути уже идут министерства просвещения Беларуси и России, и тем самым уже работают на благо наших народов.

Беларусь и Россия планируют разработать единые подходы к структурированию содержания образования. Перспективы такого сотрудничества уже обсуждались, и не раз. И в Москве на совместном заседании коллегий министерств образования Беларуси и России, по результатам которого Первый замминистра образования Беларуси Вадим Богуш назвал выработку единых подходов в качестве основной задачи, стоящей перед системами образования Беларуси и России. И в Минске - в июне уже этого года на Форуме регионов Беларуси и России, где отмечалось, что за последние 5 лет Россия и Беларусь заметно продвинулись по пути укрепления всестороннего образовательного сотрудничества, а, самое главное, созданы юридические условия для реализации гражданами России и Беларуси равных прав на доступное и качественное образование.

Пошаговая стратегия

Поступление в вуз, вступление в профессиональную жизнь, социальная адаптация юношей и девушек – это и забота государства. Оно не просто должно создать условия для интеллектуального слоя общества, оно обязано с умом распорядиться тем огромным интеллектуальным потенциалом, которым обладает наша молодежь. Распорядится, в том числе, и для пользы государства. Кстати, сегодня мы в праве говорить в этом контексте и о пользе Союзного государства. Русские и белорусские молодые люди должны свободно поступать в вузы обеих стран, учиться там и столь же свободно работать на благо сразу двух братских народов.

Сложность образовательных процессов на непрерывно действующем конвейере «школа-вуз-производство» требует постоянной и оперативной наладки, потому что наше бурное время не стоит на месте и тоже постоянно подкидывает педагогам новые задачки. На которые не всегда есть ответ на последней странице учебника…

Один из таких вопросов из союзной тематики: как совместить белорусское ЦТ и российский ЕГЭ? А еще лучше – слить их во что-то единое, чтобы наши юноши и девушки могли еще легче поступать в любой вуз одной из союзных стран? Скажем, белорус - в МГИМО, а россиянка – в Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Ведь единое образовательное пространство Союза – это удвоенные, а то удесятерённые возможности наших молодых граждан. И наших экономик.

Проблемы, вопросы, решения… И все-таки решения! Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил: «Я убежден, что система образования должна отвечать современным вызовам и требованиям. При этом основная задача педагогов всех уровней - не только учить, но и воспитывать. Эти две функции должны быть в основе работы учителей и педагогов». Кстати, о том же говорил недавно и Президент России Владимир Путин, предлагая ученым и педагогам подумать о разработке и внедрении в школе единой концепции отечественной истории, мировой истории и других гуманитарных наук, «отвечающих» за формирование гражданина и патриота.

А что может быть патриотичней союзного строительства, открывающего «умные» перспективы и для Беларуси, и для России? В том числе и на едином образовательном поле…