Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Культурные коды и взгляды на историю у нас совпадают. Фото: Михаил Фролов/ kpmedia
ИСТОРИЯ НАС СВЯЗАЛА
- По-вашему, что это за явление такое - Союзное государство? В чем его уникальность?
- По большому счету это первое возвратное движение в эпоху дезинтеграции. Понятно, что сразу после распада Советского Союза было создано СНГ. Но это во многом - форма цивилизованного развода. Структура, нацеленная на поддержание остаточных связей. Тогда как российско-белорусский союз - первый успешный пример движения к интеграции, к возобновлению и восстановлению исторических связей.
На этапе инициирования этого проекта велика заслуга Александра Лукашенко. Его взгляд сыграл решающую роль в том, что в конце 90-х годов проект стал возможен.
- В одном из интервью вы сказали, что самый глубокий уровень интеграции у России достигнут именно с Беларусью. Почему мы решили интегрироваться аж до Союзного государства?
- Нас связывает общая история.
- С Украиной тоже ведь связывает.
- Оговорка уместна. На Украине еще в конце XIX - начале XX века царил сильный антирусский национализм. Для белорусской идентичности значимую роль сыграли советский период и опыт Второй мировой войны. Эта связка с общей историей и есть та самая скрепа, держащая нас вместе.
ДОСТУП НА ОБА РЫНКА
- Не помешает ли процессу сближения влияние Запада? Там уже итоги Великой Отечественной войны начали пересматривать…
- Беларусь стремится иметь хорошие отношения и с Россией, и с Европой. Внутренний рынок республики недостаточен для сбыта промышленной продукции, поэтому она обречена на экспортно-ориентированную модель экономического развития. Для того чтобы эту модель поддерживать, ей необходим доступ на оба рынка.
Она вынуждена поддерживать нормальные рабочие отношения с Востоком и с Западом, но не допускать их вмешательства во внутренние дела. Иначе начнется деиндустриализация и уничтожение экономической и социальной моделей, которые сформировались при Лукашенко. Могут возникнуть определенные риски олигархизации экономики. Между этими условиями сложно лавировать, но президент с этой задачей до сей поры успешно справлялся.
Относительно резонов интеграции есть еще один важный момент. Именно в российском периметре союзничества Беларусь может иметь тот максимум суверенитета, который возможен в современном мире. То есть именно стремление к государственной независимости, к самостоятельному развитию скорее сближает Беларусь с Россией, нежели отдаляет от нее. Вне союзнических отношений Беларусь рано или поздно повторит судьбу Прибалтики, далеко идущей до суверенизации.
РУССКИЙ ЯЗЫК - ОБЩЕЕ НАСЛЕДСТВО
- После распада Советского Союза Беларусь могла отказаться от русского языка, а она оставила его вторым государственным...
- Белорусы оказались в этом плане разумнее украинцев. Русский язык - общее наследство, продукт исторического творчества всех трех ветвей русского народа. Он точно так же принадлежит к белорусской ветви, как и к великоросской. Является достоянием и малороссов, но опять же оголтелый украинский национализм не готов принять этот факт. Отказ от русского языка означает отказ от собственного колоссального наследства.
Кроме того, есть прагматическое соображение: русский - мировой язык, на который переведено все, что необходимо для развития научного, технологического, культурного - это доступ ко всему наследию человечества.
К тому же, оставаясь страной с преобладанием русского языка, Беларусь нисколько не рискует своей независимостью - как и англоговорящие страны, где языковая среда не является фактором политической зависимости от Великобритании.
- Что простые люди приобрели оттого, что живут в Союзном государстве?
- Довольно важные вещи - возможность работать на территории стран, ездить без паспортного контроля. Полный комплекс тех прав, которые они имеют на территории своей страны, может быть реализован и на территории страны-партнера. Они обрели безбарьерное партнерство, что дорогого стоит.
Фото: Аца Кошттэ/ kpmedia.ru
Михаил Ремизов родился в 1978 году в Воронеже. Окончил филфак МГУ. Был директором Фонда поддержки гражданских инициатив «Стратегия 2020», редактором отдела политики «Русского журнала», главным редактором Агентства политических новостей. С 2005 года - президент Института национальной стратегии. Один из авторов журнала «Вопросы национализма». Председатель президиума экспертного совета при коллегии Военно-промышленной комиссии, член экспертного совета при Правительстве РФ, член Госкомиссии по вопросам развития Арктики, член совета Всемирного русского народного собора.
Кандидат философских наук.