Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Чтобы союзное слово зазвучало от Сахалина до Бреста

В Минске в рамках Международного медиафорума прошел семинар Парламентского Собрания, посвященный проблемам СМИ

Традиционное фото на память. На переднем плане (слева направо): член ПС Зинаида Мандровская, белорусский депутат Галина Лазовская, член ПС Алексей Казаков, председатель Комиссии ПС по информационной политике Андрей Наумович, министр информации Республики Беларусь Лилия Ананич и Ответственный секретарь ПС Сергей Стрельченко и другие участники семинара. Фото: Сергей Лозюк

МОЗГОВОЙ ШТУРМ


«Общее информационное пространство Беларуси и России становится сегодня исключительно важным фактором продвижения экономического, научного, военно-технического и гуманитарного сотрудничества. Причем не только Беларуси и России, но и других стран постсоветского пространства», - направил приветствие участникам семинара Председатель Парламентского Собрания, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Нарышкин.

В семинаре участвовали министр информации Республики Беларусь Лилия Ананич, заместитель министра иностранных дел Евгений Шестаков. Такой высокий уровень представительства у парламентского семинара был едва ли не впервые за всю его двадцатилетнюю историю.

Собрав не только парламентариев, но и журналистов, представителей научных кругов, дипломатического корпуса двух стран, сферы образования, семинар стал своего рода «мозговым штурмом» для выработки стратегии развития общего информационного пространства Союзного государства.

ПОДХОД ДОЛЖЕН БЫТЬ ГРАМОТНЫМ

Два дня на пленарных заседаниях и в кулуарах семинара депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета, национальных парламентов, министерств и ведомств двух стран, академий наук, исследовательских институтов и центров, ведущих российских и белорусских СМИ обсуждали эффективность работы союзных масс-медиа.

Ключевые темы для обсуждения экспертным сообществом сформулировал «хозяин» встречи Председатель Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Андрей Наумович:

- Грамотное информационное сопровождение способно значительно продвинуть экономическую интеграцию. Значительно возрастает роль региональных средств массовой информации. Она сегодня в том, чтобы люди в глубинке больше знали о Союзном государстве, экономических и интеграционных процессах от Бреста до Сахалина. Разговор, как этого добиться на практике, состоится уже в июне - на Первом фестивале региональных телекомпаний «Образ времени».

Министр информации Беларуси Лилия Ананич рассказала, что фестиваль станет важной составной частью Третьего форума регионов Беларуси и России:

- Мы в Беларуси всегда были приверженцами того, чтобы информационное пространство служило строительству Союзного государства. У интеграции нет более благородной задачи, чем сближение стран и народов.

SV4-seminarNEW-1905.jpg
Член Комиссии ПС по информационной политике Сергей Беспалый и главный редактор «Народной газеты» Игорь Савостенко внимательно слушают коллег

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

На примере газеты «Гомельская правда» член Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, член Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Беспалый рассказал о региональном сотрудничестве приграничных областей Беларуси и России. А главный редактор газеты «Вечерний Минск»  Сергей Протас поделился опытом медийного сотрудничества двух столиц: «Вечёрки» Москвы и Минска обмениваются контентом, издают совместные выпуски.

Главным «возмутителем» академического дискурса на семинаре стал главный редактор, генеральный директор Издательского дома «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин.  «Комсомолка» активно занимается проектами  союзных СМИ:  газетой «Союзное вече», журналом «Союзное государство»,  идет проработка концепции союзного радио. Руководитель крупнейшего в СНГ издательского дома поделился своими мыслями о дальнейшем развитии как союзных СМИ, так и в целом медиарынка. Студенты, конечно же, спросили его о том, как запустить свой газетный проект.  Владимир Сунгоркин порекомендовал журфаковской молодежи не тратить время на устаревшие технологии и теоретизирование профессии, а стремиться быть в самой гуще событий, чтобы быстро и качественно фиксировать их и распространять информацию по самым современным каналам сетевых изданий, соцсетей и т.д.Его заявление во многом обусловило направление дискуссии семинара.

SV4-seminar-1905.jpg
Заместитель председателя ПС Виталий Бусько

Доцент факультета журналистики МГУ Ольга Смирнова поделилась своим видением подготовки профессиональных кадров для союзных СМИ. Главное - нужно растить их целенаправленно. И чтобы перейти сразу к делу, представители журфака и руководство газеты «Союзное вече» договорились о дальнейшем сотрудничестве. Кому, как не нашей газете быть «кузницей» таких кадров!
Отдельной темой профессиональной дискуссии стал разговор про перспективы развития сайта нашего издания. То, что сегодня газету благодаря интернету читают не только в России и Беларуси, но и далеко за пределами Союзного государства, подтверждает бесстрастная статистика. Но газета - это еженедельное издание, и сайту нужно набирать обороты, чтобы союзные новости ежедневно могли оперативно разлетаться по миру.

К РЕГИОНАМ - ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

Семинар в Минске стал удачной площадкой для обмена мнениями и совместного поиска решений, которые ускорят формирование общего информационного пространства.  А решение об этом было как раз принято в дни работы семинара на заседании Союзного Совмина в Могилеве. По итогам разработан документ с предложениями по его правовому регулированию, эффективности и безопасности.

Особое внимание порекомендовали уделить укреплению связей союзных СМИ с их информационными партнерами в обеих странах, включая региональные. Совместные проекты, тематические программы в ведущих СМИ наших стран, по мнению экспертов, будут способствовать формированию позитивного имиджа Союзного государства.

СЛОВО - ЭКСПЕРТАМ

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин:

- Подписан план создания общего информационного пространства Союзного государства. Это не документ о пропаганде работы бюрократических структур Союзного государства. Он писался не для ведомств, а для людей. Это документ о возможности находить информацию и пользоваться ею в любой точке Союзного государства.

В нем есть положение об освещении деятельности Союзного государства, о совместных проектах в области ТВ-производства, печатных СМИ, книгоиздания, сотрудничества в области информагентств и радио.

Идет речь и о подходах к распространению информации в интернете. Мы против цензуры, но выступаем за суверенитет в национальном сегменте, юрисдикцию на свои сегменты сети. Кроме того, в документе закреплено сотрудничество в сфере противодействия распространению детского порно, пропаганде суицида и наркомании.

Мы за развитие информационного сотрудничества со всеми странами СНГ. Прежде всего это касается ЕАЭС. Сегодня уровень взаимодействия в экономике гораздо выше, чем в сфере информатизации. Рынки информации открыты меньше, чем рынки товаров и услуг. В Беларуси на ТВ, на сайтах перекрывают российские программы своими местными, рекламу - тоже. Нет общих правил игры. Понятно, что медиасфера - это сфера деликатная. Но нам здесь точно нечего бояться друг друга. Партнерам пора от схемы изъятий отказаться. Совместное производство контента - это перспективно. Есть хорошие примеры такой работы.

Еще одна проблема - производители живут как будто в отрыве от нынешних реалий. Давно пора работать по рыночным принципам. Приведу недавний случай. Один белорусский канал решил снять сериал о «мистере Нет» советской дипломатии Андрее Громыко. Обратились в министерство: предоставьте нам информацию, каким российским каналам это будет интересно. Согласитесь, странная ситуация - обращаются к чиновникам в министерство, хотя должны сами идти и предлагать свои идеи коллегам в России, делать такое кино, чтобы из рук рвали!

Конечно, мы готовы помогать. Например, в части организации экспорта медиапродукции на внешние рынки. Особенно в Азию и в страны АСЕАН.

Современные условия требуют от СМИ производства коммерчески успешного контента. Если продукт хороший, но финансово не успешный - это выброшенные деньги. Даже если публикуются мемуары государственного деятеля, они должны быть написаны простым языком, чтобы читатель мог осилить их до конца.

Заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий Гриц:

- На семинаре много говорилось о том, что сегодня нужна не просто информация, достоверная констатация фактов. Как никогда востребованы серьезная аналитика и компетентные комментарии, которые помогут разобраться в тех процессах, в которые сегодня все мы вовлечены.

Союзное государство стало полигоном для новых сфер взаимодействия. Можно сказать, что договор о ЕАЭС сделал некоторые аспекты более явными и четкими. Например, это темы, связанные с гуманитарным измерением, социальные вопросы, взаимоотношения в сфере визовой политики, пограничного взаимодействия и обязательно в сфере реальной экономики.
На заседании Союзного Сов-мина в Минске утверждены концепции нескольких новых научно-технических программ на 2017 - 2020 годы. Это правильно - надо думать о будущем. Но в надежде на завтра нельзя забывать и о текущих вопросах. Союзное строительство крайне нуждается хотя бы в одном успешном совместном проекте в реальном секторе экономики.

Еще один знаковый проект по интеграции Минского завода колесных тягачей в структуру военно-промышленного комплекса России -
тоже под большим вопросом. В отдельных изданиях стала активно муссироваться скандальная тема: «белорусы не хотят отдавать России МЗКТ». Вылит ушат грязи и откровенной лжи.

Градус накалился так, что под ударом оказались совместные проекты Брянского автомобильного завода и минчан. А ведь эти предприятия должны быть партнерами, а не конкурентами.

Главный редактор газеты «Советская Белоруссия» Павел Якубович:

- В современных условиях журналисты, в погоне за сенсацией, работают на бегу, и зачастую включают больше мышечные механизмы, вместо того, чтобы задействовать мозговые извилины.  Это не может не сказаться на качестве публикаций.
Некоторые авторы не обдумывают должным образом посылы, стремятся к прямолинейной броскости текста. И получается, что пропаганда подменяет журналистику, при этом такие бойцы информационного фронта считают, что делают гигантское дело. На самом деле они зачастую своими бездумными выступлениями подогревают конфликты, которые тлеют на территориях, внутри людей, что весьма опасно. Такие авторы слишком часто провоцируют конфликты. Журналисты уверены, что срывают пелену с глаз читателей, а на самом деле становятся инструментами пропагандисткой войны.

У нас сегодня есть очень много причин говорить о том, что люди нашего цеха должны в чем-то взять на себя ответственность, а где-то и вину за то, что у нас не все ладится на просторах СНГ, Закавказья, в регионах Средней Азии.

Член Комиссии ПС по информационной политике Светлана Герасимович: Роль СМИ сложно переоценить

- Совсем скоро, в первых числах июня, многие из нас вновь встретятся в Минске - на Третьем форуме регионов. Там будет проходить заседание секции «Информационная политика Союзного государства», состоится Первый форум региональных средств массовой информации Беларуси и России. Конечно, о роли СМИ в союзном строительстве будут говорить на пленарном заседании, в котором будут участвовать президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин.

По итогам дискуссии примем соответствующие решения, которые повлияют на укрепление единого информационного пространства Союзного государства. Как председатель Комиссии Совета Республики по региональной политике хочу сказать, что мы «ведем» целый спектр важных и актуальных вопросов. Это и аграрный сектор, и земельное законодательство, и экология и ЖКХ. Мы мониторим законодательство, гармонизируем отдельные нормативные документы, работаем над этим не только на правительственном, но и на региональном уровне.

Гендиректор Белорусского телеграфного агентства Дмитрий Жук: Блогер - все-таки не журналист

- СМИ, чтобы донести информацию, нужно по максимуму использовать новые возможности. И если привычный формат мешает двигаться в будущее, не стоит бояться отказываться от него.

Сейчас много споров о том, можно ли ставить знак равенства между журналистом и блогером. Блогеры в своих материалах используют зачастую непроверенные факты, позволяют себе излишние эмоции. Это объясняет, почему они не журналисты в настоящем понимании этого слова. Профессионалы не должны забывать о своей ответственности за каждое слово в своих публикациях.

МЕЖДУ ТЕМ
Акулы пера плохому не научат


На международный медиафорум «Партнерство во имя будущего» собрались уже в одиннадцатый раз.
На три дня в белорусскую столицу съехались сотни известных журналистов, экспертов и дипломатов из 21 страны. Форум посвятили двум весомым юбилеям - 25-летию СНГ и 20-летию Союзного государства.

Парламентарии и известные журналисты Беларуси и России в узком кругу обсуждали развитие СМИ наших стран. Много времени уделили информационной безопасности на общем медиарынке: проявлению в сети терроризма, экстремизма, детской порнографии и наркомании.

Белорусский госуниверситет провел Летнюю школу журналистики. Акулы пера учили молодежь, как писать быстро и почему важно работать с соцсетями, остерегали от «легковесности».

- В следующем году на медиафорум позовем не только профессиональных журналистов, но и новое поколение авторов - блогеров, - сказал Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. - Хотя, признаюсь, мне самому больше нравится по старинке листать обычные газеты и журналы.
Для зарубежных гостей организовали проект «Культурное наследие Беларуси». Им показали уникальные шедевры средневекового зодчества Несвижский и Мирский замки.Событие